У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Приоритетные направления уголовно-правовой охраны осуществления государственных функций

Объектом государственного воздействия выступают различные сферы обще­ственных отношений. Необходимость и мера регулирования этих сторон жизни общества обусловливается присутствием в них публичного интереса, социально- экономическими и конкретными историческими условиямй. Важным инструмен­том повышения качества функционирования государства является уголовный за­кон. Его охранительный потенциал должен использоваться системно и дифферен­цированно, сочетать в себе применение общих и специальных норм, акцентирующих предупреждение на конкретных направлениях деятельности го­сударства. При формулировании уголовно-правовых запретов нужно учитывать специфику криминального поведения лиц, осуществляющих функции государст­ва, наличие коррупционных отношений и проникновение последних во все сферы публичного управления. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. были перечислены все направления работы государства и жизни общества: внешняя политика и вопросы международной безопасности, экономи-

23 5

ка, социальная сфера, образование, борьба с коррупцией . Данные сферы тес­нейшим образом взаимосвязаны. Обеспечение безопасности, политической ста­бильности и эффективное противодействие коррупции способны создать благоприятный инвестиционный климат и предпосылки для экономического раз-

Рос. газета. 2014. 5 дек.

вития. А без последнего невозможно функционирование социальной сферы и об­разования.

Исследуя проблемы уголовно-правового обеспечения осуществления функ­ций государства, нужно учитывать не только общую связанность экономики, со­циальной сферы, правоохраны, внешней политики и обороноспособности, но и их глубокое взаимопроникновение. Деление функций государства по сферам их осуществления не отождествляет эти сферы с функциями. «Нельзя абсолютизиро­вать связь между функциями и сферами деятельности государства, - пишет Н. В. Черноголовкин, - ...каждая функция государства лишь преимущественно связана с определенной сферой его деятельности. Это значит, что в конкретной сфере деятельности может осуществляться не одна, а несколько функций госу­дарства. Равным образом одна и та же функция государства может проявить себя в различных сферах государственной деятельности, включая как внутреннюю, так и внешнюю сферы»[1]. Так, успешную реализацию военной функции обеспечива­ют: разработка и производство вооружения и боевой техники, создание современ­ной материальной базы Вооруженных Сил; обучение, морально-психологическая и идеологическая подготовка личного состава; высокий уровень социальных га­рантий; обеспечение верховенства закона в деятельности воинских должностных лиц и неукоснительное соблюдение прав военнослужащих.

Например, в работе В. Е. Сизова отражен комплексный характер осуществ­ления экологической функции государства: «Оно должно заключаться в экологи­зации всех сфер жизнедеятельности общества, обеспечении условий и возможно- стей для устойчивого экологизированного развития» . 3. Ф. Хусаинов исследует экономическую функцию государства и, как нам представляется, определяет ее содержание односторонне и усеченно. Экономическая функция, пишет 3. Ф. Хусаинов - это «деятельность органов государственной власти по обеспече­нию надлежащих условий для возможности реализации всеми субъектами эконо­

 

мической деятельности своих прав и законных интересов» . Считаем, что госу­дарственное влияние на экономику не должно ограничиваться защитой интересов субъектов экономической деятельности. Экономическое развитие государства должно обеспечивать необходимый уровень жизни населения, способствовать про­цветанию науки и образования, выступать надежной материально-технической ба­зой обеспечения правопорядка и безопасности.

Правильно, на наш взгляд, раскрывает содержание концепции эффективного государства и его экономические критерии С. А. Лукаш. Он в числе прочего на­зывает максимальное использование положительных эффектов глобализационных процессов для повышения уровня и качества жизни населения страны и огражде­ния национальных интересов страны от вредных воздействий. «Эффективное го­сударство усиливает социальную составляющую экономических функций», - продолжает автор[2]. Помимо выполнения одних и тех же функций в разных сфе­рах государственной деятельности авторы отмечают влияние изменений, которые происходят в этих сферах,- на содержание «не отраслевых)) функций. Так, «при­сущие современной эпохе глобализационные процессы (информационные, эконо­мические, демографические и др.) определили изменение вектора развития систе­мы “социальной функции государства”»[3].

Проблема классификации функций государства достаточно хорошо разрабо­тана в науке, но она по-прежнему остается актуальной и дискуссионной. Это объ­ясняется не только и не столько сложностью вопроса в теоретическом отношении, сколько условностью всякого перечня функций, как бы он ни был совершенен. Классификация, предвидение и легитимация факторов общественной жизни яв­ляются основными функциями социальных наук[4]. Поэтому обращение к системе функций государства может выступить методологическим ориентиром для отрас­левых наук. Достаточно строго и четко проведенная классификация обладает большой эвристической силой и позволяет предсказать существование неизвест­ных ранее объектов или вскрыть новые связи и зависимости между уже извест­ными объектами[5]. Обращение к классификации функций государства может способствовать не только выработке рекомендаций по совершенствованию раз­личных направлений его деятельности, но и оптимизации уголовно-правовых средств охраны их осуществления. Задачей настоящего исследования не является развитие учения о функциях государства. Роль уголовно-правовой науки состоит в выявлении сфер, форм и методов государственного воздействия, в наибольшей степени подверженных криминализации, и совершенствовании их уголовно­правовой охраны.

