У нас уже 22581 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Технология организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, про­фессиональной и других сферах современного общества требуют коррек­тировки содержательных, методических, технологических аспектов образова­ния, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказы­валась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навы­ков молодому пополнению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения в повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у будущих специалистов способности самостоятельно мыс­лить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые ре­шения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разно­образных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых кон­тактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образо­вательный процесс альтернативных форм и способов ведения образова­тельной деятельности.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образова­тельных учреждений методов и технологий на основе проектной и иссле­довательской деятельности обучающихся.

Педагогическая общественность должна осознать проектную и иссле­довательскую деятельность будущих специалистов как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним из направлений

 

модернизации современного образования, а также развития концепции про­фильной школы.

Организация проектной и исследовательской деятельности будущих специалистов в образовательных учреждениях требует грамотного научно­обоснованного подхода и решения комплекса организационно-управ­ленческих, учебно-методических, организационно-методических, информа­ционных, дидактических, психолого-педагогических задач, а также задач кадрового обеспечения. Эти задачи могут решаться в любом образователь­ном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомыш­ленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства, развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется опре­делённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Исследовательская деятельность будущих специалистов связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюс­трации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную, исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое иссле­дование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъем­лемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее про­ведения.

Проектная деятельность будущих специалистов - совместная учебно­познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятель­ности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность - деятельность по проек­тированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода иссле­дования, определение ожидаемых результатов, оценку реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов, которые являются организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследо­вательской деятельности - в приобретении будущими специалистами функ­ционального навыка исследования, как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мыш­ления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самос­тоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного будущего специалиста).

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектиро­вания исследования. При проектировании исследовательской деятельности будущих специалистов в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности будущих специалистов нормиру­ется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования - опыт, накопленный в научном сообществе, исполь­зуется через задание системы норм деятельности.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная пози­ционная схема «учитель» - «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает, все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением кото­рой является пара «коллега-коллега». Вторая составляющая - «наставник- младший товарищ» предполагает ситуацию передачи навыков практической деятельности, связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача происходит в тесном личностном контакте, что обуславливает высокий личный авторитет позиции «настав­ника» и специалиста, педагога, ее носителя. Главным результатом рассмот­ренной позиционной эволюции является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36029.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.