Быстрый переход к готовым работам
|
Российская империя в контексте децентрализации властных отношений в многонациональном государствеДревнерусская государственная власть пользовалась почти одинаковыми средствами, действуя на волю подвластных с помощью церковной проповеди о «власти от Бога» - проповеди, обращавшейся к совести верующего. В данном случае и на примере древнерусской государственности подтверждается абсолютистская теория Альтезиуса о власти Бога в лице монарха. Это были простейшие средства политической педагогики, стимулы, обращенные к элементарным инстинктам человека и первичным связям общежития. К стимулам такого рода относились, например, ответственность родственников за преступника, наказание его жены и детей конфискацией его имущества. В XIV - XVI веках происходит объединение вокруг Москвы и образование централизованного государства. В связи с этим государственная власть концентрируется в руках государя, управляющего объединенными русскими землями. Сын Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский, будучи Ростовско- Суздальским князем, именовал себя «великим князем всея Руси», подразумевая под этим и Киев, и Новгород, и г. Владимир, который он сделал столицей своего княжества. Со времени основания столицы во Владимире Киев перестал быть в сознании русских великих князей центром русских земель. Сразу после убийства Боголюбского было созвано вече из представителей многих народов для избрания нового великого князя. Роль вече на какое- то время возвысилась, и процесс собирания русских земель проходил менее трагично, как утверждает Л.Ф. Болтенкова, - с элементами федерализма Однако в целом процесс развивался в сторону централизации, укрепления власти князя. Еще в более ранний период мы наблюдаем элементы договорных отношений между Киевской Русью и ее составной частью. Дмитрий Донской, правивший государством с 1363 по 1381 год, в присутствии митрополита и бояр заключил договор с двоюродным братом Владимиром, говоря сегодняшней терминологией, разграничил с ним полномочия. «Мы клянемся, - говорится в Договоре, - жить подобно самим родителям, князю Владимиру уважать тебя, Великого князя, как отца и повиноваться твоей верховной власти, а мне Димитрию, не обижать тебя и любить как меньшего брата. Каждый из нас да владеет своею отчиною бесспорно: я, Димитрий, частью моего родителя и Симеонового; ты - уделом своего отца...Ни мне в твоем, ни тебе в моих уделах не покупать сел, не брать людей в кабалу, не судить и не требовать дани. Но я, Владимир, обязан доставлять тебе, Великому князю, с удела моего известную дань ханскую. Сборы в волостях княгини Пулиани принадлежат нам обоим» Таким образом, уже в четырнадцатом веке два князя решали вопросы разграничения полномочий между двумя субъектами, какие решаются сегодня в федеративной России. К народному представительству люди стремились с глубокой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное Вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призывать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и др. Продолжение этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации - руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства. Постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XVI века Земские соборы стали выбирать по сословиям. В 1549 году был созван Земский Собор. Царь Иван IV (Грозный) действовал согласно решениям Земского Собора - сословно-представительного учреждения, обладавшего полномочиями высшего государственного органа. С точки зрения истории федерализма интересен собор, который принял решение о воссоединении Украины с Россией. Выборный Земский собор избрал на царство в 1613 году князя Михаила Романова, с которого началось 300-летнее царствование в России рода Романовых. К концу XVII века деятельность соборов отмирает. На смену им приходит сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавно правила Екатерина II, хотя при этом она предпринимала некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь, в лице «Уложенных комиссий». Петр Первый поставил перед властью новые задачи и расширил ее пределы, особенно за счет церковной власти. Древнерусская государственная власть обращалась к своим подданным если не всегда как властелин к рабам- домочадцам, то как строгий отец к маленьким детям, приказывая исполнять, не рассуждая или дозволяя рассуждать только о способе исполнения, а не о смысле и надобности исполняемого. Петр сохранил за властью прежнюю строгость, но несколько смягчил ее обращение, тон речи. Он первым в своих указах заговорил с народом о самих основах государственного порядка, о добре общем, о пользе народной, об обязанностях, «долженствах» государя "Единственный, безусловный и всеобъемлющий источник всех полномочий, ...