Следует согласиться с классиками марксизма в том, что государство пред­ставляет собой не просто механизмы, а различные динамические системы[6]. В литературе 70 - 80-х гг. XX в. основное содержание деятельности Советского го­сударства ограничивалось тремя функциями: хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной, охраны социалистической собственности от воров и расхитителей (в переходный период - функция подавления сопротивления экс­плуататорских классов) и военной защиты от нападений извне[7]. М. И. Байтиным были предложены общие критерии отграничения одной функции от другой. В ка­честве таковых автор рассматривал: во-первых, особенности объекта воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, конкретизирующие политику партии и общие главные цели - построение социализма и коммунизма; в-третьих, обуслов­ленную указанными критериями специфику содержания каждой функции как це- ленаправленной деятельности социалистического государства[8]. Современными исследователями избираются более прагматичные основания классификации: объекты воздействия и сферы государственной деятельности, территориальный ее масштаб; способы государственного воздействия на общественные отношения; содержание функций; сроки (продолжительность) осуществления; правовые фор­мы, в которые они облекаются, и др.[9]

К числу основных критериев классификации функций государства JI. А. Морозова относит их деление по формам деятельности, основанное на принципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделяются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохранительные). «Данная классификация отражает механизм реализации государственной власти», - указывает автор[10]. Действительно, здесь речь идет скорее о формах реализации государственных функций, чем о самих функциях. Заметим, в учебной литературе в контексте ветвей власти рассматривается информационная функция государст­ва, которая характеризует деятельность четвертой «власти» - средств массовой информации. Ее специфика состоит в особых способах воздействия на общество - целенаправленном информировании населения, а иногда и манипулировании об­щественным сознанием[11].

Исследователи информационной функции обращают внимание на просчеты в правовом и организационном регулировании соответствующей деятельности[12] и «...отсутствие четкой, законодательно зафиксированной в едином акте, всесто­ронне проработанной в научно-методологическом ракурсе, наполненной опытом практической реализации национальной концепции информационного развития страны»[13]. Информационная функция реализуется в деятельности пресс-служб

 

органов власти, государственных средств массовой информации. Ее задача состо­ит в формировании государственнической идеологии населения. Полагаем, пози­ционировать информирование населения в качестве одной из правовых форм осуществления функций государства, наряду с законодательной, исполнительной и судебной, неверно. Представление о средствах массовой информации как о «четвертой власти» весьма условно, так как их деятельность не подкрепляется го­сударственным принуждением.

В. Н. Хропанюк называет следующие внутренние функции государства: эко­номическую (формирование государственного бюджета и контроль за его расхо­дованием; определение общих программ экономического развития страны; сти­мулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности); социальную (оказание социальной помощи нуждающимся; выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилья и т.п.); финансово­го контроля (выявление и учет доходов производителей, часть которых направля­ется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и общегосудар­ственных нужд); охраны правопорядка (осуществление законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений); экологическую (проведение мероприятий по сохранению, восстановлению и улучшению природ­ных условий жизни)251.

 

[1]

Черноголовкин Н В Теория функций социалистического государства. С. 20.

[2] Лукаш С. А. Указ. соч. С. 9.

[3] Родионова О. В. Социальная функция современного государства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 12.

[4] Пэнто Л. Государство и социальные науки. 2005. URL: http://sbiblio.com/ bib- lio/archive/pento_gosudarstvo/.

[5]

Мейнен С. В., Шрейдер Ю. А. Методологические аспекты теории классификации. М., 1976. С. 4.

[6]

Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1 : Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 499 ; Маркс К. К критике гегелевской философии права // Там же. Т. 1. С. 234.

[7] Черноголовкин Н. В. Указ. соч. С. 103-104.

[8] Байтин М. И. Указ. соч. С. 198-199.

[9] Морозова Л. А. Указ. соч. С. 118.

[10] т.

Там же.

[11]

Теория государства и права:            учебник / А. С. Пиголкин, А. Н. Головастикова,

Ю. А. Дмитриев ; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева.’С. 163.

[12]

Васенина А. Н. Информационная функция современного Российского государства : ав-

тореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 11.

[13]

Ермошина Р. А. Совершенствование механизма реализации Российским государством информационной функции // Юридический мир. 2010. № 12. С. 50-53.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/87536.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.