У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Преступления с формальным составом и момент их окончания

Составы преступлений, в которых уголовный закон возможность привлечения к уголовной ответственности за оконченное преступление связывает лишь с фактом совершения действия (бездействия), получили название формальных составов. Особенности момента окончания таких преступлений заключаются в том, что в силу законодательной формулировки в диспозиции не указаны общественно опасные последствия. Как пишет B.C. Прохоров, состав приобретает формальный характер, если законодатель ограничивается описанием признаков деяния и тем самым выводит последствия за пределы состава преступления[1]. Однако нельзя сказать, что преступления с формальными составами являются беспоследственными. Мнение некоторых авторов о том, что рассматриваемые преступления не причиняют вреда объекту преступления, не имеет под собой достаточных оснований, не способно обосновать социальную обусловленность их криминализации, ибо преступление, фактически не нарушающее объект правовой охраны, в уголовно-правовом смысле уже «не посягает»[2].

Преступления с формальным составом вне всякого сомнения нарушают объект посягательства и поэтому им присущи последствия, хотя они и не указаны в диспозиции уголовного закона. По своему характеру такой вред не может быть точно измерен, не может быть выражен в определенных количественных параметрах, поэтому законодатель выводит его за пределы признаков состава соответствующего преступления. Однако это не говорит об его отсутствии. Как отмечает Ю.И. Ляпунов, построение законодателем подобных диспозиций нормы закона - лишь конструктивная особенность состава преступления, широко используемая правосозидающей властью, прием законодательной техники, нисколько не затрагивающий материальной сущности преступления как виновного поведения человека, причиняющего вред системе охраняемых правом общественных отношений[3]. Уголовно­правовое значение формальных составов, по мнению З.Б. Соктоева, сводится к тому, что данная конструкция прежде всего указывает на особый характер преступных последствий, кроме того, она позволяет при квалификации содеянного правильно определять юридический момент окончания преступления, и тем самым способствует решению сопутствующих вопросов (о времени совершения преступления, об исчислении сроков давности и др.) .

Анализ научных источников и практики применения норм о преступлениях с формальным составом позволяет сделать следующие выводы:

  •  законодатель выводит общественно опасные последствия за пределы состава преступления, если они трудно поддаются установлению (например, клевета - ст. 129 УК РФ, оскорбление - ст. 130 УК РФ);
  •  законодатель формулирует преступления с формальным составом, когда последствие наступает одновременно с совершенным действием, неразрывно связано с действием и следует за ним по «естественному ходу вещей» (например, незаконное лишение свободы - ст. 127 УК РФ, изнасилование - ст. 131 УК РФ). В некоторых случаях последствие также неизбежно следует за действием, но оно может наступить по истечении какого-то времени (например, членовредительство с целью уклонения от исполнения обязанностей военной службы - ст. 339 УК РФ);
  •  законодатель преследует саму возможность причинения вреда объекту, т.к. само действие (бездействие) настолько общественно опасно, и уже оно причиняет вред соответствующим охраняемым уголовным законом общественным отношениям (например, незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - ст. 222 УК РФ, вовлечение в занятие проституцией - ст. 240 УК РФ). Такая конструкция состава обеспечивает наилучшие условия для охраны объекта[4].

Преступления с формальными составами предусмотрены, например, статьями 126-130,' 131, 138, 145, 169, 203, 206, 222, 240 УК РФ.

В современной научной и учебной литературе за рамки формальных составов выводятся не только общественно опасные последствия, но и причинная связь. По мнению М.В. Феоктистова, исходя из формально­материального определения преступления, причинная связь должна устанавливаться между действием (бездействием) и возможностью причинения им вреда охраняемым уголовным законом (данной нормой) общественным отношениям, т.е. объекту преступления. Иначе говоря, если действие (бездействие) лишь формально закреплено в уголовном законе и не способно причинить вред именно тем общественным отношениям, которые охраняются данной уголовно-правовой нормой, то состав преступления отсутствует[5].

