Быстрый переход к готовым работам
|
Специальная оперативно-розыскная профилактика насильственных действий сексуального характераОперативно-розыскная профилактика - это процесс опережающего противодействия преступности, субъектом которого являются оперативные аппараты органов внутренних дел, осуществляющие в рамках своей компетенции гласные и негласные оперативно-розыскные мероприятия поискового, проверочного и нейтрализующего характера с целью своевременного выявления лиц, вынашивающих преступные намерения, и оказания на них позитивного формирующего влияния, потенциальных жертв преступлений и обеспечения их безопасности, криминогенно-виктимогенных ситуаций и их устранения. Применительно к преступлениям против половой неприкосновенности и половой свободы личности оперативно-розыскная профилактика может быть определена как деятельность оперативных аппаратов органов внутренних, имеющая конкретную цель - использование сил, средств и методов оперативнорозыскной деятельности для выявления лиц, намеривающихся совершить насильственные преступления сексуального характера, обеспечения безопасности потенциальных жертв и создания условий, исключающих реализацию преступных намерений. Естественно, эти силы, средства и методы используются и применяются в рамках специальной оперативно-розыскной профилактики в целом, но с учетом специфики преступников, их жертв и типичных ситуаций совершения насильственных половых преступлений, и поэтому имеют свои особенности. Тем не менее, сама оперативно-розыскная профилактика и в плане ее информационного обеспечения и реализации оперативно-розыскных мер в отношении профилактируемых объектов укладывается в отработанные схемы повседневной оперативно-розыскной деятельности оперативных аппаратов. Эта специфика, применительно к информационному обеспечению профилактики выражается в следующем:
а) в рамках оперативно-поисковой работы, осуществляемой оперативными аппаратами органов внутренних дел, специально с целью установления лиц, намеревающихся совершить, и преступников, совершивших насильственные половые преступления, проводится территориальный, объектовый и документальный оперативный поиск, а также оперативный поиск с использованием специальных информационных возможностей. Территориальный оперативный поиск осуществляется оперативными аппаратами органов внутренних дел в форме оперативно-поисковых мероприятий, проводимых на территории обслуживания и имеющих целью выявление лиц, склонных к совершению, совершающих или уже совершивших насильственные действия сексуального характера. Объектовый оперативный поиск аналогичен территориальному, но он проводится на определенных объектах и в связи с этим имеет некоторые тактические отличия. Оперативный поиск осуществляется в процессе работы в местах возможной концентрации и на объектах возможного нахождения преступников и потенциальных жертв (как правило, это известные места и объекты на территории обслуживаемой конкретным органом внутренних дел) Документальный оперативный поиск включает изучение различных документов, начиная от уголовных дел, в которых можно почерпнуть информацию о соответствующих преступниках и преступлениях, до заявлений и сообщений граждан, касающихся аналогичных фактов. Особенно важно изучение документов, находящихся в медицинских учреждениях, поскольку значительная часть потерпевших, в той или иной форме скрывая факты сексуальных посягательств на них, тем не менее, обращается по поводу полученных повреждений за медицинской помощью.1
В частности, особенно ценную информацию можно получить, изучая медицинские документы касающиеся обращений в связи с опасениями заражения венерическими заболеваниями1 или ВИЧ-инфекцией, ф, Третий организационно-тактический вариант оперативного поиска - ис пользование специальных информационных возможностей - по существу, представляет собой обращение к информационным возможностям лиц, содействующих органам внутренних дел конфиденциально по контракту. Вместе с тем оперативные аппараты должны широко использовать в целях обнаружения потенциального или реализованного латентного сексуального насилия любые формы содействия граждан, включая получение разовых сообщений, в том числе анонимных.2 б) лица, выявленные как склонные к совершению преступлений против ; половой неприкосновенности и половой свободы личности в связи с соответст- S ^ вующими их поведенческими проявлениями, отраженными в открытых мате риалах или материалах оперативного характера, должны ставиться на специальный профилактический учет, который должен быть дифференцированным по объектам и должен пополняться не только непосредственно оперативными работниками, но через них с учетом профессионально-ориентированной селекции информации о тех или иных лицах, также и другими сотрудниками (участковые инспектора, ОППН и т.д.). в) в профилактических целях необходимо осуществление эффективного ^ оперативного контроля за выявленными лицами, склонными к совершению сексуальных преступлений, и тем более - глубокая оперативная проверка тех из них, в отношении которых есть информация о уже совершенных преступлениях
f)
Непосредственно предупредительное воздействие на конкретных лиц, от которых можно реально ожидать совершения сексуальных преступлений, в рамках оперативно-розыскной профилактики включает реализацию практически большинства возможностей, вытекающих из содержания компетенции аппаратов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в полном объеме. К ним относится использование лиц, содействующих органам внутренних дел на конфендициальной основе и имеющих возможности общаться с объектами профилактики для позитивного воздействия на них. Конфиденты, привлекаемые для решения таких задач, должны быть детально подготовлены и с помощью оперативного работника обеспечены убедительной аргументацией, которую им и предстоит доводить до сознания профилактируемого лица.[1] Эти задания вместе с тем всегда включают и исполнение контрольной функции, так как агрессивные по характеру установки лица с аномальной сексуальной ориентацией, как правило, криминально активны, плохо предсказуемы и при условии некоторых психических отклонений еще и плохо управляемы. Оперативные работники также имеют возможность и должны непосредственно общаться с лицами склонными к совершению сексуальных преступлений, что позволяет им, во-первых, доводить до их сознания информацию профилактического содержания и, во-вторых, периодически обновлять свое личное представление о профилактируемых лицах, их психологическом состоянии, реакции на контакт с оперативным работником и др. Оперативные работники также имеют возможность выходить на контакты с потенциальными и реальными жертвами сексуальных преступников, что и определяет возможности оперативно-розыскной виктимологической профилактики. Разумеется, для таких контактов нужны законные основания.[2] Сложность профилактической работы, необходимость ее организации и осуществления повседневного управления комплексно используемыми силами (сотрудниками, аппаратами, подразделениями) требует ее строгого правового регламентирования, имеющего целью установить функциональную нагрузку по уровням управления и исполнения конкретных задач, а также - использования сил, средств, методов, которыми располагают органы внутренних дел, включая средства и методы оперативно-розыскной деятельности. Основным нормативным актом, регламентирующим деятельность органов внутренних дел в рассматриваемом направление, является «Положение об основах организации профилактики преступлений органами внутренних дел». |
|