Быстрый переход к готовым работам
|
Структурные трансформации институтов социума и этниче¬ская идентичностьОбращение к институциональным характеристикам структурных особенностей современного состояния социума мы рассматриваем как наиболее глубокий и методологически корректный способ анализа и выявления объективной обусловленности и закономерностей множащихся этнополитических конфликтов. На наш взгляд, одной из заметных методологических слабостей господствующего в этноконфликтологии, этнополитологии, этносоциологии 81
и этнологии инструментализма, как раз, является игнорирование объективных факторов детерминации этнополитических конфликтов. В своем крайнем выражении, данная позиция, действительно, может быть понята как принципиальная деонтологизация этничности и наций, как таковых, что вызывает обоснованные возражения целого ряда авторов С другой стороны, альтернативная точка зрения, представленная при-мордиализмом, ограничивается выявлением культурных различий, усматривая в культурной и социальной «дистанции» между этническими идентично-стями, объективные основания конфликтогенности межэтнических отношений. Критика примордиализма в этой части, который, по замечанию Б.Кроуфорда, не учитывает различий между культурной идентичностью и политически значимой культурной идентичностью, а также роли государства в развязывании «культурных конфликтов», - вполне справедлива . В этой связи, одна из теоретически и методологически значимых и актуальных проблем современного познания сущности и природы этнополитических конфликтов, очевидно, состоит в том, чтобы, с одной стороны,- выявить наличие и природу объективных факторов, обуславливающих актуализацию и когнитивную значимость этнической идентичности, а с другой,- специфику и содержание проявления субъективных детерминант этнополитических конфликтов в лице, так называемого, «этнического предпринимательства». Рассматривая в предыдущих разделах работы этимологическую и субстанциональную характеристики основных компонентов, образующих элементную структуру этнополитических конфликтов, мы не обращались, собственно, к понятию этнополитического конфликта. Отстраняясь от дискуссионной части данной проблемы, позволим себе максимально лаконично ограничиться констатирующими аспектами данного вопроса. Само понятие содержит в себе два базисных основания: «этническое» и «политическое», для 109 См., напр.: Козлов В. Национализм и этнический нигилизм / Свободная мысль. 1996. №6; Авксентьев В.А. Этническая конфликтология : в поисках научной парадигмы,- Ставрополь, 2001. С.35-38; Ачкасов В.А. Этнополитология: Учебник.- СПб., 2005. С.41; и др. 110 Crawford В. Causes of Cultural Conflict: Institutional Approach II The Myth of "Ethnic Conflict": Politics, 82
вычленения которых используются различные критерии. Содержание понятия «этнического» мы рассмотрели достаточно тщательно в предыдущих разделах работы. Что касается «политического», то согласно позиции одного из ведущих исследователей политических конфликтов А.В.Глуховой, «среди социальных конфликтов политические выделяются на основании своеобразия сферы, к которой относится противоречие между конфликтующими сторонами» . Особый акцент ставится на особенностях предмета спора, к которому относятся специфические ресурсы власти. Сюда могут входить как, собственно, сама власть в ее институциональных формах и структурах, так и отношения между политическими субъектами, по поводу этой власти и способов ее осуществления, по поводу позиций и статусов различных субъектов в системе политических отношений и т.д. А.Р. Аклаев относит к ним: «государственную власть, приоритеты государственной политики, политический статус социальных групп, принципы и механизмы перераспределения и осуществления власти, ценности и символы, являющиеся основой политической общности» . При всей внешней прозаичности вопроса, понятие политического конфликта предстает достаточно сложным и многозначным, что и отражается во множестве подходов и авторских позиций. Мы будем исходить из самого обобщенного его понимания, как столкновения субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, которые связаны, прежде всего, с достижением власти или ее перераспределением, а также способами и формами ее осуществления, влекущими за собой изменение и перераспределение доступных властных ресурсов, политического статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе. В связи с вышесказанным представление об этнополитическом конфликте становится более понятным. В самом общем виде этнополитический 111 Глухова А.И. Типология политических конфликтов.- Воронеж, 1997. С. 28. 112 Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент.- М., 2005, С. 23 83
конфликт можно рассмотреть и как особый тип этнического конфликта (возникающего и протекающего в сфере политики), и как разновидность политического конфликта (в котором один из субъектов представлен этнической группой). Один из приемлемых вариантов дефиниции этнополитического конфликта предлагает А.Р.