У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Сущность феномена «социальная компетентность студента»

Современный этап модернизации системы высшего профессионального об­разования связан с реализацией компетентностного подхода, как ведущего подхо­да к подготовке квалифицированных, компетентных выпускников вузов, которые обладают глубокими научными знаниями, имеют определенный уровень теорети­ческого мышления и творческие способности, отличаются самостоятельностью, целеустремленностью, работоспособностью, умеют взаимодействовать с окру­жающими, быть коммуникативными и ответственными за результаты своего тру­да, могут легко адаптироваться к социальным и профессиональным изменениям, жизненным ситуациям, готовы учиться на протяжении всей жизни, т. е. обладают профессиональными и общекультурными компетенциями, заявленными в ФГОС ВПО [427].

О роли высших учебных заведений в современном мире указывалось в ком­мюнике «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вы­зовы глобализированного мира», принятому в рамках Болонского процесса. Осо­бое внимание было уделено важности влияния, оказываемого высшими учебными заведениями на развитие общества, их ключевой роли в определении и передаче ценностей, на которых строится современное общество. В коммюнике говори­лось, что вузы должны быть обеспечены «всеми необходимыми ресурсами для выполнения всего спектра их задач. Этими задачами являются: подготовка сту­дентов к жизни как активных граждан демократического общества; подготовка студентов к профессиональной деятельности и обеспечение их личностного раз­вития; создание и поддержание широкой, современной базы знаний, а также сти­мулирование исследовательской и инновационной деятельности» [180, 14].

В коммюнике подчеркивалась активная роль высшего образования в содей­ствии социальной сплоченности, в сокращении неравенства и повышении уровня знаний, навыков и компетенций в обществе и необходимость ориентировать по­литику на максимальную реализацию потенциала людей с точки зрения их лично­стного развития и вклада в устойчивое демократическое общество, основанное на знании [180].

Изложенное в коммюнике соотносится с Российскими законами «Об обра­зовании в Российской Федерации», «Об образовании», «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании», ФГОС ВПО, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и другими правительственными документами, в которых прямо указывается на необходимость развития таких личностных качеств учащейся молодежи, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность, инициатива, творческие способности, предприимчивость, способность к сотрудничеству, правовое самосознание, ду­ховность, толерантность и т. д. [428; 150; 429; 427; 399].

Мы разделяем убеждение М. Н. Филатовой в том, что для гармоничного со­четания интересов личности, общества и государства система образования должна обеспечить:

•                        отдельной личности - условия развития успешной деятельности и само­реализации как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории;

•                        обществу - возможность развития социальных компетенций, отвечающих актуальным запросам общества и содействие адаптации молодежи к реальным ус­ловиям экономической и социокультурной среды;

•                        государству - возможность подготовки специалистов определенной ква­лификации в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполне­ния возложенных на него обществом обязанностей [432].

А.  К. Маркова указывает на то, что система высшего профессионального образования должна также учитывать требования работодателей. Работодатели вправе ожидать от вузов подготовку специалистов, готовых к выполнению про­фессиональных обязанностей и обладающих личностными и социальными компе­тентностями. Человек может быть хорошим специалистом и при этом «не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно, у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную» [271, 35].

Наличие социальной компетентности делает работников не только хороши­ми специалистами, но и хорошими сотрудниками. Необходимость перехода от хорошего специалиста к хорошему сотруднику подтверждается исследованиями в области рынка труда. Понятие «хороший сотрудник» помимо определенной спе­циальной, профессиональной подготовленности предполагает наличие умений работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативность, спо­собность к инновациям [432, 66].

Исследования, проводимые в разных регионах страны, свидетельствуют о том, что от претендентов на рабочие места работодатели ждут лояльности, испол­нительской дисциплины, эмоциональной выдержанности, интеллигентности, стремления к сотрудничеству, инициативности, гибкости, самостоятельности, коммуникативной компетенции, компетенции в решении проблем, информацион­ной компетенции, готовности к профессиональному росту и непрерывному само­образованию и т. д. [55; 432].

