Быстрый переход к готовым работам
|
Варианты реализации инклюзивного образования за рубежомПринятие концепции инклюзивного образования как одного из обоснованного подхода к реализации данного процесса, глубоко укоренившаяся в ряде стран идея о превалирующей роли специального образования в обучении и воспитании таких детей, несогласованность в интерпретации термина «особые образовательные потребности», недостаточно изученные и разработанные вопросы, связанные с изменениями организационной структуры как системы образования в целом, так и школ, в частности, обусловили возникновение целого ряда барьеров на пути к внедрению данного процесса в общеобразовательных школах. В то же время объективная необходимость в преодолении данных барьеров явилась, на наш взгляд, стимулирующим фактором к усилению открытого диалога и сотрудничества между странами в поиске и разработке единой ориентировочной платформы – педагогических стратегий, призванных обеспечить эффективность реализации теоретических оснований концепции инклюзивного образования в реальный педагогический процесс в системе общего образования. В этой связи необходимо особо отметить, что в настоящее время в странах Европы, Соединенных Штатах Америки, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Японии, Южной Африки наметились общие тенденции к развитию инклюзивного образования ДОВЗ, однако существует целый ряд различий в подходах к организации данного процесса в общеобразовательных школах. Одним из общих вариантов, установленных нами в ходе анализа зарубежных источников, является процесс децентрализации. Местные органы образования в Австрии, Германии, Греции, Португалии, Франции, Исландии,
80 Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Соединенных Штатов Америки, Канады, общеобразовательных школах, а также педагогам общего образования, усиление взаимодействия с родителями детей данной категории, организации непрерывной системы повышения квалификации педагогов. Например, в соответствии с национальной образовательной политикой Англии ответственность за процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья возложена на органы местного образования. Данные ведомства проводят систематический контроль и мониторинг учебных достижений ДОВЗ, уделяют пристальное внимание вопросам активного и гармоничного сотрудничества школ с родителями, организации внешней поддержки таким детям. Следует отметить, вопрос о реализации полноценного сотрудничества с родителями ДОВЗ является одним из приоритетных, так как в Англии хорошо развита система антидискриминационного законодательства. Иски родителей о несоблюдении образовательными учреждениями прав ребенка в отношении обеспечение его образовательных потребностей, регламентируемых законом, рассматриваются в особых судах, так называемых, Трибуналах, которые функционируют в стране с 2002 года. Правительство Англии выделяет большую часть федерального бюджета для поддержки особых образовательных потребностей всех детей, которые принимают самостоятельные решения относительно распределения потока средств. Однако зарубежные исследователи
81 отмечают, что финансовая система школ не является прозрачной, поэтому сложно отследить, как финансовые средства расходуются на обеспечение особых потребностей детей, что требует дальнейшего совершенствования системы управления данным процессом [144]. В Соединенных Штатах Америки инклюзивное образование ДОВЗ реализуется в полном соответствии с национальной образовательной политикой, регламентируемой законодательством страны. Однако вопросы модификации организационной структуры школ, направленной на создание наименее ограничительных условий образовательной среды для ДОВЗ является ведущей задачей местных органов образования и администрации школ [311]. Национальная образовательная политика Новой Зеландии в отношении общеобразовательных школах и, в частности, предписывала местным органам образования обеспечить 100% создание инклюзивных школ к 2014 году. Ответственность за реализацию данной цели правительство Новой Зеландии возлагает на местные органы образования и предоставляет общеобразовательным школам широкие возможности для разработки эффективных стратегий, направленных на обеспечение адекватных условий для развития способностей и возможностей каждого ребенка учиться и добиться успеха в соответствии с потребностями всех детей и целями общеобразовательной программы [159, С.5]. В Финляндии вопросы инклюзивного образования ДОВЗ решаются на национальном уровне, при этом местным муниципалитетам предоставлена достаточная самостоятельность в организации процесса обучения данных детей. Финские педагоги верят, что 90% ДОВЗ могут учиться в общеобразовательных школах [199, С.46, 166].
Вся работа доступна по ссылке |
|