всякого законодательства... всякой деятельности и творчества" - таково традиционное восприятие народом российского самодержца, отрицающего принцип разделения властей. Делиться властью в России никогда не любили. Проблемы российского федерализма, вытекающие из традиций державносте, объясняются во многом именно этим обстоятельством. Вертикаль власти всегда оставалась становым хребтом единой и неделимой России. К сожалению, самовластье остается в политической традиции России. В. Ме- жуев уверен, что самодержавие и власть большевиков рухнули отнюдь не по причине своей антидемократичности и деспотичности. В своих крайних проявлениях они как раз являли собой образец стабильности и прочности режима. Это случилось под давлением внешних и внутренних обстоятельств. В частности, они шли на определенные политические уступки, пытались в чем- то ограничить себя, расширить рамки политической жизни и предоставить опекаемому народу больше политических свобод и привилегий. Попытки такого рода, как правило, заканчивались печально. В повелителе сказался правитель; из-за грозного указа блеснул примиряющий принцип; в голосе домовладыки послышалось признание зрелости домочадцев. Власть стала обращаться не с одними угрозами к неисправному или непослушному подданному, но с доверием к здравому смыслу народа Она призывала его не только исполнять волю государя, но и рассуждать о необходимости ее исполнения для государства, о побуждениях, ею руководящих, а это уже призыв к некоторому участию в государственных делах, подготовка к политической самодеятельности, своего рода политическое воспитание. Петр старался преподнести свой абсолютизм не только как свое право, но и как его насущную потребность. Вместе с тем Петр I перешел в народную память, утверждает В.О. Ключевский, как "царь, который даром хлеба не ел, пуще всякого мужика работал"[1]. Ближайшие преемники и преемницы Петра не уменьшили доставшейся им власти, но не были в состоянии оправдать ее, не понимали ни ее средств, ни задач. Злоупотребляли первыми и забывали о последних. Некоторые престолонаследники удерживали за собой эту власть, охотно слагали с себя бремя правления, лишь бы им оставили свободу предаваться удовольствиям. Власть из источника закона стала превращаться в его замену, т.е. в самовластье. Частые смены на престоле, а их за 17 лет после смерти Петра I случилось пять, и в большинстве не по какому-либо закону или естественному порядку, а по обстоятельствам, мало понятным народу, имели вид политических приключений. Они придавали сменявшимся правительствам характер случайностей. Все это при тогдашнем значении власти в России производило разрушительное действие на общественный порядок. Державность подменялась самовластьем. К сожалению, по прошествии веков традиции державносте вновь служат ширмой для антидемократической позиции власти - державность становится прикрытием для авторитаризма и единовластия. После смерти Петра Россия несколько останавливается в своем развитии. За первые семнадцать лет после Петра на Престоле Российской державной Империи сменились четыре государя: вдова Петра, Екатерина I (1725- 1727); его маленький внук Петр Второй (1727 - 1730), племянница Петра Великого Анна Ивановна (1730-1740); ее внучатый племянник младенец Иоанн (1740-1741). Затем власть перешла к дочери Петра Елизавете. Как пишет историк, «жизнь государства в это время не отмечена сколько-либо выдающимися событиями» Шесть царствований на протяжении 37 лет после смерти Петра Великого позволяют в полной мере оценить значение реформаторских дел. Петр едва ли узнал бы свое дело в его продолжателях. Он действовал деспотично, олицетворяя в себе государство, отождествляя свою волю с народной. Великий реформатор яснее всех своих предшественников сознавал, что народное благо - истинная и единственная цель государства. Известный российский историк Н.