Быстрый переход к готовым работам
|
Сущностно-содержательная характеристика понятия «инклюзивное образование» в контексте зарубежных исследованийГлобальные политические и социокультурные, экономические изменения, профессиональных и общественных организаций, союзов и ассоциаций, деятельность которых всецело направлена на решение вопросов улучшения условий жизни и соблюдения прав ДОВЗ. С одной стороны, данные процессы отражают реальные позитивные изменения, происходившие в обществе по отношению к ДОВЗ , с другой стороны, направление данных детей в специальное образовательное учреждение воспринимается негативно, в первую очередь родителями таких детей, активистами общественных организаций и юристами, как нарушение права на достойную и полноценную жизнь в обществе. Вопросы социально-педагогической интеграции ДОВЗ принимают междисциплинарный характер, становятся общим предметным полем для целого ряда наук: социологии, общей, специальной, социальной психологии, философии, общей, специальной и коррекционной педагогики, медицины, дефектологии. Данный период в педагогике зарубежные исследователи (М.Winzer, W. Stainback, S.Stainback, G. Bunch, M.Forest,) называют периодом «прогрессивной инклюзии» или «первым миром инклюзии» (J. MacBeath, M. Galton), призванной обеспечить успешную интеграцию в общество ДОВЗ [306, 280, 225, C.12]. Однако отсутствие методологических оснований к развитию интеграционных подходов в образовании ДОВЗ, недостаточное развитие
53 педагогических знаний в этой области и непререкаемый авторитет медицинской науки обусловили прочное приоритетное утверждение медицинского подхода к обучению детей данной категории в большинстве европейских стран, США, Канаде, Австралии. Большинство педагогов считали реализацию идеи интегрированного обучения ДОВЗ нецелесообразной по причине неспособности к обучению данных детей, признавая оказание медицинской помощи данным детям в системе сегрегационных учреждений единственно возможным и достаточным способом их социальной поддержки [311, 250]. Например, в США, в частности, в штате Северная Каролина, несмотря на законодательно закрепленное в 1958 году право ДОВЗ на получение образования в общеобразовательной школе, вплоть до 1969 года настоятельные требования родителей на соблюдение данного права рассматривались как равносильные преступлению. Таким образом, первыми шагами на пути к интеграции в общество ДОВЗ, особенно в системе образования, явились исследования ученых, направленных на изучение сущности понятия «норма», через призму которого определялся социальный статус каждого члена общества и социокультурное отношение к нему. Традиционно любое отклонение от нормы есть основание для интериоризирует социокультурные нормы, модели поведения, принятые в обществе, и формирует на их основе представления «о самом себе», принимает установки других индивидов по отношению к нему и друг другу, по отношению к социальной деятельности и в дальнейшем продолжает действовать в
54 направлении всеобщего социального процесса и личностное отношение к окружающему миру [57, С.225]. С позиции символического интеракционизма, успех социальной интеграции как части социализации ребенка напрямую зависит от эффективности реализации интеракций между различными членами социума, когда у ребенка обеспечивается возможность перенимать общие ценности от других людей [68]. Следует отметить, что в концепциях символического интеракционизма межличностного взаимодействия, тогда как индивидуальные особенности личности данного ребенка практически не рассматривались. Значимое место в прогрессировании интеграционных процессов в внимание уделено вопросу обеспечения всех членов общества, независимо от несмотря на некоторые отличия в акцентах, представленных в точках зрения скандинавских исследователей, их системообразующим ядром является утверждение необходимости интеграционных процессов в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья и, прежде всего, к детям. Важными положениями данной концепции являются следующие: - ребенок с ограниченными возможностями имеет одинаковые для всех детей потребности, главная из которых - потребность в любви и обстановке, стимулирующей его развитие;
55 - ребенок с особенностями развития, в первую очередь, ребенок, и он
Вся работа доступна по ссылке |
|