Аклаев: «Этнополитический конфликт представляет собой столкновение субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации, и, по крайней мере, одним из субъектов является этническая группа» . Единственную оговорку, которую, как представляется, здесь следует сделать, связана с тем, что, на наш взгляд, цели и интересы конфликтующих сторон могут и не иметь непосредственной связи с достижением или перераспределением политической власти и ресурсов, статусов и позиций в системе политических отношений. Но конфликт, связанный с реализацией любых прочих интересов, в том числе, этнических, могут порождать в виде объективного своего следствия подобные изменения, ведущие к изменению распределения власти, политических ресурсов, реконструкции сложившейся системы политических отношений с перераспределением статусов и позиций основных субъектов, нередко, и в пользу третьих лиц. Соответственно, этно-политическим будет всякий социальный конфликт, непосредственно связанный или опосредованно ведущий к политическим последствиям, если «хотя бы одна из сторон мобилизуется, организуется и действует по этническому принципу или от имени этнической общности» . Это общее представление о сути этнополитического конфликта для целей и задач нашего исследования, мы считаем, можно бы считать вполне достаточным. 113 Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология: Анализ и менеджмент.- М., 2005. С. 25. 114 Тишков В. А. Введение / Идентичность и конфликты в постсоветских государствах: Сб. статей./ Под ред. 84
В последние десятилетия в социально-философском познании сформировался целый ряд методологических подходов, открывающих относительно новые познавательные возможности для более предметного и углубленного объяснения различных значимых срезов социального опыта. К ним можно отнести и конфликтную парадигму анализа социальных процессов, проявляющихся как закономерное следствие специфических форм социального взаимодействия, обнаруживающих атрибутивный характер. Ее теоретико-методологическое содержание, как эффективного познавательного принципа, актуализировавшегося в социальном познании XX века, предполагает возможность выявления некоторой совокупности свойств и признаков социума, в частности, социальных конфликтов, которые остаются в тени при оперировании прочими объяснительными моделями. Между тем, значение и место конфликтов, «...как естественных, всеобщих и неустранимых форм общественной жизни и деятельности, способных при определенных условиях выполнять роль позитивного средства интеграции и стабилизации социальных групп, институтов и социальной системы в целом, как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования социальных структур, общественных отношений и институтов» , общепризнанны, как в отечественной, так и зарубежной литературе. Еще определенней о месте и роли конфликтов и, соответственно, конфликтологической парадигмы в современном познании высказывается и Дж.Тернер, справедливо подчеркивая, что она превратилась «в одну из господствующих парадигм социологического теоретизирования» и инструмент регулирования социальных взаимодействий. Существенность этих признаков и свойств в обеспечении устойчивости социальной системы, в формировании и совершенствовании ее интегратив-ных ресурсов, подчеркивает теоретическую и практическую актуальность 115 Степанов Е.И. Куконков П.И. Проблемы и перспективы моделирования, мониторинга и менеджмента 116 Тернер Дж. Теория конфликта // Структура социологической теории.- М, 1985. С.46. 85
обращения к анализу этих возможностей. Не касаясь всего спектра гносеологических аспектов конфликтологической парадигмы анализа логики и закономерностей социальных процессов, мы рассмотрим лишь некоторые методологические конструкции конфликтной парадигмы, позволяющие с достаточной определенностью тестировать социальную систему на ее внутренние интегративные или дезинтегративные ресурсы, актуализирующие различные грани социальной идентичности. Центральным пунктом предпринимаемого анализа для нас является, как мы помним, этническая идентичность как фактор мотивации социальной деятельности и конфликтогенности. В качестве объекта исследования нас интересует, прежде всего, российский социум, а в качестве предмета - основные детерминанты конфликтного потенциала этничности в современной России. Как известно, в принципиальном и самом обобщенном своем содержании конструкция обсуждаемой парадигмы была сформулирована еще в сере- 117 дине XIX века К.Марксом и Ф.Энгельсом , а в начале XX века реконструирована Г. Зиммелем117 с позиций системно-целостных и организмических позиций. Разные акценты конфликтологической парадигмы, содержавшиеся в позициях Маркса и Зиммеля, получили отражение и развитие в работах 1 1 Я Р.Дарендорфа , идущего от Марксовой концепции диалектики классового конфликта, и Л. Коузера, попытавшегося соединить оба эти подхода посредством структурно-функционального понимания сущности и природы социального конфликта . В последующие десятилетия данная система взглядов получила существенное развитие и обогащение, как в зарубежных, так и в отечественных конфликтологических исследованиях, что и позволяет оперировать ею как содержательной моделью современного социального познания. 117 См.: Маркс К., Энгельс. Немецкая идеология. Гл.1 // Соч., Т.З; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Соч., Т. 13. С.6-8. 117 См.: Зиммель Г. Конфликт современной культуры.- Пг., 1923. 118 Dahrendorf R. Conflict Group, Group Conflict and Social Chenges. In Class and Class Conflict in Industrial So 119 См.: Коузер Л. Функции социального конфликта./ Пер. с англ. О.А. Назаровой; / Под общ. ред. 86
Прежде всего, конфликтологическая парадигма анализа общества исходит из того, что конфликт есть имманентное свойство любой сложноорга-низованной социальной системы: семья, производственный коллектив, иное сообщество людей или социум в целом. Как атрибутивное свойство социума, конфликт имеет своим конечным основанием и источником не те или иные чувства и эмоции, деформирующие отношения, а сами отношения (а в понятиях системного подхода - социальную структуру общества), в институциональных основаниях которых более или менее содержательно позиционированы его субъекты.
Вся работа доступна по ссылке |
|