Быстрый переход к готовым работам
|
Злоупотребление должностными полномочиямиКак было показано выше, осуществление функций государства возлагается на государственные организации и конкретных должностных лиц. Для результативной деятельности им делегируются полномочия, которые можно охарактеризовать как «право (и одновременно обязанность) соответствующего субъекта действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным законом или 289 иным правовым актом» . Определяя признаки должностных лиц, законодатель указывает на осуществление ими функций представителя власти либо выполнение организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций (примечание к ст. 285 УК РФ). При этом в постановлении «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий» функции трактуются через полномочия: «К исполняющим функции представителя власти следует относить лиц... наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями...», «К организационнораспорядительным функциям относятся полномочия...», «Как административно- хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия...»[1]. Действительно, должностные лица осуществляют функции, но злоупотребляют не функциями, а полномочиями. В присущих должностным лицам полномочиях принимать управленческие решения, изменяющие правоотношения между государством и другими субъектами, проявляется юридическая природа деятельности по осуществлению государственных функций. Так, судебный пристав-исполнитель не выезжала к должникам, фальсифицировала документы об отсутствии у них имущества и принимала решения об окончании исполнительных производств, в результате чело были существенным образом нарушены права взыскателей граждан и организаций[2]. Действия виновной, которая причинила вред общественным отношениям при осуществлении правоохранительной функции государства, были квалифицированы как злоупотребление должностными полномочиями. Материализованная в государственных функциях взаимосвязь между деятельностью его представителей и защищенностью интересов личности и общества отражена в диспозициях общих видов должностных преступлений (ст.ст. 285, 286, 293 УК РФ). Злоупотребление должностными полномочиями, их превышение и халатность приобретают свойства преступлений только в случае причинения ими существенного вреда законным интересам личности, общества или государства. «Спектр методов реализации функций государства, - пишет В. Н. Жимиров, - весьма широк. Но вместе с тем всю совокупность указанных методов условно можно разделить на общие и специальные методы. Общие методы присущи процессу реализации всех государственных функций»[3]. Подобным образом ст.ст. 285, 286 и 293 УК РФ предусматривают ответственность за посягательства на любые функции государства. Обращение к данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (Форма № 10-а) показывает, что общие нормы, предусматривающие ответственность за должностные преступления, традиционно играют ведущую роль в уголовно-правовой охране осуществления государственных функций [1] О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 // Рос. газета. 2009. 30 окт. Жимиров В. Н. Юридический функционализм : теоретико-методологический анализ : автореф. дис. ... д-раюрид. наук. С. 36.
Вся работа доступна по ссылке |
|