Я. Эйдельман, характеризуя смутное послепетровское время, писал: «Семнадцатый век принес в российскую историю ряд самозванцев: ЛжеДмитрий І, Лжедмитрий II... После «лжедмитри- евской» волны наблюдаются еще два особенно мощных «прилива» самозванцев. Во-первых, множество «Петров III». Пушкин писал о пяти самозванцах, принимавших это имя [2]. В капитальной работе К.В. Сивкова, вышедшей в советское время, выявлено более 20 случаев '. Почти все самозванцы выступали против Екатерины II, отобравшей в 1762 году престол у своего супруга Петра III. Яркая вспышка позднего Ренессанса, известная в истории как Великая французская революция, озарила освободительными идеями страны и народы Европы, что не могло не коснуться послепетровской России времен Екатерины II. Эта величайшая "актриса" своего времени была проникнута духом Возрождения и, воспитывая своего любимого внука, сочиняя для него сказки и учебники, лично преподавая ему историю, приобщила его к тем идеалам, которые впоследствии воодушевляли декабристов. Политические идеи, усвоенные Екатериной, по источникам своим были последним словом западноевропейской политической мысли, плодом работы многих сильных умов над вопросами о происхождении и законах развития государств и об их устройстве. Екатерина II нашла необходимым изменить управление на местах - в губерниях. Жизнь показала, что управление такими огромными территориями, какими являлись губернии, образованные при Петре Великом, было затруднительным. Екатерина разделила Россию на 50 губерний - так, чтобы приблизительно в каждой губернии было одинаковое количество жителей . Главным средством действия и надежным ручательством за успех в руках Екатерины была самодержавная власть - русская верховная власть, которую еще славянский публицист XVII века Юрий Крижанич сравнивал с жезлом Моисеевым, способным выбить воду из камня. Силу этой власти Екатерина выражала по-своему в письме к Гримму, когда говорила о своих начинаниях: "это пока еще на бумаге и в воображении, но не полагайтесь на это: все это вырастет, как грибы, когда менее всего будут ожидать того". Екатерина понимала, что в просветительском движении эта власть может и должна стать в другое отношение к обществу. Это было непохоже на то, что существовало между обеими этими силами на Западе. Там общество через литературу поучало правительство; здесь правительство должно было направлять и литературу и общество. Государственные связи, юридические и нравственные основы были порушены. Самодержавнейшая в мире империя очутилась вдруг без установленной династии, лишь с кое-какими остатками вымирающего царского дома. Наследственный престол оказался без законного престолонаследия. Госу- дарственная жизнь как бы остановилась, замкнувшись во дворце со случайными и быстро менявшимися хозяевами. Сбродный по своему составу, родовитый или высокочиновный правящий класс, совершенно бесправный и постоянно тасуемый, превратил все содержание политической жизни страны в придворную интригу, гвардейские парадные выступления и полицейский сыск. Иностранным дипломатам того времени бросался в глаза общий страх произвола, подавляющий всякое чувство права. В воспоминаниях иностранцев того времени отмечалось, что в России все менялось каждую минуту, всякий пугался собственной тени. При малейшем слове о правительстве люди вздрагивали, никто ни в чем не был уверен, никто не знал, какому святому молиться. Мыслящие люди, каких было крайне мало в тогдашнем правящем кругу, понимали опасное положение государства, которое держится не правом, а попутным фактом и механическим сцеплением до первого удара изнутри или извне. Чувствовалась потребность в прочных, законных основах порядка и сближении правительства с управляемым обществом. К началу XIX века Россия представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы, Северной Азии (Сибирь и Дальний Восток), часть Северной Америки (Аляска). К 60-м годам XIX столетия ее территория увеличилась с 16 до 18 млн. кв. км. за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа и Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья. Европейская часть России к началу XIX века в административном отношении состояла из 41 губернии и двух областей (Таврической и Области войска Донского). В дальнейшем численность губерний и областей увеличилась, как за счет присоединения новых территорий, так и преобразования прежних. К середине века Россия состояла из 69 губерний и областей. |
|