У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Проблема «жизненных стратегий» личности в зарубежной и отечественной литературе

В современное время общество находится в состоянии адаптации к изменениям, которые произошли в стране несколько лет назад. Они повлекли за собой изменения в мировом устройстве, в качестве существования каждого отдельного индивида, поэтому невозможно стало использовать для планирования собственного будущего стратегии, сформированные и передаваемые из поколения в поколение. Современные условия требуют от личности новых, нетрадиционных способов объяснения, осмысления жизненной реальности. В соответствии с этим человеку необходимо строить новые жизненные стратегии. Выработка современных, успешных, гибких стратегий связана с готовностью личности принять современные условия жизни, определить свое место в обществе, сформировать свой особенный способ самореализации. Независимо от того, какую реальность человек выбирает для себя, это должен быть осознанный его выбор, когда личность осознает, что будущее - это грамотно простроенное настоящее.

Человек часто выстраивает новые жизненные стратегии, которых не было в его непосредственном эмпирическом опыте. Так как быстро произошедшие изменения в организации государственности, обыденной жизни продемонстрировали неэффективность действующих ранее стратегий. Личности важно сохранить собственную индивидуальность, свое Я, по одновременно не потерять связь с реальностью и адаптироваться к существующим условиям.

Говоря о жизненных стратегиях личности в первую очередь необходимо отметить специфику подхода к самому понятию «стратегия жизни».

Необходимо обратить внимание на различные российские и зарубежные концепции аиализа и типологий жизненных стратегий личности, так как это позволит более детально понять, какие именно аспекты деятельности и характеристики личности являются неотъемлемыми при формировании «стратегий жизни».

Жизненные стратегии или стратегии жизни выражают целостность жизненного мира человека, его устремленность в будущее, настоящее или прошлое, а также способность к изменению собственной жизни ради определенных целей.

В словаре по общей психологии приводится определение: «жизненная стратегия - форма целенаправленной организации человеком собственной жизни, включающая его отношение к собственным возможностям и ресурсам, их актуализации и реализации» [51, с.97].

Понятие жизненной стратегии тесно переплетается с такими понятиями в психологической науке, как жизненный путь личности, жизненные сценарии, жизненная перспектива, варианты жизни, временная перспектива, планирование будущего и другие. Все они, так или иначе, описывают различные аспекты структурирования жизни человека во времени.

Также встречается такое толкование, где стратегия определяется как конкретное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера. Добавим сюда понятие «жизнь», как весь временной интервал между рождением и смертью человека.

Соответственно можно говорить о стратегии жизни как планировании различных событий и действий по их реализации в течение всего времени жизни личности.

«Стратегия» понимается нами как наиболее общий план действий личности. Соответственно стратегия жизни есть планирование действий и событий в перспективе. Это понятие включает два основных аспекта:

1.                     план, то есть насыщенность событий во времени, их распределенность в прошлом, настоящем и будущем, конкретизация образов этих событий и их значимость для данной личности;

2.                     действия по построению этого плана (иначе, жизненной перспективы), то есть в соответствии с анализом собственных возможностей и общественных условий разработка конкретной жизненной программы с учетом возможных трудностей и способов их преодоления.

Психологические исследования, посвященные данной тематике, появились еще в начале XX века, и первой работой по проблеме жизненного пути личности была монография Ш. Бюлер, изданная еще в 1928 году [176]. Она выделила в жизненном пути человека три основных аспекта:

-                        биолого-биографический аспект - исследование объективных условий жизни, основных событий окружающей среды и поведения человека в этой среде (объективная логика жизни);

-                        изучение истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека (логика внутренних событий);

-                        изучение продуктов деятельности, истории творчества индивида в разных случаях жизни - уровень объективации сознания.

Ш. Бюлер полагала, что жизнь личности не является случайной сменой событий, а представляет собой закономерность фаз жизни, доминирующих мотиваций, изменения уровня жизненной активности. Закономерность этапов жизни связана с особенностями внутреннего мира человека. Таким образом, определяющим фактором в построении жизненного пути или жизненной стратегии является наличие целей, соответствующих внутренней сути личности. Можно сказать, что основными составляющими жизненной стратегии, как способа построения жизненного пути, Ш. Бюлер определяет цели человека, личностные характеристики и жизненную активность личности.

Наиболее известна в психологии жизни концепция жизненных стилей американского психолога А. Адлера [10]. Стиль жизни, в первоначальном варианте «жизненный план», или «путеводный образ», есть уникальный для индивида способ адаптации к жизни, особенно относительно реализации поставленных индивидом целей и способов их достижения. План жизни в терминологии А.Адлера используется для обозначения «полного комплекта защитных реакций и рационализаций человека, который он использует, стараясь достичь превосходства и компенсировать неудачи» [29, с.266]. Согласно взглядам А. Адлера, стиль жизни соединяет черты личности, способы поведения и привычки.

Стиль жизни формируется уже в возрасте 4-5 лет и позднее не претерпевает радикальных изменений. В дальнейшем достаточно жесткая структура стиля только развивается и усовершенствуются способы выражения. Более того, стиль жизни по большей части заимствуется из наблюдений за родительскими стилями.

Жизненная стратегия рассматривается прежде всего с позиции ее направленности с точки зрения ориентации на определенные базовые ценности. Стиль жизни личности или сценарий жизни по А. Адлеру наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленных на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. И в зависимости от выраженности социального интереса и уровня активности в решении данных задач А. Адлер выделяет четыре основных установки, соответствующие стилям жизни: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный. Таким образом, в основе классификации лежат два ведущих параметра:

1 .Ценностное отношение к миру (социальный интерес - эгоистический интерес) - основной критерий психологической зрелости;

 

2.                                Уровень активности личности - то, каким образом человек подходит к решению жизненных проблем.

Эти основания в различных комбинациях и дают нам весь спектр индивидуальных стратегий жизни.

Данная концепция рассматривает только один эффективный стиль жизни, тогда как все прочие не позволяют полностью реализовать жизненные цели. Поэтому подобный взгляд требует дополнений и дифференциации социально-полезного стиля.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/220429.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.