Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность и содержание понятия «профессиональные компетенции»Глобальные изменения, происходящие практически на всех уровнях любой страны мира будет зависеть от способности интегрироваться в глобальную экономику знаний. Производство и эффективное применение новых знаний становится главным условием развития национальных экономик и улучшения качества жизни большого числа людей. Основой модернизации образования в России признан компетентностный подход, являющийся концептуальной основой создания образования на период до 2020 года отмечается, что основной целью специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в профессиональный рост и готового к социальной и профессиональной мобильности [138].
40 В настоящее время необходимость применения компетентностного подхода в системе российского высшего образования связана с вхождением России в Болонский процесс. Компетентностному подходу отводится ведущая и определяющая роль в формировании ФГОС 3-го поколения (введены в практику высшей школы с 2008 учебного года), а процессы интеграции мировой экономической системы смещают акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности и конкурентоспособности будущих выпускников высших образовательных учреждений. В рамках компетентностного подхода поиски отечественных ученых, образования, процесс формирования компетенций рассматривается как конечный, итоговый результат образовательного процесса. Формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов, востребованных обществом на современном этапе, явилось «профессиональная компетенция». Как показывает анализ проведенных научных исследований последних лет, проблемы формирования различного рода компетенций у студентов высших образовательных учреждений в настоящий момент являются активно разрабатываемыми (165 результатов поиска по запросу «формирование компетенций» в электронной библиотеке диссертаций Российской государственной библиотеки). На практике, а иногда и в научной литературе возникает смешение понятий «компетенция» и «компетентность». Это происходит от их синонимического использования [180] и замены одного другим [246], иногда от противопоставления [104]. Сущностный анализ данных базовых категорий позволил выявить многозначный подход к их определению. В трактовке В.О. Евсеева, «профессиональные компетенции» описываются как комплекс знаний, навыков и качеств личности,
41 позволяющие решать конкретные задачи для получения желаемого развитости у специалиста определенных компетенций (в первую очередь — в области знаний и навыков). Соответственно, чем выше квалификация сотрудника, т.е. чем более он компетентен, тем эффективнее и качественнее выполняется работа в рамках обозначенных компетенций [86, c. 7]. Возникновению и развитию новых направлений в теории и практике педагогической мысли способствовали инновационные процессы в системе высшего образования. Среди научно-теоретических и научно-методических работ, появившихся в последнее время и раскрывающих сущность и проблемы формирования ключевых компетентностей, можно отметить монографию А.В. Хуторского «Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения» [309]. В своей работе А.В. Хуторской рассматривает понятие «компетентность» как владение, обладание человеком определенной данной точки зрения понятие «компетентность» рассматривается слишком ограниченно, что приводит к утрате интегральности.
42 В трактовке Э.Ф. Зеер это понятие рассматривается как содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений [99]. Компетентность имеет интегративную природу и представляет собой существо выполняемой работы, способов и средств достижения наличных целей, а также соответствующие умения и навыки [102]. Э.Ф. Зеер утверждает, что структурно любая компетентность включает в себя мотивационную, когнитивную, операционно-технологическую, личностно-смысловую, креативную сферы развития личности [100].
Вся работа доступна по ссылке |
|