Быстрый переход к готовым работам
|
Проектирование структурной модели развития математической деятельности младших школьниковРассматривая структуру и содержание математической деятельности младших школьников, мы определили, что она представляет совокупность мотивационного, целеполагающего и процессуального компонентов (моти-вационно-личностных, учебно-познавательных, регулятивно-рефлексивных и коммуникативных действий). Проектирование структурной модели развития математической деятельности младших школьников позволит организовать процесс обучения математике, ориентированный на развитие выявленных компонентов данной деятельности. В проводимом исследовании будем придерживаться определения модели, предложенного М. А. Панфиловым, - некоторая реально существующая мысленно представляемая система, которая, замещая в познавательных процессах другую систему – оригинал, находится в ней в отношении сходства (подобия), благодаря чему ее изучение позволяет получить информацию об оригинале [126]. Г. М. Коджаспирова отмечает, что модель отражает и воспроизводит в более простом виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта [82]. Структурная модель развития математической деятельности младших школьников представляет собой методическую систему, направленную на реализацию механизма взаимодействия учителя и учащихся начальной школы с последующим переходом учащихся на более высокий уровень развития математической деятельности.
44 В проводимом исследовании мы придерживаемся мнения П. И. Образцова, который рассматривает методическую систему как часть педагогической [118]. В. П. Беспалько дает следующее определение педагогической системы: «определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности» [32, с. 6]. Н. В. Кузьмина рассматривает педагогическую систему как взаимосвязь структурных (цель обучения; содержание учебной информации; методы, приемы обучения, средства коммуникации; преподаватель; учащийся) и функциональных (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский) элементов, подчинённых целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе [93]. Автор отмечает, что методическая система состоит из тех же компонентов, что и педагогическая система; отличие состоит в том, что каждый из них приобретает методическую функцию организации образовательного процесса. По определению А. М. Пышкало, методическая система обучения представляет собой «структуру, компонентами которой являются цели обучения, содержание обучения, методы обучения, формы и средства обучения» [142, с.7]. Также ученый отмечает, что методической системе присуща своя специфика, которая проявляется при раскрытии содержания и смысла компонентов системы и их взаимосвязей [143]. И. М. Дудина в своем диссертационном исследовании методическую систему обучения представляет как систему пяти взаимосвязанных элементов: целевого; содержательного; операционно-деятельного (методы, формы и средства обучения); контрольно-регулировочного (одновременный контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых); оценочно-результативного (оценка педагогами и самооценка обучаемыми достигнутых в процессе обучения результатов, установления соответствия их поставленным задачам
45 обучения, выявление причин пробелов и отклонений, постановка новых задач обучения [64]. В организации учебного процесса И. Ф. Харламов выделяет целевой, деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты [173]. Анализируя данные суждения, выделим в проектируемой структурной модели развития математической деятельности младших школьников следующие блоки целевой, теоретико-методологический, содержательный, процессуальный, контрольно-результативный. При построении структурной модели следует учитывать «правило равновесного соответствия», которое, как отмечает С. И. Архангельский, заключается в том, что все составляющие методической системы выступают в столь тесной взаимосвязи, что всякое изменение одного из них влечет за собой изменение других составляющих и всей системы в целом [21]. Рассмотрим выделенные блоки подробнее. Целевой блок модели включает основную цель - развития математической деятельности младших школьников. Теоретико-методологический блок. Теоретическое обоснование структурной модели развития математической деятельности младших школьников требует выбора подходов к ее разработке. Предлагаемая структурная модель основана на системно- деятельностном и личностно-ориентированном подходах, которые дают возможность:
46
Принципы обучения выступают опорой для построения содержания обучения и методики развития математической деятельности младших школьников. А. П. Кондратюк отмечает, что принципы обучения – это система основополагающих требований, которыми руководствуются при определении содержания, организации и методов обучения в соответствии с целью и общими задачами образования и воспитания, а также закономерностями процесса обучения [86]. Под закономерностью С. М. Вишнякова понимает устойчивые, повторяющиеся, существенные связи в учебно-воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в формировании и развитии личности, а также зависимость личности от целей, принципов, содержания, методов, форм и средств обучения [46]. Закономерности обучения являются теоретической основой конструирования принципов обучения. Содержание обучения и методика развития математической деятельности младших школьников основывается на общедидактических принципах обучения: научности, доступности, связи с теорией и практикой, систематичности и последовательности, наглядности.
Вся работа доступна по ссылке |
|