У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Отечественный и зарубежный опыт разработки и оценки госу¬дарственных программ

Любые изменения в действующих системах управления основаны на опыте их использования. Рассмотрим применение программно-целевого управ­ления на практике. Первые попытки использования программно-целевого управления в отечественном территориальном планировании были сделаны в 20-30 годы ХХв. (реализация плана ГОЭЛРО, строительство Урало-Кузнецкого комбината, лесоэкспортного порта «Игарка» на Енисее и крупного промыш­ленного центра Комсомольск-на-Амуре, освоение Хибин и др.). В те годы такое понятие как «целевая программа» еще не существовало, его заменял термин «план». План - это намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и срока выполнения.

 

ГОЭЛРО был первым единым государственным перспективным планом развития всей экономики Советского Союза на основе ее электрификации. Он был разработан в 1920 г. и предусматривал строительство предприятий, на­правленный на развитие ряда территорий [114]. План включал весь комплекс взаимосвязанных вопросов: увеличение добычи топлива, совершенствование или создание системы его переработки и транспорта; развитие промышленно­сти; обучение кадров; создание инфраструктуры городов и т.д. [103].

План ГОЭЛРО привел к развитию электрификации страны и созданию крупной индустрии. Темпы реализации, запроектированные в плане ГОЭЛРО, не имели аналогов во всей прошлой экономической истории.

Для того чтобы определить, к какому уровню целевого управления отно­сится план ГОЭЛРО, оценим его по следующим критериям: разработка целей управления, механизма реализации, а также сроки достижение этих целей.

Цель плана была четко сформулирована и являлась глобальной в масшта­бах страны. В сфере электроэнергетического хозяйства план состоял из двух частей: программы «А», которая была разработана для восстановления и рекон­струкции довоенной электроэнергетики, и программы «Б», которая предусмат­ривала строительство 30 районных электрических станций. Общая мощность 30 районных электростанций (10 ГЭС и 20 тепловых) составляла 1750 тыс. квт. [114]. При этом решались вопросы не просто сооружения 30 электростанций, а весь комплекс взаимосвязанных вопросов.

Схема реализации плана представляла собой четкую систему управления. В случае краха расчета на использование государственных средств, в план были внесены кардинальные изменения, которые обеспечивали бы привлечение ча­стного капитала и реализацию плана на основе бизнес-проектов.

План был рассчитан на 10-15 лет, и за этот период планировалось вывес­ти экономику страны на новый уровень.

Оценивая план по последнему критерию - достижение намеченной цели в срок, видно, что уже через 10 лет после начала реализации плана он перевы­полнен по ряду основных показателей. Так, в результате реализации плана ко­личество электростанций возросло в 26 раз к 1927 году [103].

По нашему мнению, успешное выполнение плана ГОЭЛРО связано с его превосходной разработкой и реализацией. Таким образом, план ГОЭЛРО вклю­чал в себя все элементы программно-целевого управления.

Разработка и реализация плана ГОЭЛРО имели огромное значение. Это был первый опыт использования научного планирования. Комиссией ГОЭЛРО были разработаны принципы, которые легли в основу перспективного планиро­вания. Впервые был сформирован топливно-энергетический баланс страны и определена общая смета затрат [99].

Позднее с помощью перехода к новой экономической политике (НЭП) стала восстанавливаться промышленность, разрушенные производства и заво­ды, фабрики, железнодорожный транспорт и коммунальное хозяйство. Посте­пенно начинает развиваться экономика города и осуществляется управление городским хозяйством. В 1926 и 1928 годах ученый Л. А. Велихов публикует работы «Опыт муниципальной программы» и «Основы городского хозяйства». Это были первые работы, посвященные разработке планов и теории муници­пального развития.

В 1928 году новая экономическая политика прекращает свое развитие и страна переходит на пятилетнее планирование развития народного хозяйства. Всего было реализовано 13 пятилетних планов.

В мае 1929 года V съездом Советов СССР был утвержден первый пяти­летний план (1928-1932 гг.). Он позволил провести ряд политических, экономи­ческих и идеологических мер, приведших к созданию новых отраслей промыш­ленности и увеличению всех видов продукции. В этот период велось строитель­ство транспортных и промышленных сооружений таких как ДнепроГЭС, Тур- ксиб, металлургических заводов а Магнитогорске, Новокузнецке, Норильске, Липецке и Челябинске, тракторных заводов в Сталинграде, Харькове, Челябин­ске.

 

В 30-40-е гг. XX в. происходит увеличение объема сельскохозяйственной и промышленной продукции, была реализована масштабная программа желез­нодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта, развернулось жилищное строительство [102].

После Великой Отечественной войны восстановление разрушенного на­родного хозяйства велось с использованием программно-целевого планирова­ния и управления. За несколько лет были достроены и введены в эксплуатацию крупнейшие гидроэлектростанции, заводы, развернулось жилищное строитель­ство.

В 50-60-е гг. XX в. отчетливо проявляется тенденция к формированию комплекса государственных целевых программ отраслевого, космически- оборонного и территориально-производственного назначения. Советские доку­менты представляли собой строгие перспективные планы, направленные на развитие народного хозяйства Советского Союза. В целом их реализация была успешна, однако государственное управление экономикой страны представляло собой преимущественно отраслевое управление.

К широкому использованию программно-целевого управления являлись следующие предпосылки: постоянное развитие специализации производства, дифференциация видов деятельности, направленная на решение проблем ком­плексного характера; разобщенность в ведомствах, связанная с возвратом к от­раслевому принципу управления в середине 60-х гг., которая не решала про­блемы регионального развития.

В связи с этим возникла объективная потребность использовать интегра­ционные методы планирования и управления. В этот период происходит фор­мирование государственных планов, включающих создание перечня проблем, решающихся с помощью программной разработки и разработка комплексных целевых программ. Поэтому, начиная с 70-х годов прошлого столетия, широкое распространение получили целевые программы - народнохозяйственные, науч­но-технические, экологические и др. Вместе с тем, успешно реализовывались и

региональные целевые программы. Программы развития регионов были на-

58

правлены на становление и функционирование территориально­производственных комплексов (ТПК), таких как Южно-Якутский, Оренбург­ский, Южно-Таджикский.

В 70-80-е годы ХХв. был выполнен огромный объем работ по строитель­ству Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Стоит отметить, что со второй по­ловины 70-х годов и до середины 80-х годов ХХв. было разработано большое количество региональных программ. Параллельно с программами развития кра­ев, областей, республик, разрабатывались отраслевые программы производства товаров народного потребления и др. Устанавливаемые цели управления позво­ляли решать имеющиеся народнохозяйственные проблемы. Проблемы, на кото­рые были направлены цель и задачи программы, носили комплексный характер, но только в сфере ее действия, т.е. в регионе или в отрасли.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/80006.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.