Быстрый переход к готовым работам
|
Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентовИсторически термин «стратегия» связан с военным делом, поэтому в словарях «стратегия», прежде всего, определяется как высшая область военного искусства. В настоящее время понятие «стратегия» экстраполировано на другие области жизнедеятельности человека. Стратегия понимается как искусство руководства какой-либо деятельностью, как общий план, реализуемый в ходе деятельности. Она связана с определением целей и задач, включает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, распределение кадров и материальных ресурсов. Стратегия подразумевает знание закономерностей и объективных предпосылок предстоящей деятельности [304; 378; 421]. Понятие «стратегия» используется для обозначения существенности, важности достижения общих целей на каком-либо этапе, соотносится с общественной, политической жизнью, экономической, научной и другими видами деятельности, планированием. Стратегия соотносится с проведением в жизнь генеральной линии, связанной с основной целью, с помощью тактики - использования и комбинирования всех доступных средств и методов [467; 134]. В сфере образования термин «стратегия», хотя и начал употребляться относительно недавно, нашел широкое распространение. Для нас было важно выяснить, как трактуется понятие «стратегия» применительно к сфере образования в работах различных авторов - педагогов, психологов, организаторов образования, руководителей образовательных учреждений. По данным П. Г. Постникова, исследователи обращаются к понятию «стратегия» для характеристики развития образовательных процессов, описания функционирования субъектов в процессе их жизнедеятельности в результате взаимодействия с образовательной средой при решении профессиональных задач [333]. В психолого-педагогической литературе термин «стратегия» встречается в словосочетаниях «образовательная стратегия», «стратегия развития образования», «педагогическая стратегия», «стратегия воспитания», «стратегия обучения», «стратегия развития», «стратегия жизни», «жизненная стратегия», «стратегия развития вуза», «стратегия проектирования образовательного процесса». О. И. Шушерина справедливо отмечает, что любое из видовых понятий (образовательная стратегия, педагогическая стратегия, психологическая стратегия и др.) можно истолковать как «искусство планирования конкретной деятельности на длительную перспективу, ее последовательной реализации на основе целесообразного отбора соответствующего обеспечения и организации соответствующего процесса (деятельности)» [467, 77]. Согласно И. А. Зимней, стратегия - «это комплекс, многомерное представление процесса актуального состояния, сохранения, развития или изменения, общий проект и проектирование его осуществления на определенный отрезок времени» [161, 71]. Под стратегией И. А. Зимняя также понимает общий глобальный проект; долгосрочное планирование реализации цели деятельности; многостороннюю программу [161; 162]. Рассматривая стратегию развития образования в России, В. С. Аванесов называет стратегию искусством и наукой достижения желаемых результатов предстоящей деятельности и определяет стратегию как учение о лучшем употреблении всех сил и средств с целью повышения уровня и качества образованности населения страны [3]. Наряду с вопросом о необходимости образовательной стратегии государства в публикациях по проблемам образования правомерно поднимается вопрос о необходимости разработки стратегии развития вузов, школ и других образовательных учреждений. По мысли С. И. Плаксия, стратегия вуза - это комплексный, долгосрочный план системных действий и их реальное осуществление на основе всестороннего изучения всех закономерностей, внешних и внутренних обстоятельств, поставленных целей и задач, обеспечивающих эффективность деятельности вуза. Автор считает, что стратегия вуза включает в себя изучение закономерностей, концептуальных основ высшего образования в контексте развития общества; анализ внешних и внутренних условий; прогнозирование тенденций и возможных вариантов; определение дерева целей и распределение вытекающих отсюда задач; разработку технологий, методов, организационных форм, способных обеспечить успешное продвижение к поставленным целям [323]. Мы считаем продуктивной идею включения в стратегию дерева целей, и воплотили ее в стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Стратегия школы рассматривается П. Г. Постниковым как система, включающая в себя выводы из анализа социально-образовательной ситуации, цели, принципы отбора и конструирования содержания образования, взгляд на ученика как участника образовательного процесса, связи между этими компонентами системы. По мнению автора, системообразующим элементом стратегии становятся не цели, а выводы из анализа социально-образовательной ситуации, определяющие образовательные стратегии школы [333]. Е. В. Бондаревская и С. В. Кульневич утверждают, что педагогическая стратегия является высшим уровнем перспективной теоретической разработки главных направлений образовательной деятельности и реализуется в таких профессиональных умениях учителя, как способность проникать в сущность явления, осознавать его реальный смысл; устанавливать причинно-следственные связи, определять цели, задачи воспитания и обучения, создавать условия, способствующие педагогическому взаимодействию и сотрудничеству и др. [61]. Мы полностью разделяем точку зрения авторов на важность профессиональных умений учителя, в нашем случае - преподавателя, для реализации стратегии. Рассматривая педагогическую стратегию как деятельность, О. И. Шушерина вслед за В. В. Игнатовой, выделяет цель в качестве ориентира и средства ее достижения. Необходимость генеральной (общей) цели как стратегического ориентира определена потребностью выбора конкретного направления педагогической деятельности, что обеспечивает выбор принципов, содержания, реализацию условий. Содержание педагогической стратегии конкретизируется в соответствии с личностным смыслом педагога, который конструирует стратегию и определяет средства ее реализации, то есть стратегия субъективируется педагогом [467, 77- 78]. В своей работе мы принимаем точку зрения В. В. Игнатовой и О. И. Шуше- риной и используем термины «образовательная стратегия» и «педагогическая стратегия» как синонимичные. И. А. Зимней принадлежит ряд определений стратегии воспитания. В одном из них стратегия трактуется автором как комплексное образование, направленное на предотвращение возможных негативных последствий личностного развития человека в сложившейся в современной России ситуации общественных перемен, являющихся следствием глобальной деидеологизации, отсутствия четкой социальной политики в области образования, упразднения воспитательных программ и т. д. и одновременно направленное на сохранение и дальнейшее развитие всего того позитивного, что накоплено в опыте общественного развития народа [161]. Стратегия воспитания, в видении ученого, - это многосторонняя программа, включающая развернутую последовательную подготовку кадров педагогов-воспи- тателей, воспитателей и помощников воспитателей; разработку и технологию создания образовательных, воспитательных систем, сред; определение дерева целей и преемственности каждой из них для разных ступеней образования; определение организационных форм воспитания [162]. Применительно к стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов для нас важно, что И. А. Зимняя включает в стратегию подготовку кадров, обеспечивающих проведение стратегии в жизнь. В педагогической науке встречается и более узкое понимание педагогической стратегии. Так, Е. В. Лопаткин под педагогическими стратегиями развития мотивации профессионального выбора понимает направления профессионально значимой деятельности студентов и педагогического взаимодействия с ними, которые проектирует и реализует преподаватель вуза для достижения поставленных целей [264]. В утверждении П. Г. Постникова о том, что под стратегией понимается «управленческое решение, направленное на оптимизацию взаимодействия участников образовательного процесса с учетом гармонизации и прогнозирования развития создавшейся ситуации, определения необходимых изменений посредством использования конкретной тактики» [333, 42] для нас была важной направленность стратегии на оптимизацию взаимодействия субъектов образовательного процесса. В работе В. В. Игнатовой и М. Г. Шишковой нас привлекла значимость, которую авторы придают адекватности форм и методов обучения цели стратегии, определяя педагогическую стратегию ориентирования на творческую самореализацию учащихся как совокупность интерактивных форм и эвристических методов обучения, которые делают это ориентирование реально выполнимым [175].
Вся работа доступна по ссылке |
|