Быстрый переход к готовым работам
|
Органы, уполномоченные осуществлять административное расследованиеЛюбые процессуальные действия, совершаемые в рамках соответствующего административного производства, предполагают непременное участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав и на которых возлагаются те или иные процессуальные обязанности. Речь идет о субъектах процесса. Конкретные формы выражения их процессуальной право- и дееспособности различны, что определяется той процессуальной ролью, которая отводится каждому из них. Процессуальные права и обязанности каждого субъекта процесса обусловлены его процессуальной функцией в нем, в зависимости от которой - все участники процесса можно разделить на следующие группы: а) лица, наделенные властными полномочиями по разрешению дела, то есть субъекты административной юрисдикции; б) лица, заинтересованные в рассмотрении дела (например, лицо, привлекаемое к административной ответственности; лицо, привлекаемое к дисциплинарной ответственности, защитник; представитель); в) лица, содействующие осуществлению процесса (например, свидетель, эксперт, специалист, переводчик). К первой группе относятся субъекты административной юрисдикции. Их роль заключается в осуществлении административной юрисдикции. В рамках заявленной тематики для нас представляют интерес субъекты административной юрисдикции, уполномоченные осуществлять административное расследование. Главным и обязательным участником административноюрисдикционного процесса является субъект административной юрисдикции, которым является предусмотренный нормами административного права орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать и разрешать административно-правовые конфликты. В научной литературе неоднократно обращалось внимание на то, что система субъектов административной юрисдикции характеризуется множественностью и неоднородностью, что, в свою очередь, «обусловливает необходимость ее рассмотрения с позиции системного подхода, позволяющего определить не только отдельные элементы той или иной системы, но и связи между ними, характеризующие организацию взаимодействия различных элементов в процессе их деятельности»[1]. В юридической литературе подобный подход нашел определенное отражение, причем приоритет в этой области принадлежит JI.JI. Попову и А.П. Шергину". По мнению JI.JI. Попова и А.П. Шергина, в системе субъектов административной юрисдикции можно выделить две основные подсистемы: территориальную и отраслевую. К территориальной относятся органы, которые осуществляют административно-юрисдикционную деятельность в пределах соответствующей территориальной единицы. Как правило, диапазон юрисдикционных полномочий этих органов достаточно широк, то есть для них характерен «универсализм» в рассмотрении административных дел. Отраслевая же подсистема тесно связана с отраслевыми органами исполнительной власти, при этом субъектам административной юрисдикции присуща определенная специали- Таким образом, отмечает А.П. Шергин, довольно четко просматривается территориально-отраслевой принцип построения системы органов административной юрисдикции. Именно этот принцип, по мнению ученого, отличает эту систему от систем органов, осуществляющих иные виды юрисдикции[2]. К территориальным органам относятся, прежде всего, судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Отраслевые органы, тесно связанные с отраслями государственного управления, функционируют на основе специализации. Такая позиция вызывает в литературе определенные возражения. В частности, А.Ю. Якимов отмечает, что специализация характерна и для тех органов, которые отнесены к территориальной подсистеме (например, для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав). Во-вторых, органы отраслевой подсистемы осуществляют свои юрисдикционные полномочия в определенных пространственных рамках, зачастую совпадающих с границами административно-территориального деления (например, органы внутренних дел), следовательно, в этом плане они не отличаются от органов территориальной подсистемы[3]. А.П. Шергин предлагает выделять в системе субъектов административной юрисдикции и иные подсистемы: «При определении системы органов административной юрисдикции целесообразно более четко закрепить их иерар- 103 хию, предусмотрев органы первой и второй инстанции» . А.