У нас уже 22581 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Теоретические предпосылки педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов

В данном параграфе дается анализ научных публикаций, раскрывающих теоретические основания педагогического и других видов сопровождения, с це­лью определения теоретических предпосылок педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза.

Согласно словарю русского языка, предпосылка - это предварительное ус­ловие; исходный пункт, отправное положение какого-либо рассуждения. [380,369]. В качестве теоретических предпосылок педагогического сопровожде­ния формирования социальной компетентности студентов вуза мы рассматриваем теоретические положения, изложенные в научных работах отечественных и зару­бежных исследователей и раскрывающие сущность и особенности сопровождаю­щей деятельности учителя, преподавателя, психолога.

Понятие «педагогическое сопровождение» появилось и стало активно ис­пользоваться в отечественной педагогической литературе относительно недавно - на стыке XX и XXI веков. Большинство работ, посвященных исследованию про­блем педагогического сопровождения, начинаются с анализа и уточнения термина «сопровождение», для чего авторы обращаются к разнообразным справочным из­даниям, поскольку словарь дает «информацию научного сообщества, а не отдель­ного субъекта, исследователя» [112, 56].

В словарях русского языка «сопровождение» определяется как действие по глаголу «сопровождать». Сопровождать - значит: 1) следовать вместе с кем- нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь; 2) идти, ехать вместе в качестве спутника или провожатого; 3) напутствовать при уходе, отъез­де, посылать пожелания, замечания, советы; 4) совершать действие, сопутствую­щее другому (обычно основному) действию, дополняющее его; 5) прибавлять, присоединять к чему-то, дополнять чем-то при отправлении, подаче; 6) аккомпа­нировать кому-то, чему-то, исполнять вторую партию [304, 747].

В логике своих исследований авторы выделяют разные значения данного глагола. Так, например, М. И. Губанова выделяет три последних значения и опре­деляет сопровождение как «сопутствующие действия», «дополнение- присоединение», «исполнение второй партии» [112, 57].

В логике нашего исследования мы выделили три первых значения. Первое значение определяет позицию сопровождающего в зависимости от ситуации - ря­дом, впереди или сзади. Второе значение позволяет определить «сопровождение» как действие в качестве провожатого. Провожатый - тот, кто сопровождает кого- нибудь (для охраны, для указания пути) [304, 605]. Следовательно, провожатый знает путь, по которому идет сопровождаемый. Присутствие провожатого облег­чает прохождение пути, гарантирует достижение намеченной цели. Очевидно, что в контексте педагогического сопровождения таким провожатым (сопровождаю­щим) является педагог (учитель, преподаватель, воспитатель), а сопровождаемым - ученик, студент, воспитанник и т. п. Важно и третье значение глагола «сопро­вождать», связывающее сопровождение с пожеланиями, замечаниями, советами сопровождающего сопровождаемому.

Большинство исследований (Е. А. Александрова, М. И. Губанова, И. А. Липский, А. В. Мудрик, Н. С. Пряжников, Т. Н. Сапожникова, Г. И. Симонова, С. Н. Чистякова, Т. М. Чурекова и др.), посвященных педагогическому сопровож­дению, связаны с процессами, протекающими в общеобразовательной школе. Ос­новные положения, касающиеся сути, содержания, структуры, принципов и т. д. педагогического сопровождения, осуществляемого в общеобразовательной шко­ле, остаются верными для педагогического сопровождения в условиях высшей школы. В этой связи изучение работ вышеуказанных авторов было важным для нашего исследования.

Любая педагогическая проблема, как утверждает С. Д. Смирнов, имеет пси­хологический контекст [284]. Данное утверждение справедливо и в отношении педагогического сопровождения. В нем обязательно наличие психологической со­ставляющей, отсюда возникла необходимость в анализе работ М. Р. Битяновой, Т. П. Демидовой, Н. JI. Коноваловой, В. И. Слободчикова, JI. Г. Субботиной и др., посвященных проблемам психологического и психолого-педагогического сопро­вождения.

В русле исследования педагогического сопровождения формирования соци­альной компетентности студентов для нас особую значимость приобрели вопросы социально-педагогического сопровождения (С. В. Демочкин, JI. В. Мардахаев, М. И. Рожков), поскольку социально-педагогическое сопровождение направлено на гармонизацию отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с со­циумом, на достижение которой также сориентировано овладение социальной компетентностью.

В контексте нашего исследования особый интерес представляли работы, связанные с педагогическим, психологическим и психолого-педагогическим со­провождением образовательного процесса студентов вузов. Проблемы сопровож­дающей деятельности преподавателей вузов изучались Н. Г. Барышниковой, Н. М. Борытко, М. А. Валеевой, Я. JI. Горшениной, Н. Г. Ершовой, Н. Н. Jlaryce- вой, JT. А. Новоселовой, А. В. Остапенко, Е. С. Романовой, И. М. Яковенко и др.). Приходится констатировать, что таких работ немного.

Исследуя педагогическое сопровождение профессионального воспитания в вузе, Н. М. Борытко во главу угла ставит решение проблем, возникших у студен­тов. Он определяет педагогическое сопровождение как создание и развитие раз­носторонних условий для принятия воспитанником оптимальных решений в раз­личных ситуациях жизненного выбора; взаимодействие педагога и воспитанника, направленное на разрешение возникающих проблем развития воспитанника. Со­провождение предполагает диагностику существа проблемы, ее причин и выбор наиболее эффективных способов ее решения. Однако, подчеркивает Н. М. Борыт­ко, решить проблему воспитанник должен в большей степени самостоятельно и, следовательно, нести большую ответственность [68, 77].

