У нас уже 22566 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Структура и содержание математической деятельности младших школьников

Современные тенденции развития российского общества обусловли­вают изменение целевых установок и приоритетов в сфере начального обще­го образования, в котором отражается переход от знаниевой парадигмы обра­зования к деятельностной. Основным ориентиром Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) становятся личностные, метапредметные и предметные резуль­таты образования, которые включают развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия представляют собой обобщенные действия, обеспечивающие воз­можность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений в различных предметных областях, включая организацию процесса усвое­ния.

Согласно системно-деятельностному подходу, личность формируется и развивается в деятельности как целостная система. Данный подход базиру­ется на концептуальных идеях Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. Н. Сухова, А. Г. Асмолова и обосновы­вает положение о том, что психологические способности человека есть ре­зультат перехода внешней предметной деятельности во внутреннюю психи­ческую деятельность путем последовательных преобразований [88].

Р. С. Немов отмечает, что в общем виде деятельность это вид социаль­ной активности, свойственной только человеку и имеющей созидательный, сознательный, целенаправленный характер [115].

 

17

Г. И. Щукина говорит о значимости феномена деятельности: «первоос­нова существования и развития общества, всех его ценностей, источник жиз­ни человека, развития и формирования его личности» [181, с.74].

В работах А. Н. Леонтьева, деятельностью обозначаются только такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, от­вечают особой, соответствующей им потребности. Как отмечает ученый, дея­тельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, под­чиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели; при этом роль общей цели выполняет осознанный мотив, превращающийся бла­годаря его осознанности в мотив – цель [104].

В психолого-педагогической литературе ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте определяют учебную деятельность, основным содержанием которой, по мнению В. В. Давыдова, является усвоение обоб­щенных способов действия в сфере научных понятий и происходящие на этой основе качественные изменения в психическом развитии ребенка [52].

В начальной школе математика является одним из значимых предме­тов, который способствует эффективному развитию личности младшего школьника. Изучение математики обеспечивает интеллектуальное (познава­тельных процессов и логического мышления), личностное (мотивационной и социальной сфер) развитие, овладение умениями к самоорганизации учебной деятельности (умения учиться). Приобретённые в процессе изучения матема­тики в начальных классах предметные знания и умения, первоначальное овладение математическим языком являются основой для изучения смежных дисциплин и для дальнейшего обучения в средней школе.

Особенности содержания математики и математической деятельности учащихся рассматриваются в работах В. А. Байдака [25], В. А. Далингера [58], А. Н. Колмогорова [84], Ю. М. Колягина [85], В. А. Крутецкого [91], Н. В. Метельский [110], А. В. Перегудова [129], Л. В. Селькиной [152], А. А. Столяра [158], Л. М. Фридмана [170].

 

18

Однако, трактовки понятия «математическая деятельность» не одно­значны. Л. М. Фридман математическую деятельность определяет через дея­тельность ученого-математика. «Деятельность ученика в процессе обучения математики – это учебная деятельность, составной частью которой является познавательная. С помощью этой деятельности ученик познает и овладевает некоторыми специфическими особенностями математической деятельности. Но деятельность по познанию некоторой специфической деятельности – это все-таки не сама эта специфическая деятельность, хотя они в определенном смысле подобны. Поэтому все-таки более точно следует говорить об учебной деятельности в процессе обучения математике, а не о математической дея­тельности в этом процессе» [170, с. 26].

К подобному выводу приходит Н. В. Метельский, который убежден, что в учении школьников математическим является только содержание учеб­ного материала, а сама деятельность носит общенаучный характер [110].

В. А. Крутецкий в своих работах, посвященных исследованию матема­тических способностей, различает разные уровни математической деятельно­сти: учебную и творческую. В ходе учебной математической деятельности развиваются способности к изучению школьного курса математики, быстро­му и успешному овладению соответствующими знаниями, умениями и навыками. Научная (творческая) математическая деятельность дает «новые и объективно значимые результаты, достижения, ценный в общественном от­ношении продукт» [91, с. 82].

А. В. Перегудов рассматривает математическую деятельность уча­щихся как учебную деятельность, направленную на овладение математикой, способной расширить знание, воспринятое или созданное субъектом в условиях   информационного общества [129].

В диссертационном исследовании Л. В. Селькиной под математической деятельностью школьника понимается разновидность учебной деятельности, создающая новую систему действий, ориентированную на общеинтеллекту­альное  развитие   учащихся,   воспитание  логических   приемов   и   познаватель-

 

19

ных умений, качеств мышления и личности посредством организации мыс­лительной деятельности на математическом материале [151].

А. А. Столяр характеризует понятие математической деятельности в первую очередь как мыслительную деятельность с набором общих логиче­ских приемов мышления и только затем как специфическую для математики в содержании знаний и способах их приобретения познавательную деятель­ность: «обучение математике есть дидактически целесообразное (обоснован­ное) сочетание обучения математическим знаниям и познавательной дея­тельности по приобретению этих знаний, т.е. специфической для математики познавательной деятельности, которую для краткости назовем математиче­ской» [158, с.50].

Также ученый выделяет три основных и наиболее важных с дидакти­ческой точки зрения аспекта математической деятельности [157], содержание которых можно адаптировать для учащихся младшего школьного возраста:

  • математизация эмпирического материала: рассмотрение и распо­знавание математических объектов, анализ существенных и несущественных признаков математических объектов с последующим определением                            их свойств, выделение из множества подмножества по какому-то признаку;
  • локальная логическая организация математического материала: ло­гическое упорядочение понятий и свойств математических объектов, класси­фикация математических объектов: разбиение множества на классы по одно­му свойству;
  • применение математической теории: построение или достраивание модели к конкретной задаче, применение алгоритмов сложения и вычитания, умножения и деления, решение задач арифметическим и алгебраическим способом.

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/74495.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.