Результаты нашего исследования, в ходе которого было проанализировано 800 объявлений о вакансиях в Интернете и в специальных изданиях городов Ке­мерово, Томска, Саратова и Москвы, показывают, что работодателю нужны ра­ботники с высшим образованием, обладающие следующими личностными каче­ствами, умениями и навыками (в процентном отношении к числу проанализиро­ванных объявлений): коммуникабельность (58%), социальная активность (35%), ответственность (33%), целеустремленность (15%), навыки работы на компьютере (13%), навыки делового общения (12%), стрессоустойчивость (10%), самостоя­тельность (9%); грамотная речь (9%), организаторские умения (8%); лидерство (8%), умение работать в команде (7%); обучаемость (7%), работоспособность (5%), исполнительность (4%).

В контексте нашего исследования важно, что требуемые работодателями качества, умения и навыки включены в состав социальной компетентности мно­гими исследователями [246; 271; 292;422]

Таким образом, работодатели, предъявляя требования к работнику, руково­дствуются тем, что круг его должностных обязанностей не ограничивается пред­метом профессиональной деятельности, а включает в себя широкий организаци­онный и социальный контексты. Мнение работодателей и профессионального со­общества нашло отражение в ФГОС ВПО в определении состава компетенций выпускника вуза.

В ФГОС ВПО компетенции делятся на два класса: профессиональные ком­петенции, относящиеся к предметной области, и общекультурные компетенции, связанные с успешностью профессиональной деятельности опосредованно. Ана­лиз материалов ФГОС ВПО по различным направлениям бакалавриата, магистра­туры и по специальностям показал, что большинство общекультурных компетен­ций по своей сути являются социальными. Например, такие как понимание значе­ния гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивили­зации; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность использовать знание прав и обязанностей человека и граж­данина; уважение культурных традиций своей страны; способность к толерантно­му поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; способность к социальной адап­тации; способность критически анализировать, переосмысливать и переоценивать свой социальный опыт; способность к письменной и устной коммуникации на родном и иностранном языках, навыки культуры социального и делового обще­ния; стремление к саморазвитию, способность добиваться намеченной цели, про­являть творческие качества; способность следовать социально-значимым пред­ставлениям о здоровом образе жизни и другие компетенции [427].

Овладение этими компетенциями гарантирует выпускнику вуза обладание социальной компетентностью, необходимой для успешной профессиональной де­ятельности и жизни в современном обществе в целом.

Специалисты объясняют растущую потребность в социальной компетенции тем, что данная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (в семье, школе, на предприятии) [432]. А. А. Бодалев подчеркивает, что успешность деятельности любого профес­сионала зависит не только от степени его профессиональной подготовки, но и от степени его ориентированности в политических, экономических, правовых и дру­гих характеристиках социальной ситуации, типичной для времени, в котором про­текает его жизнедеятельность и жизнедеятельность его общности [57].

Мы полностью согласны с И. Г. Захаровой в том, что сформированная соци­альная компетентность обеспечивает успешное функционирование индивида в новой социально-культурной ситуации, его продвижение по службе, расширяет возможности для творческого саморазвития, способствует гармонизации межлич­ностных отношений в трудовом коллективе. Социальная компетентность молодо­го поколения проявляется в личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества, расширяет возможности для развития духовных и ма­териальных потребностей личности, обеспечивает успех в профессиональной дея­тельности [152].

Прежде чем приступить к сущностному анализу феномена «социальная компетентность», уточним, что понимается под компетентностью в нашей работе, что отличает компетентность от компетенции и что объединяет с ней. Мы ориен­тируемся на определения, данные И. А. Зимней и А. В. Хуторским. И. А. Зимняя трактует компетенции как некоторые внутренние, потенциальные психологиче­ские новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются и проявляются в компетентностях человека. При этом под компетентностью исследователь пони­мает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [160, 35].

В понимании А. В. Хуторского, компетенция «включает совокупность взаи­мосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельно­сти), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процес-

 

зо

сов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соот­ветствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [442, 135]. Автор считает, что «компетенция - неко­торое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной под­готовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в за­данной сфере» [442, 135].

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.