Быстрый переход к готовым работам
|
Этническая идентичность, «социальный дегруппинг», полити¬ческие конфликтыНе только этнополитические конфликты можно определить как «эпифеномен» структурных противоречий, но и саму этничность, поскольку она актуализируется в форме этнической идентичности, как «побочный продукт» социального дегруппинга. Поэтому, предложенным названием данного параграфа, мы хотим подчеркнуть то обстоятельство, что этничность и этническая идентичность представляют собой не непосредственное причинное следствие «социального дегруппинга», а альтернативное замещение социального пространства, характеризующегося тенденцией расщепления и десо-циализацией бытия индивидов. Эта индетерминационная линия связи этнической идентичности с «социальным дегруппингом» важна и методологически, и мировоззренчески, поскольку позволяет понять и правильно выстроить алгоритм решения проблемы при организации управления конфликтами. В 100
фундаментальном своем содержании проблема «социального дегруппинга», разумеется, решается не замещением, как полагают некоторые авторы, одной (контраверсивной) идентичности другой, но солидаристской идентично- 136 стью . Вместе с тем, было бы неверно считать, что этническая идентичность, как фактор этнополитических конфликтов, всецело обусловлена тем рядом объективных детерминант, которые мы связали со структурными деформациями социальных позиций и статусных ролей индивидов («социальным де-группингом»). Эти деформации социальных структур, безусловно, формируют объективные предпосылки актуализации этнической идентичности, без чего это явление было бы невозможно. Но и только. Для актуализации именно этнической идентичности, а не какой-то другой, нужны еще, кроме объективных предпосылок, и субъективные факторы в виде целенаправленных усилий, как извне, так самим субъектом - носителем той или иной идентичности. Для правильного понимания места и роли этих субъективных оснований актуализации этнической идентичности, мы должны будем еще раз обратиться к природе рассматриваемого явления. С самых ранних этапов своей социальной истории человек интуитивно ищет в творимом им социальном бытии устойчивые ниши, стабильные ландшафты своего существования, не физического, а именно социального существования. Социальный мир бытия человека существует для него не сам по себе, а как некоторый образ, смыслы, символы, посредством интерпретации которых индивид адаптируется к среде своего обитания. В.С.Барулин очень удачно называет этот экзистенциальный мир бытия человека «социо-микромиром повседневности». «... Социомикромир повседневности для человека, его существования,- отмечает он, - имеет совершенно уникальное значение, которое заключается в том, что этот мир становится базой, основой человеческой укорененнности. ...Социомикромир повседневности, в кото- 136 См. напр.: Авксентьев В.А. Этнополитическая идентичность в постсоветской России как фактор конфликтности / Конфликтология - теория и практика. 2004. С.32. 101
рый человек погружен, человеком интериоризируется и становится имма- 137 нентнои частью его души» . На ранних стадиях развития общества этот «социомикромир» предстает в весьма простых и очевидных своей непосредственной данностью связях и отношениях, замыкающих социальное пространство жизнедеятельности индивида. Все отношения и взаимосвязи людей осуществляются «лицом к лицу»: ни одна связь, ни одно отношение, ни один акт действия не отчужден от человека, а является имманентной частью как бытия сообщества, к которому принадлежит индивид, так и самого индивида. Совокупность символов, смыслов, посредством которых интериоризируется человеком этот социомикромир его бытия, обретает форму культуры, которая становится не только «имманентной частью его души», но и моделью, лекалом понимания и прочитывания им всех событий его жизни и самого себя. «Помимо всего прочего, - замечает Мишель Ле Барон,- культура представляет ту позитивную организующую силу, которая делает жизнь обоснованной, наполненной 1 3R смыслом и богатой» Одно из метафорических определений культуры, введенное Ч.Р.Миллсом, интерпретирует ее как «линзы», через которые люди воспринимают окружающий мир событий, совокупность социальных отношений, свое место и роль в данных событиях и отношениях, и сообразуются в своих представлениях и поведении с этими восприятиями. Соответственно, культура, по Ч.Р.Миллсу, представляет собой «полуорганизованный источник их идентичности» . Культура присутствует во всем, что воспринимает и делает человек, она окрашивает собой все, что вокруг человека и приобретает для него значимые смыслы, а также суть человеческого «Я». «Когда мы начинаем что-то делать, мы не можем просто снять линзы культуры... Если культура представляет среду, в которой развиваются наши убеждения, ценности и 137 Барулин B.C. Социально-философская антропология. Человек и общественный мир.- М, 2007. С.298. 138 Мишель Ле Барон. Трансформация межкультурных конфликтов в наше сложное время / 139 Mills C.W. Mass Media and Public Opinion.- New York? 1963. P.406. 102
воззрения, мы никогда не сможем отделить себя от нее. Она нас поддерживало ет, позволяет созревать, как в неком защитном коконе» . Культура закладывает те контексты индентичности, которые изначально иррациональны в том смысле, что индивид не обращается к ее звеньям и элементам осознанно. Но все отбираемые индивидом смыслы его идентичности окрашены усвоенным строем ценностей и интерпретаций, заданных культурой, как имманентной частью его души. Таким образом, культура есть та часть субъективного в идентичности, которая человеком, тем не менее, свободно не отбирается, а имманентно задана и неотторжимо присутствует в формировании идентичности. Это тот наиболее консервативный формат идентичности, который сохраняется долгие столетия и окрашивает собой более подвижные и трансформирующиеся контексты идентичности, как личностные, так и групповые.
Вся работа доступна по ссылке |
|