Ю. Якимовым впервые глубоко проанализировано понятие и содержание статуса субъекта административной юрисдикции. Ученый предлагает ввести в научный оборот такие понятия, как «общий статус субъекта административной юрисдикции» и «специальный статус субъекта административной юрисдикции». Так, согласно его концепции, общий статус субъекта административной юрисдикции устанавливает место этого субъекта в механизме право- охраны. Он представляет собой правовое состояние субъекта административной юрисдикции, характеризующееся совокупностью юридических прав и обязанностей по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. Специальный статус субъекта административной юрисдикции определяет место субъекта соответствующего вида в системе указанных субъектов и конкретизирует его правовое состояние по отношению к участникам производства по делам об административных правонарушениях[4]. В научной литературе субъекты административной юрисдикции классифицируются по различным основаниям. По месту в системе органов государственной власти выделяются: 1) представители судебной власти (судья); 2) органы и представители исполнительной власти. По характеру функциональной административно-юрисдикционной компетенции следует отличать: 1) субъектов административной юрисдикции в первой инстанции; 2) субъектов административной юрисдикции во второй инстанции; 3) субъектов административной юрисдикции, выступающих в качестве как первой, так и второй инстанции. По объему предметной административно-юрисдикционной компетенции:
По особенностям процессуальной компетенции, связанным с порядком рассмотрения и разрешения дел: 1) коллегиальные; 2) единоличные[5]. Субъекты административной юрисдикции классифицируются также в зависимости от способа осуществления административной юрисдикции, полноты использования процессуальной формы при разрешении дел, в частности принципа состязательности. В этом случае выделяют три основные группы субъектов административной юрисдикции: а) должностные лица органов исполнительной власти; б) квазисудебные органы; в) судебные органы (федеральные суды, включая судей военных судов, мировые судьи)[6]. Представляется, что последний критерий классификации субъектов административной юрисдикции является наиболее оптимальным с точки зрения действующего законодательства. Так, ныне действующий КоАП РФ в разделе III закрепляет систему органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Статья 22.1 КоАП РФ устанавливает систему органов, уполномоченных в пределах своей компетенции рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ. Это - судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти. Что же касается тематики нашего исследования, такую классификацию возможно принять с некоторой поправкой, так как административное расследование уполномочены осуществлять практически все субъекты административной юрисдикции за исключением судей и, если исходить из буквального понимания положений ст. 28.7 КоАП РФ, прокуроров. С учетом приведенной классификации охарактеризуем основные виды субъектов административной юрисдикции. При этом следует исходить из того, что место субъекта административной юрисдикции в системе главным образом определяется характером и объемом административно-юрисдикционной компетенции. Прежде всего, имеется в виду исключительная компетенция субъекта административной юрисдикции, которая выделяет его из других субъектов. Исключительная компетенция может определяться такими элементами, как предметная, территориальная или функциональная компетенция. Итак, первая группа субъектов административной юрисдикции представлена должностными лицами органов исполнительной власти. Должностные лица выступают в административно-юрисдикционном процессе не от своего имени, а как субъекты, уполномоченные на юрисдикционную деятельность от имени тех или иных органов исполнительной власти. Практически даже в тех случаях, когда полномочия по рассмотрению административных дел закрепляются за соответствующими органами исполнительной власти, эти полномочия реализуются должностными лицами, действующими от имени этих органов. Именно поэтому первая группа субъектов административной юрисдикции обозначена как «должностные лица органов исполнительной власти». Так, согласно ст. 22.2 КоАП РФ дела об административных правонарушениях рассматривают в пределах своих полномочий должностные лица, указанные в главе 23 КоАП РФ, от имени органов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 22.1 КоАП РФ. К числу должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, отнесены руководители федеральных органов исполнительной власти, их заместители, руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или. Правительства РФ надзорные или контрольные функции (ст. 22.2 КоАП РФ). Если исходить из положений ст. ст. 28.7, 28.3 КоАП РФ, то данные лица наделены полномочиями осуществлять административное расследование. [1] Якимов А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. М., 1999. С. 64. id См- щерГИН А.П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 72. [3] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 66. [4] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 21-22. [5] См.: Якимов А.Ю. Указ. соч. С. 65; Фиалковская И.Д. Административная юрисдикция в области обеспечения прав человека: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 15. [6] См.: Зеленцов А.Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. М., 2001. С. 486.
Вся работа доступна по ссылке |
|