Быстрый переход к готовым работам
|
Уклонение от осуществления государственных функцийПри осуществлении государственных функций чаще других методов используется принуждение. Важно подчеркнуть, что право на государственное принуждение имеют только органы власти. Обеспечить предупреждение незаконного принуждения призваны нормы, предусматривающие ответственность за должностное злоупотребление (ст. 285 УК РФ) и превышение (ст. 286 УК РФ). Последнее, в числе прочего, может выразиться в применении чрезмерного, необоснованного принуждения. Вместе с тем нормальное состояние публичных отношений предполагает обязательность осуществления функций государства. Избирательность необходимого государственного воздействия или полный отказ от него недопустимы. Снижение политической субъектности государства оценивается многими социальными группами крайне негативно, поскольку традиционным для России на протяжении всей ее истории был специфический характер отношений индивида с властью и государством, называемый разными исследователями по- разному: «сакрально-патерналистский», «патриархальный» и т.д. Власть традиционно рассматривалась как божественная по происхождению, осененная авторитетом Всевышнего («Нет власти аще не от Бога»), что предполагало безоговорочное подчинение ей, но в то же время и отеческую заботу власти о подданных[1]. Современные исследователи справедливо считают, что политическую безопасность и стабильность конституционного строя могут обеспечить только функ- 381 циональные институты государства . По результатам социологического исследования, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации и Общероссийским общественным фондом «Общественное мнение», в большинстве случаев взятки представители публичной власти берут за действия, которые они должны были выполнить по долгу службы. Причем из года в год количество таких случаев растет (2001 г. - 24 %, 2005 г. - 29 %, 2010 г. - 33 %)[2]. Н. В.Черноголовкин, характеризуя природу функции государства, определяет ее не как «способность, свойство», а как «реализацию способности» - сторону 383 публичной деятельности . «Функция государства - это нечто принадлежащее именно ему, то, от чего в процессе управления обществом государство не вправе отказаться, не исполнить, не осуществить, та работа, без которой данное государство на данном историческом этапе либо на всём протяжении своего развития обойтись не может... Сильное, эффективное государство строго функциональ- 384 но...» . «Русская государственная власть, - писал И. А. Ильин, - призвана пра вить и повелевать: она властвует по праву и обязана в пределах права опираться на силу»[3]. «Безответственность должностных лиц, представителей судейского корпуса, обусловленная наличием правовых иммунитетов, порождает коррупцию, которая в соответствии с законами социального заражения и подражания распростра- няется по вектору ’’сверху вниз“ чрезвычайно высокими темпами» . Трудно согласиться с тем, что коррупция является «...неизбежным следствием избыточно- 10-1 го администрирования со стороны государства...» . Ослабление государственного контроля над всеми сферами жизни неминуемо приводит к обнищанию граждан и ущемлению их конституционного права на достойную жизнь. Только государство имеет своим предназначением заботу о гражданах. В. А. Затонский рассматривает функции государства как «обязательные, определяющие направления внутренней и внешней деятельности, которую государство непременно должно осуществлять, обусловленные его сущностью и социальным назначением, а также необходимостью осуществления действий...»[4]. Следует согласиться с автором, когда он обращает внимание на насущную потребность деятельного присутствия государства в жизни общества и недопустимость отказа от осуществления своих функций. В противном случае неминуемы деградация и разрушение самого государства. Как «...направления государствен- г- 389 нои деятельности, без которых существование государства невозможно» определяет функции государства В. Н. Дмитрук. Исследуя ' понятие «функция», А. С. Палазян и В. П. Малахов связывают ее с зависимостью направления деятель- 390 ности государства от его возможностей . Анализ системы уголовно-правовых запретов на совершение должностных преступлений свидетельствует о существующем дисбалансе между запретами на криминальную активность должностных лиц, и нормами, побуждающими их к исполнению своих обязанностей и реализации полномочий. Власть должна быть деятельной и функциональной. Необходимо усилить потенциал уголовного закона в предупреждений бездействия власти, игнорирования существенных нарушений интересов граждан и общества. В ходе проведенного нами опроса 96 % сотрудников правоохранительных органов подтвердили, что усиление государства и повышение его авторитета способствуют защите прав граждан; по мнению 4 % от их числа, мощное государство делает граждан бесправными. Анализ уголовного закона показывает, что в нем недостаточно внимания уделено нормам, которые под