Быстрый переход к готовым работам
|
Структура и содержание математической деятельности младших школьниковСовременные тенденции развития российского общества обусловливают изменение целевых установок и приоритетов в сфере начального общего образования, в котором отражается переход от знаниевой парадигмы образования к деятельностной. Основным ориентиром Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) становятся личностные, метапредметные и предметные результаты образования, которые включают развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, обеспечивающие возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений в различных предметных областях, включая организацию процесса усвоения. Согласно системно-деятельностному подходу, личность формируется и развивается в деятельности как целостная система. Данный подход базируется на концептуальных идеях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. Н. Сухова, А. Г. Асмолова и обосновывает положение о том, что психологические способности человека есть результат перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований [88]. Р. С. Немов отмечает, что в общем виде деятельность это вид социальной активности, свойственной только человеку и имеющей созидательный, сознательный, целенаправленный характер [115].
17 Г. И. Щукина говорит о значимости феномена деятельности: «первооснова существования и развития общества, всех его ценностей, источник жизни человека, развития и формирования его личности» [181, с.74]. В работах А. Н. Леонтьева, деятельностью обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности. Как отмечает ученый, деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся благодаря его осознанности в мотив – цель [104]. В психолого-педагогической литературе ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте определяют учебную деятельность, основным содержанием которой, по мнению В. В. Давыдова, является усвоение обобщенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка [52]. В начальной школе математика является одним из значимых предметов, который способствует эффективному развитию личности младшего школьника. Изучение математики обеспечивает интеллектуальное (познавательных процессов и логического мышления), личностное (мотивационной и социальной сфер) развитие, овладение умениями к самоорганизации учебной деятельности (умения учиться). Приобретённые в процессе изучения математики в начальных классах предметные знания и умения, первоначальное овладение математическим языком являются основой для изучения смежных дисциплин и для дальнейшего обучения в средней школе. Особенности содержания математики и математической деятельности учащихся рассматриваются в работах В. А. Байдака [25], В. А. Далингера [58], А. Н. Колмогорова [84], Ю. М. Колягина [85], В. А. Крутецкого [91], Н. В. Метельский [110], А. В. Перегудова [129], Л. В. Селькиной [152], А. А. Столяра [158], Л. М. Фридмана [170].
18 Однако, трактовки понятия «математическая деятельность» не однозначны. Л. М. Фридман математическую деятельность определяет через деятельность ученого-математика. «Деятельность ученика в процессе обучения математики – это учебная деятельность, составной частью которой является познавательная. С помощью этой деятельности ученик познает и овладевает некоторыми специфическими особенностями математической деятельности. Но деятельность по познанию некоторой специфической деятельности – это все-таки не сама эта специфическая деятельность, хотя они в определенном смысле подобны. Поэтому все-таки более точно следует говорить об учебной деятельности в процессе обучения математике, а не о математической деятельности в этом процессе» [170, с. 26]. К подобному выводу приходит Н. В. Метельский, который убежден, что в учении школьников математическим является только содержание учебного материала, а сама деятельность носит общенаучный характер [110]. В. А. Крутецкий в своих работах, посвященных исследованию математических способностей, различает разные уровни математической деятельности: учебную и творческую. В ходе учебной математической деятельности развиваются способности к изучению школьного курса математики, быстрому и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками. Научная (творческая) математическая деятельность дает «новые и объективно значимые результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт» [91, с. 82]. А. В. Перегудов рассматривает математическую деятельность учащихся как учебную деятельность, направленную на овладение математикой, способной расширить знание, воспринятое или созданное субъектом в условиях информационного общества [129]. В диссертационном исследовании Л. В. Селькиной под математической деятельностью школьника понимается разновидность учебной деятельности, создающая новую систему действий, ориентированную на общеинтеллектуальное развитие учащихся, воспитание логических приемов и познаватель-
19 ных умений, качеств мышления и личности посредством организации мыслительной деятельности на математическом материале [151]. А. А. Столяр характеризует понятие математической деятельности в первую очередь как мыслительную деятельность с набором общих логических приемов мышления и только затем как специфическую для математики в содержании знаний и способах их приобретения познавательную деятельность: «обучение математике есть дидактически целесообразное (обоснованное) сочетание обучения математическим знаниям и познавательной деятельности по приобретению этих знаний, т.е. специфической для математики познавательной деятельности, которую для краткости назовем математической» [158, с.50]. Также ученый выделяет три основных и наиболее важных с дидактической точки зрения аспекта математической деятельности [157], содержание которых можно адаптировать для учащихся младшего школьного возраста:
Вся работа доступна по ссылке |
|