В педагогическое сопровождение продуктивного процесса развития твор­ческого потенциала будущего педагога в вузе И. М. Яковенко, наряду с формиро­ванием совокупности условий, включает обеспечение педагогической технологи­ей, способствующей готовности студентов к творческому взаимодействию с уче­никами [476].

Барышникова Н. Г. ставит знак равенства между педагогическим сопровож­дением профессиональной подготовки студентов-иностранцев и поддержкой ино­странных студентов, которая направлена на повышение степени адекватности об­разовательных услуг запросам субъектов образования и стратегии развития меж­дународного образования в Российских вузах.

Вслед за Н. М. Борытко, Е. И. Казаковой, А. П. Тряпициной и другими ав­торами Н. Г. Барышникова развивает взгляд на педагогическое сопровождение как на деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора. При этом Н. Г. Барышникова утверждает, что любая программа сопровождения в пе­дагогике представляет собой технологию разрешения проблем развития [34].

В определении И. Б. Добродеева, педагогическое сопровождение в процессе дистанционного обучения - это деятельность преподавателя, которая включает в себя применение новых информационных технологий, организацию, корректи­ровку и контроль выполняемой в индивидуальном режиме самостоятельной рабо­ты обучающихся, стимулирование активной учебно-познавательной самостоя­тельной деятельности обучающихся, создание психологического комфорта в про­цессе обучения, обеспечение различных уровней интерактивного взаимодействия, оперативной обратной связи [128, 11]. Таким образом, автор расставляет акценты на самостоятельности студентов и коммуникативном аспекте педагогического со­провождения.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в ву­зе, в понимании Н. Н. Лагусевой, - это комбинаторная технология, объединяющая психологический и педагогический аспекты. Психологический аспект включает диагностику исходного уровня и динамики профессионального воспитания сту­дентов; выявление характера и особенностей профессиональных установок, ожи­даний, намерений, интересов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможностей студентов; помощь в развитии профессионально личностного по­тенциала; психологическую поддержку в преодолении трудностей самостоятель­ного проектирования деятельности и поведения; консультирование по вопросам жизнедеятельности; содействие в профессиональном самоопределении.

Педагогический аспект включает создание гуманистического воспитатель­ного пространства, направленного на интеграцию отношений всех субъектов вос­питания; эстетизацию сферы и среды обучения и воспитания; учет всех элементов воспитательного пространства, в том числе создание высокоорганизованного сту­денческого и педагогического сообщества, оптимизацию профессионального партнерства студентов, преподавателей и других субъектов учебно-воспитатель- ного процесса; научно-методическое обеспечение воспитательного процесса [248, 119].

Для нашего исследования значимы следующие положения, вытекающие из работы Н. Н. Лагусевой: актуализация и использование внутренних ресурсов лич­ности студента в определенной последовательности, гуманитаризация учебно- воспитательного пространства, сотрудничество всех субъектов учебно-воспита­тельного процесса.

Исследования Г. В. Безюлевой, Н. Г. Ершовой и О. Н. Нургатиной объеди­няет системный подход к рассмотрению психолого-педагогического сопровожде­ния в ракурсе будущей профессиональной деятельности студентов.

Согласно Г. В. Безюлевой, психолого-педагогическое сопровождение про­фессионального самоопределения студентов - это специально организованная, целенаправленная система содействия студентам со стороны педагогических ра­ботников и психологов образовательного учреждения с привлечением к ней соци­альных партнеров. Она направлена на оказание помощи в формировании внут­ренней готовности личности к самоопределению, самопознанию; адаптации к ус­ловиям и требованиям обучения и дальнейшей профессиональной деятельности; установлении деловых отношений с коллегами; прохождении производственной практики; нахождении места работы; проектировании собственного будущего [41, 80]. Мы находим перспективным предложение автора расширить круг лиц, осу­ществляющих сопровождение, за счет привлечения социальных партнеров.

Конкретизируя понятие «психолого-педагогическое сопровождение подго­товки менеджера в вузе», О. Н. Нургатина истолковывает его как системно­организованный педагогический процесс, направленный на формирование готов­ности к профессиональной деятельности, развитие личностных качеств и соци­ально-профессиональных компетенций студента вуза с целью максимальной адаптации к социально-профессиональной среде [301, 10]. Отсюда следует, что особую важность автор придает развитию адаптивной способности выпускника вуза.

Н. Г. Ершова под психолого-педагогическим сопровождением студента подразумевает систему профессиональной деятельности преподавателя, направ­ленную на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и профессионально-личностного развития студента в ситуации вузов­ского взаимодействия [136, 44].

В. Н. Бобылев, Е. В. Колосов и В. А. Кручинин рассматривают психологи­ческое сопровождение в процессе обучения и воспитания студентов в контексте деятельности психологической службы вуза по созданию психолого-педагогичес- ких условий, способствующих творческому и профессиональному развитию сту­дентов, формированию личности выпускника, способной к эффективной профес­сиональной деятельности в условиях рыночных отношений. В ходе психологиче­ского сопровождения, по утверждению авторов, решаются следующие задачи: профилактика и преодоление отклонений в социальном и психическом развитии; профилактика и разрешение конфликтов; формирование ответственности; повы­шение учебной и профессиональной мотивации; коррекция и формирование имиджа и др. [224, 11].

Научные публикации Н.Г. Ершовой, В. Н. Бобылева, Е. В. Колосова и В. А. Кручинина служит подтверждением тому, что для большинства отечественных исследователей педагогическое и психологическое сопровождение связаны с соз­данием специальных психолого-педагогических условий.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.