страхом наказания обязывали бы чиновников употреблять власть там, где это жизненно необходимо. Изученная судебная практика показывает, что в 45 % случаев лица, осужденные за злоупотребление должностными полномочиями, не выполнили лежащей на них как на представителях власти обязанности по защите интересов личности, общества и государства. В соответствии со сложившейся судебной практикой считается, что. злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) может выражаться не только в действиях, но и в бездействии. В таком случае субъект, скорее, не использует свои должностные полномочия, нежели использует их, как указано в диспозиции ч. 1 ст. 285 УК РФ[5]. Напомним, деяние при злоупотреблении определяется как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы...». Наверное, поэтому ст. 107 УК РСФСР 1922 г. и ст. 111 УК РСФСР 1926 г. предусматривали ответственность за «бездействие власти, т.е. невыполнение должностным лицом действий, которые оно по обязанности своей службы должно было выполнить». Сравнительный анализ законодательства стран ближнего зарубежья и России показывает ряд отличий. Уголовный кодекс Республики Беларусь в ч. 1 ст. 424 определяет злоупотребление властью или служебными полномочиями как умышленные действия с использованием своих служебных полномочий. Бездействие, которое должностное лицо могло или должно было совершить, предусматривается в качестве самостоятельного состава преступления (ст. 425). Уголовноправовой запрет на бездействие по службе содержится в ст. 370 Уголовного кодекса Республики Казахстан. Отметим, что в таком рекомендательном законодательном акте, как Модельный уголовный кодекс СНГ, также предлагается устанавливать ответственность за бездействие по службе (ст. 302). Считаем, что отсутствие нормы, предусматривающей наказание за бездействие власти, - недостаток УК РФ. Дело в том, что даже если рассматривать злоупотребление должностными полномочиями как их употребление или неупотребление применительно к конкретным случаям, то подобное поведение не может охватывать невыполнение лежащих на представителе власти обязанностей. Очевидно, что полномочия и обязанности должностного лица не тождественны. Злоупотребление должностными полномочиями представляет собой принятие или непринятие какого-либо управленческого решения : властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного. В свою очередь, должностным лицам могут корреспондироваться обязанности, выполнение которых само по себе юридических последствий для других не создает. Например, сотрудники полиции обязаны предотвращать и пресекать преступления, оказывать помощь гражданам, от них пострадавшим, разыскивать лиц, совершивших преступления, без вести пропавших, похищенное имущество и т.д. Сами по себе защита потерпевшего и физическое задержание преступника не могут рассматриваться как реализация властных полномочий. Поэтому если полицейский в описанной ситуации бездействует, то ответственность должна наступать за невыполнение обязанностей. Существует еще одна причина для того, чтобы предусмотреть в отдельной норме ответственность за уклонение должностных лиц от применения полномочий или выполнения обязанностей. Исследуя юридическую природу укрытия сотрудниками правоохранительных органов преступлений от учета, П. С. Яни пишет: «...порой органам следствия и государственного обвинения не удается доказать корыстную или иную личную заинтересованность должностного лица органов внутренних дел, укрывшего преступление, хотя сам факт такого укрытия установлен, равно как и то, что лицо руководствовалось ложно понятыми интересами службы (такой мотив может быть связан с иной личной заинтересованностью, однако сам по себе видом такой заинтересованности не является). Если исходить из того, что должностное лицо органов внутренних дел совершает деяние в форме бездействия, то получится, что содеянное не влечет уголовной ответственности ни по ст. 285 УК РФ (поскольку отсутствует предусмотренный этой нормой мотив), ни по ст. 286 УК РФ (поскольку этой нормой ответственность за бездействие не установлена)»[6]. Теория государства и права : учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В.В. Лазарева. С. 95-96. Состояние бытовой коррупции в России (на основании материалов социологического исследования, проведенного во втором полугодии 2010 г.). Министерство экономического развития Российской Федерации, Общероссийский общественный фонд «Общественное мнение». М., 2011. С. 12. URL: http://www.economy.g6v.ru/ wp^wcm/connect/ 116ffl9004739fflc7a2a4eeb4415291fl/doklad_kor.pdf. [3] Ильин И А. Кое-что об основных законах будущей России // Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений : пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. М., 2000. С. 460. Затонский В. А. Указ.соч. С. 11. [5] Волженкин Б. В. Служебные преступления. С. 142. [6] Яни П. С. Укрытие преступлений от учета : действие или бездействие? // Законность. 2008. №2. С. 11.
Вся работа доступна по ссылке |
|