Быстрый переход к готовым работам
|
Социально-психологические особенности студентов в контексте социальной компетентностиРеализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом сопровождении формирования социальной компетентности студентов вуза предполагает изучение личности студента, являющегося субъектом формирования социальной компетентности, выявление его социально-психологических особенностей, значимых для овладения социальной компетентность и для осуществления эффективного субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студента. Для решения этой задачи мы обратились к научным публикациям по проблемам студенческой молодежи, изучили результаты социологических исследований, проведенных в различных регионах нашей страны, провели собственное пилотное исследование, предшествующее экспериментальной работе по осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Обобщенные результаты анализа этих материалов представлены в данном параграфе. Заслуга постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева. Представителями школы Б. Г. Ананьева изучены психофизиологические особенности студенческого возраста, который выделяется в качестве особого, важнейшего для общественного развития и становления личности периода жизни. В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Бордовской, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, В. А. Сластенина, В. А. Якунина и других содержится эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме. Исследования проблем студенческой молодежи в социально-психологи- ческом и психолого-педагогическом аспектах проводились Е. А. Бурдуковской, А. М. Гализеевым, В. В. Егоровым, И. А. Зимней, А. Е. Ивановым, С. Д. Смирновым, А. В. Соколовым и др. В работах вышеназванных авторов студенчество определяется как - социально-психологическая и возрастная категория; - особая социальная категория; - специфическая страта молодежи; - определенная социальная группа; - особая мобильная социальная группа; - социальная общность; - специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенческий возраст обычно охватывает период с 17 до 23 лет (очная форма обучения). Обобщая точки зрения Б. Г. Ананьева, Е. А. Бурдуковской, И. А. Зимней, А. Е. Иванова, С. Д. Смирнова, А. В. Соколова и др. на студенческий возраст, можно охарактеризовать его следующим образом. Это период поздней юности — ранней взрослости. На него приходятся оптимумы психофизиологических функций, особенно интеллектуального развития. В личностном отношении - это период наиболее активного нравственного и эстетического развития, стабилизации характера, начала экономической активности, овладения полным комплексом ролей взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые. Это важнейший этап становления человека как личности и как деятеля, когда осуществляется интенсивное преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, происходит формирование специальных способностей в связи с профессионализацией, выстраивается собственная стратегия жизни. Для данного возраста характерно стремление к переустройству, самоутверждению, самореализации. Общее, что объединяет студентов, - это направленность, ценности, мотивация, качества и способности, связанные с учебой в вузе и с будущей профессиональной деятельностью. Большинству студентов присущи целеустремленность и заинтересованность в приобретении полезных знаний, они планируют сделать успешную карьеру, добиться признания и самореализации. Именно студенчество содержит в себе будущую элиту общества, хранителей культурных и социальных
ценностей - тех, кто в недалеком будущем непосредственно будет влиять на развитие страны. Таков традиционный взгляд на студенческую молодежь. В настоящее время научный подход к изучению проблем современной российской молодежи как социальной группы, по мнению Е. Л. Омельченко, переживает кризис. Он связан с упрощенным взглядом на молодежь и не принимает во внимание важнейшие социокультурные изменения реалий молодежной жизни в современном обществе [305]. Сказанное в определенной степени верно в отношении студенческой молодежи. Так, принято считать профессиональную направленность одной из главных отличительных характеристик студентов. Однако, результаты исследований, проводимых и в рамках одного вуза, и в масштабах всей страны, свидетельствуют о том что, студенчество постепенно утрачивает эту характеристику. В последние годы, по данным различных исследований, от 20% до 75% получивших высшее профессиональное образование работают не по специальности, примерно 6% выпускников сразу по окончании вуза регистрируются в качестве безработных [82; 86; 342]. Высшее профессиональное образование рассматривается студентами как первая ступень построения успешной карьеры и достижения материального благополучия. Профессиональная направленность сменяется карьерной направленностью или направленностью на достижение высокого материального положения [231; 259]. В условиях современной России студентам приходится начинать строить свою карьеру уже на первых курсах обучения в вузе. Прежде всего, это связано с требованиями, которые предъявляют к выпускникам работодатели. В некоторых сферах деятельности получение вакантного места напрямую зависит от имеющегося у претендента опыта работы в данной области, и студенты стараются приобрести его, совмещая обучение и работу. Оказавшись в непростых условиях динамичного рынка, человек вынужден делать выбор между стратегиями профессиональной и социальной адаптации; последняя для него представляется, несомненно, более ценной в жизненном плане. Ему важны размер дохода; социальный престиж, который, в конечном счете, измеряется деньгами; приобретение жилья, материальных благ; возможность планировать семью, рождение детей [82]. Даже социальные связи молодых людей формируются так, чтобы их можно было использовать для