Быстрый переход к готовым работам
|
Становление субъектности в юношеском возрасте как фактор формирования жизненных стратегийРассматривая различные подходы к построению жизненных стратегий личности, необходимо разделить понятие судьбы, как фаталистического представления о будущем, и открытого будущего, а значит необходимости собственного планирования своей жизни человеком. Судьба в понимании мифологическом есть представление о непостижимой силе, действием которой обусловлены как отдельные события, так и вся жизнь человека. Изначально в начале своего исторического развития подобное представление диктовалось объективной несвободой индивида от коллектива и природы, невозможностью помыслить, а тем более реализовать формы индивидуального бытия, отличные от тех, которые установлены от рождения [87, с.471]. В конце 19 в. понятие судьбы получило распространение в философии жизни. В обыденной жизни часто означает: участь, доля, жизненный путь, стечение обстоятельств [140, с. 1288]. Здесь человек выступает только как индивид, как объект жизнедеятельности, который полностью зависит от обстоятельств. Исполняется то, что предписано и нет свободы действий. Однако даже в древнем Шумере, где возникло представление о «скрижалях судьбы» и неизменности рока, существовало представление о благоприятных или неблагоприятных датах-для каких-либо дел, то есть речь уже тогда шла о том, что предрешенности можно избежать. Позже появилось иное видение будущего, где оно рассматривается не фатальным, а содержащим набор возможных событий. От выбора человека зависело, станут ли они реальностью. Еще позже возникла идея об «антиномичности будущего» [147, с.279]. Идея Александра Горбовского и его последователей заключается в том, что человек совершает поступки под влиянием того будущего, которое он для себя проецирует. И наоборот совершаемые им действия преобразуют возможное будущее [147]. Чем лучше соответствует образ будущего в сознании личности его возможностям, тем вероятнее человек будет строить стратегию своей жизни, позволяющую реализовать сложившийся образ будущего. Мы придерживаемся второй точки зрения о том, что судьба не является доминирующей силой в реализации жизненного пути. Мы считаем, что человек, являясь субъектом собственной жизнедеятельности и благодаря активности, способности к планированию, рефлексии и ряду других способностей, сам строит свое будущее. В соответствии с положениями Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, А.В. Брушлинского, C.JI. Рубинштейна человек способен преобразовывать свою жизнь, то есть он может давать оценку собственной деятельности, держать ее под контролем, изменять и корректировать ее в соответствии со своими потребностями и возможностями [127], [32], [13], [17]. Эти черты личности как субъекта доказывают, что судьба не является доминантой в выборе жизненного пути, а человек способен изменять и строить свое будущее самостоятельно. Однако субъектом личность становится в процессе развития. Достижение человеком уровня субъектности предполагает овладение им совокупностью родовых психологических способностей. Понятие субъектности рассматривается исследователями по-разному. Мы придерживаемся определения субъектности В.А. Татенко. С его точки зрения это «предрасположенность к воспроизведению, творению себя в соответствующих, а порой и в неблагоприятных условиях. Отражает, прежде всего, характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях как свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный» [148, с.224]. Рассматривая динамику субъектности в процессе развития человека, Е.Н. Волкова описывает две его сущностные характеристики: во-первых, это «способность изменять окружающую действительность и себя в отношении к ней» и, во-вторых, «реализация им своею жизнью принципа меры ... преобразовывая, сам человек устанавливает размеры преобразований и границы своего вмешательства» [41, с.22]. Отмечается важность того, что человек может передать другому человеку свои намерения, рассчитать их последствия. Из этого Е.Н. Волкова выводит три составляющие субъектности: способность изменять, измерять и излагать. Она рассматривает субъектность как качество личности: «В субъектности делается акцент на активно-преобразующей функции личности» [41, с.38]. В настоящее время научная разработка категории субъекта в отечественной и зарубежной науке связана с именами К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, С.Л. Рубинштейна, В.И. Слободчикова, и др. Наиболее развернутая философско-психологическая концепция субъекта, которая была сформирована C.JI. Рубинштейном в работе «Человек и мир». По мнению C.JI. Рубинштейна, субъект - это человек, люди, которых характеризует активность, способность к развитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самодвижению и самосовершенствованию. И самое главное, субъект - это идеал или высший уровень развития человека [135, с.25]. Ученый отмечает, что для субъекта окружающая действительность выступает не только как система раздражителей, но прежде всего как объект действия и познания. Другие люди выступают для него тоже как субъекты. Такая трактовка субъекта, данная C.JL Рубинштейном, позволила А.В. Брушлинскому полагать, что высший уровень субъектности «...является здесь таковым по отношению к предшествующим (т.е. досубъектным) стадиям индивидуального и исторического развития, а также по сравнению со всеми остальными определениями людей (как личностей, индивидов, индивидуальностей и т.д.)» [31, с.9]. А.В. Брушлинский утверждает также, что «субъект - это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. Личность, напротив, менее широкое определение человеческого индивида. Оно обычно на передний план выдвигает ее социальные, а не природные свойства» [31, с.9-10]. Следует, привести положение А.Н. Леонтьева о связи категорий личности и индивида: «Личность^индивид - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является - вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это - исследование' его места, позиции в системе, которая есть система: 1) общественных связей, 2) общений, которые открываются ему; это - исследование того 3) что, 4) ради чего и 5) как использует человек врожденное ему и приобретенное им (даже черты своего темперамента и уж, конечно, приобретенные знания, умения, навыки... мышление). То же относится и к внешним условиям, к объективным возможностям удовлетворения потребностей человека» [75, с. 153]. Исходя из такого понимания личности как особого «системного», «сверхчувственного» качества индивида можно конкретизировать это качество в понятии субъектности, субъекта, в представлении о развитии субъектности как становлении связной системы особенностей внутреннего мира человека, в том числе наследственных, генетических задатков, которые непосредственно, существенно, но не фатально определяют формирование способностей в процессе деятельности.
Вся работа доступна по ссылке |
|