Мы не согласны с данной позицией, поскольку в преступлениях с формальным составом обязательным признаком выступает только деяние (действие либо бездействие). Последствия же, наступили они или нет, на квалификацию не влияют (но могут быть важны для индивидуализации наказания). В связи с этим наличие причинной связи не входит в предмет доказывания по таким преступлениям.

Рассмотрим, как момент окончания некоторых преступлений с формальными составами определяется в судебной практике.

• Изнасилование и совершение насильственных действий сексуального характера следует считать оконченными соответственно с момента начала полового акта, акта мужеложства, лесбиянства и иных действий сексуального характера, предусмотренных объективной стороной данных составов преступлений, независимо от их завершения и наступивших последствий (п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации»).

  •  Предусмотренное ч. 2 ст. 146 УК РФ незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта следует считать оконченными преступлениями с момента совершения указанных действий в крупном (особо крупном) размере независимо от наступления преступных последствий в виде фактического причинения ущерба правообладателю (п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»).
  •  Преступления, предусмотренные ст. 150, 151 УК РФ, являются оконченными с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления либо антиобщественных- действий независимо от того, совершил ли он какие-либо из них (п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля- 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних»).
  •  Неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения является оконченным преступлением с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

Е. признан виновным в неправомерном завладении транспортным средством без цели хищения с причинением собственнику значительного ущерба, с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевшего. В кассационной жалобе Е. просил оправдать его, считая, что транспортным средством он не завладел. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставила без изменения, указав следующее. Е. в состоянии опьянения шел по улице села и, увидев на дороге лежащий мотоцикл "Минск" и спавшего рядом человека, подошел к нему. Желая завладеть мотоциклом, он ударил спящего мужчину по голове обухом топора, пытался завести мотоцикл, покатил его по дороге, переместив на 15 метров. Увидевшие это граждане окриками остановили его, и он бросил мотоцикл на землю. Оценив все доказательства, суд квалифицировал действия Е. как угон, так как завладение транспортным средством считается оконченным с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом1.

• Изготовление фальшивых денежных знаков или ценных бумаг является оконченным преступлением, если с целью последующего сбыта изготовлен хотя бы один денежный знак или ценная бумага, независимо от того, удалось ли осуществить сбыт подделки (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. № 2 «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг»).

Сбыт части поддельных денег образует состав оконченного преступления.

Органы предварительного следствия предъявили обвинение П., Д., В. и У. в том, что они, сбывая организованной группой поддельные билеты Банка России, сбыли 10 поддельных купюр и покушались на сбыт 45 поддельных купюр. Уголовное дело было направлено на дополнительное расследование по следующим основаниям. Сбыт признается

'БВС РФ. 1996. №5. С. 8.

оконченным преступлением, если пущена в обращение хотя бы одна поддельная денежная купюра. Из приготовленных для сбыта 55-ти фальшивых денежных знаков в обращение было пущено 10 купюр. Учитывая такие обстоятельства в постановлении судьи сделаны правильные выводы о том, что преступление окончено[6].

  •  Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ), признается оконченным с момента посева независимо от последующего всхода либо произрастания растений[7].
  •  Для квалификации действия лица, незаконно выдавшего либо подделавшего рецепт или иной документ, дающий право на получение наркотических средств или психотропных веществ по ст. 233 УК РФ как оконченного преступления, не имеет значения, было ли фактически получено указанное в рецепте или ином документе такое средство или вещество (п. 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»).

 Дача

 

[1] Курс советского уголовного права. Часть Общая. Т. 1. Л., 1968. С. 270.

[2] Бондаренко И В. Уголовно-правовое понятие вреда, причиненного преступлением, и проблемы его возмещения. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань, 1995. С. 15.

[3] Ляпунов Ю.И. Общественная опасность деяния как универсальная категория советского уголовного права. М., 1989. С. 83.

[4] Михлин А.С. Последствия преступления. М., 1969. С. 34-35.

[5] Соктоев З.Б. Указ. соч. С. 37.

[6] БВСРФ. 1997. №5. С. 10.

[7]БВСРФ. 1998. №7. С. 7.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/25994.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.