У нас уже 22592 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов

Определение сущности, содержания и структуры социальной компетентно­сти студента и составляющих ее парциальных компетентностей, представление социальной компетентности как целостного, сложноструктурированного систем­ного образования, выявление социально-психологических особенностей студен­тов, значимых для осуществления педагогического сопровождения, выявление теоретических предпосылок обоснования педагогического сопровождения фор­мирования социальной компетентности студентов позволили перейти к модели­рованию процесса педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Приступая к моделированию педагогического сопровождения формирова­ния социальной компетентности студентов, мы руководствовались тем, что в пе­дагогических исследованиях моделирование обозначает выявление системных свойств моделируемого объекта; соотнесение собственного опыта с результатами педагогического моделирования; оценку полученного информационного прира­щения [477, 19].

В психолого-педагогической литературе встречаются различные представ­ления о моделях, среди которых представление о модели, как о концептуальном обосновании какого-либо процесса [363, 38], и рассматриваются различные виды моделей. Так, О. JI. Карпова выделяет одиннадцать разновидностей моделей, в том числе и концептуальную модель, которая определяется как модель, «основан­ная на информационной базе данных и программе действий» [192, 23].

В других источниках мы находим следующие определения концептуальной модели:

- «образы и представления, которые сыграют роль обобщенных схем пове­дения; система основных понятий и правил комбинирования классов понятий, не зависящих от языка и содержательной структуры некоторой предметной области» [386, 200];

-  « (в инженерной психологии) совокупность представлений оператора о целях и задачах трудовой деятельности, состоянии предмета труда - технических средств и внешней среды, о собственных способах управляющих воздействий» [462, 92];

-  «модель предметной области, состоящей из перечня взаимосвязанных по­нятий, используемых для описания этой области, вместе со свойствами и характе­ристиками, классификацией этих понятий по типам, ситуациям, признакам в дан­ной области, и законов протекания процессов в ней» [415];

-  «стратегический план исследования, содержащий теоретико-методоло- гические подходы, проблемы исследования, понятийный аппарат, гипотезы, ме­тодику сбора и обработки данных» [470].

Принимая во внимание выше приведенные определения и исходя из того, что в педагогических исследования концепция может трактоваться как теория, включающая совокупность концептуальных положений, принципов, факторов, условий, механизмов, процедур и т. д. [295], мы определили концептуальную мо­дель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов как теоретико-методологическое обоснование педагогической деятель­ности преподавателя по созданию условий, способствующих формированию со­циальной компетентности студентов; совокупность представлений о целях, со­держании, организации, способах, средствах и результатах этой деятельности.

Прежде чем приступить к разработке концептуальной модели педагогиче­ского сопровождения формирования социальной компетентности студентов мы изучили требования к модели, изложенные в работах И. А. Колесниковой [211],

А.  М. Новикова [296], Г. Н. Серикова [371], В. А. Сластенина [376]. Согласно этим требованиям модель должна:

■                       представлять и описывать систему, имеющую цель и результат;

■                       имитировать реальные процессы будущей деятельности;

■                       находиться в некотором соотношении сходства и различия с оригиналом;

■                       замещать оригинал в определенных отношениях в процессе исследования;

■                       быть согласована с образовательной средой, в которой ей предстоит функ­ционировать;

■                       отличаться простотой, позволяющей использовать модель как рабочий ин­струмент каждому, кто будет участвовать в ее реализации;

■                       позволять проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты;

■                       давать возможность сделать обоснованный выбор одного из вариантов решения проблемы;

■                       обеспечивать получение нового знания об оригинале в результате иссле­дования.

Моделирование процесса педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов осуществлялось с опорой на системный подход (общенаучный уровень), личностно-деятельностный, личностно-ориенти­рованный и компетентностный подходы (конкретно-методологический уровень).

Системный подход позволяет рассматривать процесс педагогического со­провождения формирования социальной компетентности студентов как систему и как элемент целостного педагогического процесса - динамической педагогиче­ской системы более высокого уровня.

Личностно-деятельностный подход проявляется в понимании того, что со­циальная компетентность формируется и проявляется в социальной деятельности, при этом деятельность должна соответствовать способностям и потребностям студента.

Использование личностно-ориентированного подхода направлено на усиле­ние субъектной позиции студента в формировании социальной компетентности, обеспечивает субъект-субъектное взаимодействие студента и преподавателя, учет социально-психологических особенностей, индивидуальных потребностей и опы­та формирования социальной компетентности студента.

Компетентностный подход отражается в содержательно-технологическом обеспечении и результатах педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Сконструированная концептуальная модель педагогического сопровожде­ния формирования социальной компетентности студентов представляет собой педагогическую систему и характеризуется целостным единством целевого, тео- ретико-методологического, содержательного, организационного, технологи­ческого и результативного компонентов.

Целевой компонент определяется в контексте социального заказа системе высшего профессионального образования на подготовку социально компетент­ного выпускника вуза и исходя из понимания педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вуза как особого вида дея­тельности преподавателя, направленной на создание комплекса условий, способ­ствующих успешному формированию социальной компетентности студента.

Таким образом, целью педагогического сопровождения формирования со­циальной компетентности студентов является создание оптимальных условий, обеспечивающих достижение максимально возможного для каждого студента уровня сформированности социальной компетентности.

Теоретико-методологический компонент объединяет факторы, законо­мерности, принципы и функции педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Факторами, положительно или отрицательно влияющими на процесс педа­гогического сопровождения формирования социальной компетентности студен­тов, являются:

■                       социально-экономическая и политическая ситуации в стране;

■                       содержание и форма предоставления информации в СМИ и, что особенно важно для студенческой аудитории, в Интернете;

■                       степень доверия студентов профессорско-преподавательскому составу и администрации вуза;

■                       уровень подготовки преподавателей к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов;

■                       норма часов по дисциплинам гуманитарного, социального и экономиче­ского цикла;

■                       мотивация и ценностное отношение студентов к обладанию социальной компетентностью;

■                       общекультурный уровень развития студентов.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/35662.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.