Быстрый переход к готовым работам
|
Сущность феномена «социальная компетентность студента»Современный этап модернизации системы высшего профессионального образования связан с реализацией компетентностного подхода, как ведущего подхода к подготовке квалифицированных, компетентных выпускников вузов, которые обладают глубокими научными знаниями, имеют определенный уровень теоретического мышления и творческие способности, отличаются самостоятельностью, целеустремленностью, работоспособностью, умеют взаимодействовать с окружающими, быть коммуникативными и ответственными за результаты своего труда, могут легко адаптироваться к социальным и профессиональным изменениям, жизненным ситуациям, готовы учиться на протяжении всей жизни, т. е. обладают профессиональными и общекультурными компетенциями, заявленными в ФГОС ВПО [427]. О роли высших учебных заведений в современном мире указывалось в коммюнике «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира», принятому в рамках Болонского процесса. Особое внимание было уделено важности влияния, оказываемого высшими учебными заведениями на развитие общества, их ключевой роли в определении и передаче ценностей, на которых строится современное общество. В коммюнике говорилось, что вузы должны быть обеспечены «всеми необходимыми ресурсами для выполнения всего спектра их задач. Этими задачами являются: подготовка студентов к жизни как активных граждан демократического общества; подготовка студентов к профессиональной деятельности и обеспечение их личностного развития; создание и поддержание широкой, современной базы знаний, а также стимулирование исследовательской и инновационной деятельности» [180, 14]. В коммюнике подчеркивалась активная роль высшего образования в содействии социальной сплоченности, в сокращении неравенства и повышении уровня знаний, навыков и компетенций в обществе и необходимость ориентировать политику на максимальную реализацию потенциала людей с точки зрения их личностного развития и вклада в устойчивое демократическое общество, основанное на знании [180]. Изложенное в коммюнике соотносится с Российскими законами «Об образовании в Российской Федерации», «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ФГОС ВПО, Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации и другими правительственными документами, в которых прямо указывается на необходимость развития таких личностных качеств учащейся молодежи, как гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность, инициатива, творческие способности, предприимчивость, способность к сотрудничеству, правовое самосознание, духовность, толерантность и т. д. [428; 150; 429; 427; 399]. Мы разделяем убеждение М. Н. Филатовой в том, что для гармоничного сочетания интересов личности, общества и государства система образования должна обеспечить: • отдельной личности - условия развития успешной деятельности и самореализации как через получение образования, «заказанного» государством или обществом, так и через формирование собственной образовательной траектории; • обществу - возможность развития социальных компетенций, отвечающих актуальным запросам общества и содействие адаптации молодежи к реальным условиям экономической и социокультурной среды; • государству - возможность подготовки специалистов определенной квалификации в количестве, обеспечивающем потребности государства для исполнения возложенных на него обществом обязанностей [432]. А. К. Маркова указывает на то, что система высшего профессионального образования должна также учитывать требования работодателей. Работодатели вправе ожидать от вузов подготовку специалистов, готовых к выполнению профессиональных обязанностей и обладающих личностными и социальными компетентностями. Человек может быть хорошим специалистом и при этом «не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно, у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую - социальную, личностную» [271, 35]. Наличие социальной компетентности делает работников не только хорошими специалистами, но и хорошими сотрудниками. Необходимость перехода от хорошего специалиста к хорошему сотруднику подтверждается исследованиями в области рынка труда. Понятие «хороший сотрудник» помимо определенной специальной, профессиональной подготовленности предполагает наличие умений работать в команде, принимать самостоятельные решения, инициативность, способность к инновациям [432, 66]. Исследования, проводимые в разных регионах страны, свидетельствуют о том, что от претендентов на рабочие места работодатели ждут лояльности, исполнительской дисциплины, эмоциональной выдержанности, интеллигентности, стремления к сотрудничеству, инициативности, гибкости, самостоятельности, коммуникативной компетенции, компетенции в решении проблем, информационной компетенции, готовности к профессиональному росту и непрерывному самообразованию и т. д. [55; 432]. Результаты нашего исследования, в ходе которого было проанализировано 800 объявлений о вакансиях в Интернете и в специальных изданиях городов Кемерово, Томска, Саратова и Москвы, показывают, что работодателю нужны работники с высшим образованием, обладающие следующими личностными качествами, умениями и навыками (в процентном отношении к числу проанализированных объявлений): коммуникабельность (58%), социальная активность (35%), ответственность (33%), целеустремленность (15%), навыки работы на компьютере (13%), навыки делового общения (12%), стрессоустойчивость (10%), самостоятельность (9%); грамотная речь (9%), организаторские умения (8%); лидерство (8%), умение работать в команде (7%); обучаемость (7%), работоспособность (5%), исполнительность (4%). В контексте нашего исследования важно, что требуемые работодателями качества, умения и навыки включены в состав социальной компетентности многими исследователями [246; 271; 292;422] Таким образом, работодатели, предъявляя требования к работнику, руководствуются тем, что круг его должностных обязанностей не ограничивается предметом профессиональной деятельности, а включает в себя широкий организационный и социальный контексты. Мнение работодателей и профессионального сообщества нашло отражение в ФГОС ВПО в определении состава компетенций выпускника вуза. В ФГОС ВПО компетенции делятся на два класса: профессиональные компетенции, относящиеся к предметной области, и общекультурные компетенции, связанные с успешностью профессиональной деятельности опосредованно. Анализ материалов ФГОС ВПО по различным направлениям бакалавриата, магистратуры и по специальностям показал, что большинство общекультурных компетенций по своей сути являются социальными. Например, такие как понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина; уважение культурных традиций своей страны; способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; способность к социальной адаптации; способность критически анализировать, переосмысливать и переоценивать свой социальный опыт; способность к письменной и устной коммуникации на родном и иностранном языках, навыки культуры социального и делового общения; стремление к саморазвитию, способность добиваться намеченной цели, проявлять творческие качества; способность следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни и другие компетенции [427]. Овладение этими компетенциями гарантирует выпускнику вуза обладание социальной компетентностью, необходимой для успешной профессиональной деятельности и жизни в современном обществе в целом. Специалисты объясняют растущую потребность в социальной компетенции тем, что данная компетенция играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (в семье, школе, на предприятии) [432]. А. А. Бодалев подчеркивает, что успешность деятельности любого профессионала зависит не только от степени его профессиональной подготовки, но и от степени его ориентированности в политических, экономических, правовых и других характеристиках социальной ситуации, типичной для времени, в котором протекает его жизнедеятельность и жизнедеятельность его общности [57]. Мы полностью согласны с И. Г. Захаровой в том, что сформированная социальная компетентность обеспечивает успешное функционирование индивида в новой социально-культурной ситуации, его продвижение по службе, расширяет возможности для творческого саморазвития, способствует гармонизации межличностных отношений в трудовом коллективе. Социальная компетентность молодого поколения проявляется в личной ответственности за собственное благополучие и благополучие общества, расширяет возможности для развития духовных и материальных потребностей личности, обеспечивает успех в профессиональной деятельности [152]. Прежде чем приступить к сущностному анализу феномена «социальная компетентность», уточним, что понимается под компетентностью в нашей работе, что отличает компетентность от компетенции и что объединяет с ней. Мы ориентируемся на определения, данные И. А. Зимней и А. В. Хуторским. И. А. Зимняя трактует компетенции как некоторые внутренние, потенциальные психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются и проявляются в компетентностях человека. При этом под компетентностью исследователь понимает «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [160, 35]. В понимании А. В. Хуторского, компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процес-
сов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [442, 135]. Автор считает, что «компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [442, 135].
Вся работа доступна по ссылке |
|