У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Анализ результатов исследования по организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности

В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий, причисляемых к сравнительно новым, является организации проектной деятельности буду­щего специалиста как средства формирования социальной компетентности.

В первой главе нашего исследования проведен анализ организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности в педагогической деятельности, а также выявлены наиболее важные, на наш взгляд, условия эффективного приме­нения организации проектной деятельности будущего специалиста в процес­се развития социальной компетентности.

Содержание нашего эксперимента определяется следующими иссле­довательскими задачами:

1.                       Изучить отношение будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности.

2.          Проследить соответствие реализации проектной деятельности

будущего  специалиста как средство формирования социальной компе­

тентности.

3.          Определить особенности деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности.

4.          Установить последовательность этапов работы будущих специалистов над проектной деятельностью.

5.          Выявить условия эффективности использования метода проектов в качестве способа развития социальной компетентности будущих специалистов.

!

)                                                                                   132

і

1'

Развитие образования в направлении повышения качества образо­вательного процесса накладывает свои требования на все его много­численные компоненты: средства и методы обучения и воспитания, цели и содержание образования и др. Именно поэтому становится актуальным вопрос условий эффективного использования тех или иных методов или средств образования, так как знание и создание таких условий позволяет качественно изменить процесс обучения, реализовать потенциал педагогических технологий в полной мере.

Изучение условий эффективности организации проектной деятель­ности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности остается до некоторой степени открытым вопросом, прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения метода в педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе, обращаются к вопросу факторов и условий эффективного применения метода. Однако это обращение носит несистема­тический характер и по большей части не дает возможности выделить комплекс таких условий, характеризуя только отдельные стороны использования метода проектов.

В данном исследовании мы попытались рассмотреть указанный метод с различных позиций, таким образом, обобщая условия эффективности представить полученные данные в некоторой взаимосвязи, отражая подход к методу проектов как к целостной системе различных компонентов.

Опираясь на анализ информации, полученной в ходе бесед с педагогами будущих специалистов, мы решили, прежде всего, обратиться к такой важной составляющей реализации метода проектов в учебном процессе, как роль преподавателя в проектной деятельности будущих специалистов, его цели задачи и характер педагогического общения.

Как утверждают преподаватели, роль педагога чрезвычайно важна именно на начальном - подготовительном этапе. Так как можно проследить пропорциональную связь между работой, проделанной педагогом в отношении анализа особенностей коллектива, выработке модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также в отношении создания творческой, непринужденной атмосферы и мотивацией учеников на работу в проекте, их нацеленностью на успех и желанием применять полученные знания.

Деятельность будущего специалиста на подготовительном этапе также очень важна в плане разработки широкого спектра тем, которые позволят каждому студенту реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Возможно, самостоятельного выбора темы проекта играет огромную роль в развитии социальной компетентности, так как непосредственно развивает основные психологические качества личности:          ответственность,    самостоятельное

принятие решений в условии неопределенности, и помимо этого - умение анализировать ситуацию и вырабатывать наиболее выгодную программу действий в процессе обучения в соответствии со своими потребностями и особенностями. Помимо этого ситуация выбора темы является, по мнению педагогов, очень важной с точки зрения выявления интересов будущих специалистов, направленности и характерных особенностей их социальной активности. Все это позволяет лучше узнать коллектив, скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

Далее опрошенные педагоги отмечают значение грамотной работы педагога на организационном этапе, когда происходит разработка плана будущей деятельности, выбор методов работы, организация групп, распределение ролей и др. При высоком уровне развития коллектива и в целом высокого уровня самостоятельности будущих педагогов, педагог должен постараться предоставить им максимальную степень свободы, предоставляя посильную помощь и выполняя консультативную роль. Если же в коллективе существуют проблемы внутренних взаимоотношений, а самостоятельная активность недостаточно развита, педагогу следует выбрать

 

путь открытой координации, самостоятельно разделяя будущих специалистов на группы и четко указывая рамки этапов работы над проектом. Однако в этом случае следует соблюдать особую осторожность, учитывая личностные взаимоотношения в коллективе, дабы не спровоцировать возникновение конфликтных ситуаций.

Вопрос выбора корректного способа формирования групп будущих специалистов при работе над проектом представляется нам особенно важным с позиции выявления условий эффективности метода проектов как способа развития социальной компетентности. Так как групповая работа, как уже было сказано выше, определяет развитие умения общаться, выстраивать взаимоотношения, формирует толерантность и уважение, а также дает ученикам возможность играть различные социальные роли в ходе проектной деятельности.

Как показывает практика, это позволяет активизировать будущих специалистов, постепенно развить их самостоятельность и готовность действовать. Ситуация отсутствия выраженного руководителя в группе создает условия, при которых у будущих педагогов начинают формироваться лидерские качества, развивается умение организовывать деятельность, сотрудничать в достижении общей цели. Однако, на наш взгляд, современная система оценки мешает преподавателю реализовать личностно­ориентированный подход. Так как, даже при условии видимого развития будущих специалистов, преподаватель находится в ситуации необходимости поставить удовлетворительную оценку, исходя из требований и стандартов образования. Этой проблеме, с нашей точки зрения, должно быть уделено особое внимание, как со стороны государства, так и со стороны преподавателя, которому стоит сделать акцент на развернутую, выходящую за рамки отметки оценку деятельности будущих специалистов, давая им возможность увидеть свой личностный рост и прогресс в процессе обучения. Это, как нам кажется, будет являться незаменимым стимулом к их дальнейшему развитию.

Далее, по логике нашего исследования, необходимо обратиться к такому сложному вопросу, как собственно выбор темы проекта, в свете развития социальной компетентности школьников. Как уже было сказано, исходя из особенностей метода проектов как технологии обучения, тема проекта должна соответствовать интересам учеников и их текущим потребностям. Только в этом случае мы сможем наблюдать энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика. В добавлении к этому, соглашаясь в вопросе понимания сущности метода проектов с отечественными педагогами, мы считаем, что темы проектов должны иметь социальную направленность и иметь общественно-значимый результат. Это позволит в большей мере ориентировать проектную деятельность на развитие социальной компетентности: развить связь школьников с общественными институтами, расширить знания о механизмах взаимодействия в социуме, повысить гражданскую, экономическую и другие социальные компетенции.

Детальное изучение данных, полученных в ходе проведенного исследования, позволяет, таким образом, сделать вывод о том, что поставленная нами гипотеза подтвердилась. Так как, в ходе исследований была установлено, что учет особенностей конкретного ученического коллектива, создание ситуации выбора при определении темы проекта, а также органичное сочетание различных способов формирования проектных групп, в конечном счете ведет к повышению эффективности использования метода проектов с целью развития социальной компетентности.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/36029.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.