Быстрый переход к готовым работам
|
Ролевой репертуар преподавателя, осуществляющего педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентовВ данном параграфе раскрывается решение одной из стратегических задач - подготовка преподавателя к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности студентов. В экспериментальной работе по реализации стратегии педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов приняли участие 52 преподавателя КемГУ и КемТИПП. Для этого им потребовалось освоить ролевой репертуар сопровождающего. Как показало наше исследование, основными мотивами участия преподавателей в эксперименте и овладения новыми функциональными ролями были: - гражданская и профессиональная ответственность преподавателя, осознающего важность формирования социальной компетентности студентов как для самого студента, так и для общества в целом; - потребность в постоянном самообразовании, стремление к самосовершенствованию и профессиональному росту; - осознание необходимости инновационных изменений в связи с переходом на новую компетентностную парадигму высшего профессионального образования; - возможность использования приобретенных знаний и умений для педагогического сопровождения формирования профессиональных и общекультурных
компетенций студентов, а также в более широком профессионально-педагоги- ческом контексте и других сферах жизнедеятельности; - стремление соответствовать выявленной потребности студентов в препо- давателе-фасилитаторе; - самоуважение, уважение и признание коллег. Подготовка преподавателей проходила в соответствии с разработанной нами программой подготовки к осуществлению педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов (приложение 5). Целью программы являлось формирование готовности преподавателей вуза к выполнению функциональных ролей фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора в ходе осуществления педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Программа была ориентирована на теоретическую и практическую подготовку преподавателей к выполнению данных ролей, которая обеспечивалась решением следующих задач: - приобретение знаний основ педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов; - формирование представлений о сущности и содержании деятельности фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора; - понимание специфики деятельности фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора при осуществлении педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов; - овладение основными формами, методами и средствами сопровождающей деятельности фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора. В соответствии с программой подготовка преподавателей осуществлялась в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы преподавателей - участников программы. Программа осваивалась преподавателями в свободное от профессиональной деятельности время. Приобретение практического опыта выполнения новых ролей проходило непосредственно на занятиях и во внеучебной работе преподавателей. Помимо программы значительная часть подготовки проходила в форме самообразования и взаимообучения. Самообразование включало целенаправленный самостоятельный поиск и изучение научных, научно-методических публикаций соответствующей тематики, составление списка литературы, что впоследствии позволило расширить список рекомендуемой литературы, включенный в программу; поиск информации в Интернете, составление списка соответствующих сайтов. Взаимообучение осуществлялось как обмен информацией и ее обсуждение, взаимопосещение занятий и их последующий анализ. Поскольку фасилитационная деятельность является ядром сопровождающей деятельности преподавателя, то логично было начать теоретическую и практическую подготовку преподавателей с углубления их знаний в области педагогической фасилитации и развития фасилитационных умений. Слово «фасилитация» происходит от латинского facile, обозначающего «легкий». В русский язык слова «фасилитация», «фасилитатор» пришли из английского как производные от глагола to facilitate - устранять трудности и препятствия; делать более легким; помогать; поддерживать [498, 469]. Фасилитация в образовании, деятельность преподавателя как фасилитатора стали предметами исследований JI. А. Гореловой, М. И. Губановой, Э. Ф. Зеера, И. В. Жижиной, Н. В. Кларина, Г. В. Лаврентьева, Н. Б. Лаврентьевой, А. П. Панфиловой, В. А. Сластенина, С. Н. Чистяковой и др. В данной работе мы рассматриваем фасилитационную деятельность и позицию фасилитатора в широком и узком смысле. В широком смысле фасилитационная деятельность - это деятельность преподавателя, направленная на облегчение процесса учения, воспитания, формирования качеств личности, развития личности и т. д. В основе такого понимания лежат гуманистические идеи К. Роджерса о свободе и безграничных возможностях реализации потенциала каждой личности. Согласно воззрениям К. Роджерса, педагог-фасилитатор не опекает и не направляет ученика, а старается понять и принять его позицию; демонстрирует различные варианты действий и поведения, позволяя ученику осуществить собственный выбор; содействует развитию учеников как отдельных личностей. Фаси- литатор строит взаимоотношения с учеником на основе следующих принципов: искренность, открытость и эмпатия, понимание и принятие ученика, доверие и сотрудничество [347]. Именно в таком понимании, фасилитационная деятельность является системообразующим элементом педагогической деятельности преподавателя, осуществляющего педагогическое сопровождение. В узком смысле, употребляемом в большей степени в сфере повышения квалификации, бизнес-обучения и обучения персонала, фасилитация понимается как профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на достижение группой поставленных целей. Фасилитатор - это лицо, которое управляет процессом обсуждения, вовлекает участников в работу и структурирует работу группы [202; 381]. Необходимо отметить, что деятельности фасилитатора, даже если ее рамки ограничены групповой дискуссией, базируется на основных положениях педагогической фасилитации К. Роджерса и его последователей. Проанализировав работы названных выше авторов и экстраполируя обобщенные выводы на деятельность преподавателя-сопровождающего, мы пришли к пониманию позиции и особенностей деятельности фасилитатора