Быстрый переход к готовым работам
|
Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентовОпределение сущности, содержания и структуры социальной компетентности студента и составляющих ее парциальных компетентностей, представление социальной компетентности как целостного, сложноструктурированного системного образования, выявление социально-психологических особенностей студентов, значимых для осуществления педагогического сопровождения, выявление теоретических предпосылок обоснования педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов позволили перейти к моделированию процесса педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Приступая к моделированию педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов, мы руководствовались тем, что в педагогических исследованиях моделирование обозначает выявление системных свойств моделируемого объекта; соотнесение собственного опыта с результатами педагогического моделирования; оценку полученного информационного приращения [477, 19]. В психолого-педагогической литературе встречаются различные представления о моделях, среди которых представление о модели, как о концептуальном обосновании какого-либо процесса [363, 38], и рассматриваются различные виды моделей. Так, О. JI. Карпова выделяет одиннадцать разновидностей моделей, в том числе и концептуальную модель, которая определяется как модель, «основанная на информационной базе данных и программе действий» [192, 23]. В других источниках мы находим следующие определения концептуальной модели: - «образы и представления, которые сыграют роль обобщенных схем поведения; система основных понятий и правил комбинирования классов понятий, не зависящих от языка и содержательной структуры некоторой предметной области» [386, 200]; - « (в инженерной психологии) совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда - технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий» [462, 92]; - «модель предметной области, состоящей из перечня взаимосвязанных понятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характеристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам в данной области, и законов протекания процессов в ней» [415]; - «стратегический план исследования, содержащий теоретико-методоло- гические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, методику сбора и обработки данных» [470]. Принимая во внимание выше приведенные определения и исходя из того, что в педагогических исследования концепция может трактоваться как теория, включающая совокупность концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механизмов, процедур и т. д. [295], мы определили концептуальную модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов как теоретико-методологическое обоснование педагогической деятельности преподавателя по созданию условий, способствующих формированию социальной компетентности студентов; совокупность представлений о целях, содержании, организации, способах, средствах и результатах этой деятельности. Прежде чем приступить к разработке концептуальной модели педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов мы изучили требования к модели, изложенные в работах И. А. Колесниковой [211], А. М. Новикова [296], Г. Н. Серикова [371], В. А. Сластенина [376]. Согласно этим требованиям модель должна: ■ представлять и описывать систему, имеющую цель и результат; ■ имитировать реальные процессы будущей деятельности; ■ находиться в некотором соотношении сходства и различия с оригиналом; ■ замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования; ■ быть согласована с образовательной средой, в которой ей предстоит функционировать; ■ отличаться простотой, позволяющей использовать модель как рабочий инструмент каждому, кто будет участвовать в ее реализации; ■ позволять проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты; ■ давать возможность сделать обоснованный выбор одного из вариантов решения проблемы; ■ обеспечивать получение нового знания об оригинале в результате исследования. Моделирование процесса педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов осуществлялось с опорой на системный подход (общенаучный уровень), личностно-деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы (конкретно-методологический уровень). Системный подход позволяет рассматривать процесс педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов как систему и как элемент целостного педагогического процесса - динамической педагогической системы более высокого уровня. Личностно-деятельностный подход проявляется в понимании того, что социальная компетентность формируется и проявляется в социальной деятельности, при этом деятельность должна соответствовать способностям и потребностям студента. Использование личностно-ориентированного подхода направлено на усиление субъектной позиции студента в формировании социальной компетентности, обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие студента и преподавателя, учет социально-психологических особенностей, индивидуальных потребностей и опыта формирования социальной компетентности студента. Компетентностный подход отражается в содержательно-технологическом обеспечении и результатах педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Сконструированная концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов представляет собой педагогическую систему и характеризуется целостным единством целевого, тео- ретико-методологического, содержательного, организационного, технологического и результативного компонентов. Целевой компонент определяется в контексте социального заказа системе высшего профессионального образования на подготовку социально компетентного выпускника вуза и исходя из понимания педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза как особого вида деятельности преподавателя, направленной на создание комплекса условий, способствующих успешному формированию социальной компетентности студента. Таким образом, целью педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов является создание оптимальных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного для каждого студента уровня сформированности социальной компетентности. Теоретико-методологический компонент объединяет факторы, закономерности, принципы и функции педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Факторами, положительно или отрицательно влияющими на процесс педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов, являются: ■ социально-экономическая и политическая ситуации в стране; ■ содержание и форма предоставления информации в СМИ и, что особенно важно для студенческой аудитории, в Интернете; ■ степень доверия студентов профессорско-преподавательскому составу и администрации вуза; ■ уровень подготовки преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов; ■ норма часов по дисциплинам гуманитарного, социального и экономического цикла; ■ мотивация и ценностное отношение студентов к обладанию социальной компетентностью; ■ общекультурный уровень развития студентов.
Вся работа доступна по ссылке |
|