Быстрый переход к готовым работам
|
Законодательство Российской Федерации о медиации: тенденции и проблемы развитияСостав российского законодательства о медиации многократно описан и прокомментирован в изданных в России научных монографиях и научно-практических комментариях к Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[1]. Поэтому в настоящем диссертационном исследовании считаем избыточным приводить парафразы известного. Вкратце лишь отметим, что законодательство Российской Федерации о медиации включает следующие нормативные правовые акты: - Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[2] - основной профильный нормативный правовой акт по медиации; -Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации»[3] (статья 6.1 «Применение процедуры медиации к спору, который находится на разрешении в третейском суде»); -Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)[4] (статья 202 «Приостановление течения срока исковой давности» и др.); - Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О рекламе»[5] (статья 30.1 «Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации»); -Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (статья 138 «Примирение сторон» и др.)[6]; -Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 04.03.2013) (статья 150 «Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству»)[7]; -Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от04.03.2013)[8] (ряд статей). Действуют также Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы”»[9], Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 №969 «О программе подготовки медиаторов»[10], «Разъяснения» Минэкономразвития РФ от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”»[11], Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 № 187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов»[12], а также ряд других документов. Для целей диссертации считаем необходимым далее сосредоточить свое внимание на недостатках правового обеспечения медиации в России, проблемах российского законодательства о медиации, а также на
содержании научной дискуссии относительно таких недостатков и проблем и относительно направлений совершенствования российского законодательства о медиации. Итак, профильным и основным нормативно-правовым актом, регулирующим разрешение споров посредством проведения процедуры медиации на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»[13] (далее - Закон). По нашему мнению, а также мнению многих российских исследователей, указанный нормативно-правовой акт обладает рядом недостатков. Анализ содержания указанной дискуссии позволяет выделить следующие позиции относительно сказанного выше. Г.В. Севастьянов отмечает, что предмет данного закона сужен до одной единственной примирительной процедуры — классической модели медиации, что в значительной степени сокращает поле потенциального урегулирования правовых конфликтов.[14] Кроме того, Г.В. Севастьянов считает, что существенным недостатком Закона является юридизация процедуры медиации, которая происходит сразу на нескольких уровнях и проявляется, во-первых, в том, что обычно для обращения к способам альтернативного разрешения споров достаточно заключения одного соглашения сторон, и поэтому не важно, когда оно заключено — до наступления спора либо после него, в то время как Закон устанавливает в статье 8 и части 1 статьи 7 обязательность заключения соглашения между сторонами о применении процедуры медиации, а также предусматривает возможность заключения; во-вторых, в определении существенных условий соглашения о проведении процедуры медиации, а также в обязательности требований письменной формы для соглашений о применении процедуры медиации и соглашения о проведении процедуры медиации.[15] Г.В. Севастьянов указывает, что указанные положения совершенно не отражают правовую природу правоотношений в сфере альтернативного 130 разрешения споров. Как указывает С.И. Шаповалов, одним из недостатков Закона является отсутствие в нем положений, позволяющих удостоверять медиативные соглашения нотариально, поскольку такое удостоверение соглашений способствует их исполнимости, о чем свидетельствует опыт многих европейских государств, законодательство которых допускает участие нотариусов в примирительных процедурах сторон в виде медиации в различных формах. Кроме того, включение в текст Закона такого рода норм позволило бы продвинуться бы в унификации российского и европейского законодательства в области медиации.[16]
[1] См., например: Владимирова М.О., Хохлов В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»: постатейный / Под ред. В.А. Хохлова. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2011. - 80 с.; Комментарий к Федеральному закону «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» / Отв. ред. С.К. Загайнова, В.В. Ярков. - М.: Инфотропик Медиа, 2011; Лазарева О.В., Тихонова Е.В., Старостин М.Е. Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». - М.: СПС «Гарант», 2011; Пун Г. Руководство по медиации для корпоративных юристов. - М., 2012. - 168 с.; Шамликашвили ЦА. Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров. Что необходимо знать судье, чтобы компетентно предложить сторонам обращение к процедуре медиации. - М., 2010. - 160 с., и др. [2] Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. -02.08.2010. -№ 31. - Ст. 4162. [3] Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3019. Ред. от 21.11.2011 - СПС «КонсультантПлюс». [4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 05.12.1994. - №32. - Ст. 3301. Ред. от 11.02.2013 - СПС «КонсультантПлюс». [5] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 20.03.2006. - № 12. - Ст. 1232. Ред. от 28.07.2012 - СПС «КонсультантПлюс». [6] Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29.07.2002. - № 30. - Ст. 3012. Ред. от 30.12.2012 - СПС «КонсультантПлюс». [7] Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 18.11.2002. - №46. - Ст. 4532. Ред. от 04.03.2013 - СПС «КонсультантПлюс». [8] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 24.12.2001. - №52 (ч. I). - Ст. 4921. Ред. от 04.03.2013 - СПС «КонсультантПлюс». [9] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы”» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 01.10.2012.-№40.-Ст. 5474. [10] Постановление Правительства РФ от 03.12.2010 №969 «О программе подготовки медиаторов» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13.12.2010. - № 50. - Ст. 6706. [11] «Разъяснения» Минэкономразвития РФ от 27.05.2011 «Позиция Минэкономразвития России по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс». [12] Приказ Минобрнауки РФ от 14.02.2011 №187 «Об утверждении программы подготовки медиаторов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.03.2011 № 19973) // Российская газета. - 23.03.2011. -№ 60. СПС «КонсультантПлюс». [13] Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 02.08.2010. -№ 31. - Ст. 4162. [14] Севастьянов Г.В. Специфика законотворчества в сфере альтернативного разрешения споров // Третейский суд. - 2010 - №2. - С. 6-19. - С. 14. <http://www.arbitrage.spb.ru/jts/2010/2010-2.pdf>. [15] Севастьянов Г.В. Специфика законотворчества в сфере альтернативного разрешения споров // Третейский суд. - 2010 - №2. - С. 6-19. - С. 15. <http://www.arbitrage.spb.ni/jts/2010/2010-2.pdf>. [16] Шаповалов С.И. Правовые основы медиации в Российской Федерации // <http://www.tpp.volzhsky.ru/pravovye-osnovy-mediacii-v-rossijskoj-federacii/>.
Вся работа доступна по ссылке |
|