в условиях педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов. Фасилитатор - это преподаватель, отказавшийся от роли эксперта в пользу роли помощника, сопровождающего студентов в формировании социальной компетентности в условиях специально организованного межличностного общения. Деятельность фасилитатора в основном связана с групповой работой студентов на семинарах, практических занятиях, тренингах. Целью деятельности фасилитатора как организатора совместного обсуждения является решение поставленной задачи или проблемы качественно, без потерь и к намеченному сроку. Основное внимание фасилитатора должно быть направлено на обеспечение продуктивного протекания процесса. Активную роль фасилитатора связывают, чаще всего, с тем, что он задает вопросы, уточняет ответы, фиксирует на доске или флип-чате высказываемые идеи, промежуточные и окончательные результаты поиска решения проблемы и озвучивает их. На занятиях в рамках программы подготовки, анализируя с преподавателями деятельность фасилитатора, мы пришли к выводу, что не менее важна скрытая активность фасилитатора, заключающаяся в постоянном наблюдении за ситуацией в группе и проявляющаяся во вмешательстве преподавателя в ход обсуждения, когда отдельные участники демонстрируют раздражение и нетерпимость, наблюдается пассивность некоторых участников; участники испытывают дискомфорт, о чем говорит их вербальное и невербальное поведение, и т. д. В отечественных публикациях, которые были изучены преподавателями, большое внимание уделяется деятельности фасилитатора непосредственно во время обсуждения, и недостаточное внимание уделяется планированию процесса обсуждения. Хотя именно от тщательного планирования зависят плавное протекание процесса, успешное прохождение каждого его этапа, соблюдение временных рамок, адекватная реакция на возможные повороты в дискуссии, своевременное вмешательство с целью оказания помощи в преодолении затруднений и успешное решение проблемы. Поэтому во время подготовки преподавателей к овладению ролью фасилитатора мы особое внимание уделяли планированию дискуссии и антиципации возможных затруднений. Преподаватели познакомились с методами и средствами обучения, используемыми фасилитатором. Они включают методы интерактивного обучения (анализ конкретных случаев, ролевые и деловые игры, динамическую фасилитацию, эвристическую беседу; мозговой штурм, метод Дельфи, метод номинальных групп, метод открытого пространства, работу в малых группах; работу по кругу и т. д.), различные приемы активизации деятельности учащихся, разогревающие техники. Многие из них преподаватели, осваивающие роль фасилитатора, уже имели в своем методическом арсенале на начало эксперимента. Совместный с преподавателя анализ литературных источников, видеотренингов, собственного опыта и опыта коллег по освоению роли фасилитатора, позволил выделить основные функции (организаторская, координирующая, коммуникативная, стимулирующая) и умения фасилитатора: - организовать общение и сотрудничество внутри учебной группы; вовлекать всех членов группы в работу (дискуссию, обсуждение, поиск ответов на поставленные или возникшие по ходу дискуссии вопросы и т. д.), направлять процесс обмена информацией; рационально распределять время обсуждения; помогать участникам подводить промежуточные и окончательные итоги, делать выводы; способствовать принятию групповых решений; - координировать коллективную познавательную деятельность студентов; быстро и правильно ориентироваться в изменяющихся условиях; быть готовым предоставить необходимую информацию и помочь найти ее; - помогать студентам взаимодействовать с учетом точки зрения и индивидуальной активности каждого; позитивно реагировать на разнообразные сигналы, идущие от группы; задавать открытые вопросы; побуждать к высказыванию, слушать не перебивая; понимать происходящие в группе процессы и помогать студентам преодолевать возникающие барьеры в совместной работе; обеспечивать ясность в конфликтах между студентами; - стимулировать познавательную и творческую активность каждого студента и всей группы; создавать ситуацию успеха и комфортную, благоприятную атмосферу на занятиях и т. д. Естественно, преподаватели обладали многими из этих умений, но участие в эксперименте позволило преподавателям по-новому взглянуть на них через призму педагогического сопровождения и актуализировать их в фасилитационной деятельности. Исследователи ставят успех фасилитационной деятельности в зависимость от личностных и профессиональных качеств преподавателя таких, как уважение и позитивное принятие обучаемого, искренний интерес к личности обучаемого, вера в возможности и способности обучаемых; доброжелательность, педагогический такт, открытость, демократичный стиль общения, эмоциональная культура; эмпатийность; чувство юмора (но не насмешливость); объективность; целеустремленность, активность, гибкость; самокритичность и др. [100; 202; 347]. Согласно исследованиям J1. А. Гореловой, Э. Ф. Зеера, И. В. Жижиной, Н. В. Кларина, В. А. Сластенина и др., педагогов-фасилитаторов не хватает. По разным данным, такие педагоги составляют всего 14 - 16% или 18 - 20%. Для того чтобы выяснить, есть ли у студентов потребность в преподавате- лях-фасилитаторах, в начале эксперимента мы провели анкетирование 500 студентов в КемГУ и КемТИПП. Им было предложено оценить по 10-балльной шкале важность профессионально-личностных качеств преподавателя и указать, какой процент преподавателей из тех, кто их обучал и обучает, обладают данными качествами. В список качеств мы включили качества преподавателя- фасилитатора. Именно эти качества были высоко оценены студентами. Например, выдержка и самообладание были оценены в 9.3 балла. По мнению студентов, 66% преподавателей обладают этими качествами. Студенты традиционно ценят в преподавателях чувство юмора (9,1 балла), но обладают этим чувством, как считают студенты, только 52% преподавателей. Демократичный стиль общения (8,3 балла) присущ тоже 52% преподавателей. Согласно полученным данным, одно из важнейших качеств преподавателя-фасилитатора - способность помочь в преодолении трудностей в учебе (8,6 балла) встречается гораздо реже, только у 19% преподавателей. Способностью сопереживать студентам (8 баллов) обладают лишь 14% преподавателей.
Вся работа доступна по ссылке |
|