поступления на хорошую работу, при продвижении по карьерной лестнице. Это определяет перспективы выстраивания «молодежных» карьерных стратегий, наращивания человеческого капитала через «молодежную» инфраструктуру социальных сетей и, в конечном счете, влияет на отношение молодого поколения к образованию [330]. Угроза остаться невостребованным на рынке труда характерна для студентов всех вузов и факультетов. Востребованность специалистов определяется конкретным рынком труда города, района, региона, т. е. имеет территориальную привязку. При этом студенты ориентируются на получение работы в крупных городах и не хотят ехать на периферию. Проблема трудоустройства является самой главной среди студенческой молодежи. Таким образом, профессиональные планы молодежи в определенной степени формируются под влиянием страха оказаться безработным после окончания вуза, а не под влиянием мечты, желания проявить себя в сфере труда [342; 362]. При рассмотрении стратегий, определяющих отношение студентов к своей учебе, обнаружен феномен, заключающийся в возрастающем расхождении между образовательными и профессиональными ценностями. Значительная часть студентов занимается «не-учебой», т. е. работой, досугом, затрачивая минимальные усилия на занятия в вузе. Только 17% студентов российских вузов высказались за упорную учебу, требующую определенных самоограничений. Остальные не видят в этом нужды, считая, что смогут реализоваться в профессиональной карьере, успех в которой для них рассматривается как нечто обособленное от процесса обучения, не связанное с ним [82]. В условиях рыночных отношений молодежь раньше включается в трудовую деятельность, реально влияя на содержание труда и на отношение к нему. Происходит смена стереотипов социального поведения: от «жить, чтобы работать» - к «учиться и работать, чтобы жить». Молодежь относится к трудовой деятельности лишь как к средству достижения личного блага и не считает труд какой-либо ценностью вообще [345]. О стремлении включиться в рыночную экономику говорит позитивное отношение студентов к бизнесу. О чем, например, свидетельствуют данные исследования, проводимого лабораторией социологических исследований Иркутского университета в Иркутском государственном техническом университете, Братском и Бурятском государственных университетах. Три четверти охваченных исследованием хотят организовать свое дело. Каждый второй уважает тех, кто «сколотил состояние». Около трети считает, что «нет честных и нечестных способов делать деньги». Каждый пятый хотел бы «получить деньги «на халяву» и сразу», 42%, в случае выигрыша миллиона, вложат его в собственный бизнес. Только 15% считает бизнес обманом, жестокостью и эксплуатацией. Для молодежи бизнес - это работа на себя и свою семью, упорство и настойчивость в достижении целей - 70%. При этом каждый третий респондент считает, что богатство - это свобода тратить деньги. И ради этой цели юноши и девушки готовы пойти на многие жертвы [362]. В труде современная молодежь ориентирована на социально-экономическое выживание вопреки своему биологическому и социально-психологическому самосохранению. По данным совместного социологического исследования Саратовского государственного университета и Института аграрных проблем РАН, менее всего молодое поколение обращает внимание на нагрузки, санитарные условия и полное использование своих знаний. Ранний биологический и психологический износ молодого поколения нарастает, здоровье приносится в жертву цели достижения высокого материального положения [345]. Идет процесс слияния прагматических и ценностных измерений образовательной и трудовой деятельности. В целом, студенты возлагают на образование большие надежды, связывают с ним свое будущее положение, социальный статус. Каждый второй видит смысл высшего образования в получении профессии, хорошей квалификации; 40% респондентов считают, что учеба дает возможность повышения своего культурного уровня, духовности, интеллекта; каждый третий уверен, что высшее образование способствует повышению социального статуса и выступает как необходимый ресурс успешной жизни в наше время. При этом студенты считают, что достижение успеха в жизни зависит, прежде всего, от личностных качеств человека и ряда факторов. Здесь на первый план выходят коммуникабельность, предприимчивость, энергичность, работоспособность, трудоспособность, самостоятельность, адаптивность, инициативность, определенная жесткость, открытость изменениям, умение рисковать, умение добиваться цели, умение работать в коллективе/команде, способность к постоянному обучению и переобучению, стремление получить знания в смежных отраслях. Важным фактором является наличие социальных связей, которые можно использовать для поступления в престижный вуз, на хорошую работу, для карьерного роста. Также важен фактор удачи и везения, т. е. надо оказаться в нужное время в нужном месте. Основной стратегией достижения успеха становится индивидуализм [5; 127; 305; 330; 342; 362]. Проведенное нами пилотное исследование, в целом, дало аналогичные результаты. Студентам КемГУ (500 студентов) и КемТИПП (200 человек) был задан вопрос: «Что необходимо человеку для достижения успеха в жизни?». Поскольку нам было важно выяснить, связывают ли студенты достижение успеха с личностными качествами человека или с внешними обстоятельствами, мы не предлагали веера возможных ответов. Тем не менее, абсолютно во всех ответах процент личностных качеств значительно превысил процент других факторов. Мы выбрали 10 наиболее часто встречающихся ответов. В скобках указан процент студентов, давших данный ответ: ответственность (85%); коммуникабельность (81%); целеустремленность (65%); нужные связи (62%); любовь к профессии (58%); материальное положение (58%); сила воли (50%); настойчивость (42%); квалификация (38 %); знания (38%).
Вся работа доступна по ссылке |
|