У нас уже 22579 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Модель формирования жизненной стратегии личности в юношеском возрасте

Мы рассмотрели понятие жизненной стратегии, а также особенности юношеского возраста, которые позволяют интерпретировать его как сенситивный для процесса формирования жизненной стратегии. В исследованиях Е.М. Резника и Ю.М Смирнова предложена модель формирования жизненной стратегии с точки зрения ее динамической организации. По их мнению, данная модель состоит из трех этапов и включает три уровня.

Первый этап - кризис жизненных ориентаций и переоценка прежней стратегии.

Второй этап заключается непосредственно в формировании новой стратегии. И делится на подэтапы: 1. Выбор: на субъективно-личностном уровне происходит оценка субъективных возможностей и личностного потенциала, на ресурсно-обеспечивающем - проверка наличия имеющихся ресурсов и прогноз ресурсов, на организационно-поведенческом происходит принятие решения о жизненной стратегии. 2. Построение (конструирование): субъективно-личностный уровень характеризуется формированием личностного потенциала жизненной стратегии, ресурсно-обеспечивающий - обоснованием стратегии с точки зрения .ресурсов, необходимых для ее реализации, на организационно-обеспечивающем уровне происходит организация процесса конструирования стратегии жизни. 3. Презентация: учет субъективных факторов презентации осуществляется на субъективно­личностном уровне, обеспечение ресурсами презентации жизненной стратегии - на ресурсно-обеспечивающем, организация и проведение презентации стратегии происходит на организационно-поведенческом уровне.

И третий этап формирования жизненной стратегии личности заключается в реализации данной стратегии.[125, с. 157].

На наш взгляд, в данной теории недостаточно прописан блок психологических, субъективно-личностных изменений, происходящих в процессе формирования новой жизненной стратегии на втором этапе предложенной модели [125].

В первом и втором параграфах мы подробно рассмотрели условия и личностные особенности человека, обеспечивающие процесс формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте.

Способность к формированию жизненной стратегии рассматривается в качестве одного из критериев личности как субъекта жизненного пути. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «построение самой личностью своей стратегии жизни осуществляется путем ее обобщения, выделения самых значимых жизненных принципов и способов их реализации. Последнее предлагает преодоление противоречий, препятствий, трудностей на пути реализации этих принципов, осознание цены разрешения противоречий. На уровне сознания жизненная стратегия воплощается в Я - концепции, что дает возможность личности осознать себя как субъекта, отнестись к себе как к источнику жизненных перемен, причине событий, поступков, выявить в себе новые стремления и силы, взять на себя ответственность за реализацию своих устремлений, ближних и дальних, за то, чтобы прожить свою жизнь достойно» [8, с. 13-26]. Такое понимание выбора способа преодоления трудностей сопряжено с понятием копинг-стратегий в современных исследованиях (T.JI. Крюкова, JI.A. Регуш).

В основе процесса формирования жизненной стратегии лежат общие механизмы действия психики - механизм опережающего отражения и механизм активного преобразования действительности. Остановимся на их характеристике подробно, так как их действием будут обусловлены некоторые этапы нашей модели.

1.     Механизм опережающего отражения. По мнению Б.Ф. Ломова, идеальная форма отражения дает субъекту относительную независимость от сегодняшнего момента. Поведение личности определяется не только

 

ситуацией и данным конкретным временем, но и предшествующей историей, воспоминаниями, с одной стороны, и представлениями о будущем, замыслами, целями, с другой стороны.

Отражая себя во временном континууме «прошлое - настоящее — будущее», личности свойственно всегда представлять себя и проектировать свою жизнь исходя из того, что есть определенное прошлое (жизненный опыт) и будет какое-то будущее, причем любая ситуация обязательно имеет свои причины (прошлое) и свои следствия (будущее); связь будущего и настоящего складывается в картину жизненного пути.

Говоря о механизме опережающего отражения, мы обращаем внимание на способность личность выстраивать идеальный образ собственного будущего. Его формирование происходит исходя из социальной ситуации, из опыта взаимодействия с окружающими. Опираясь на знакомые примеры, мы представляем вероятный образ собственной перспективы.

Так как отражение формируется на основании социально­исторического развития, личность в формировании образа учитывает условия современной действительности и приобретенные данным обществом представления. В связи с этим, образы будущего в одной социальной среде в одно и то же историческое время могут быть сходны по ряду параметров. И различаются в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Механизм опережающего отражения во многом будет определять образ жизни, к которому личность стремится.

Опережающее познание развивается в процессе всей жизнедеятельности человека, помогая1 решать повседневные и профессиональные задачи. Е.Н. Корнеева рассматривает антиципацию как механизм социального взаимодействия [69, с.60]. Постоянное опережающее отражение формирует отражение организации жизни личности во времени.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/220429.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.