Быстрый переход к готовым работам
|
Опыт строительства советской федерации: многонациональность как фактор федеративных отношений и социокультурного развитияВ советской историографии понятие и сущность федерализма почти всегда рассматривались через призму национальных отношений и этнических проблемно чем неоднократно писали В.И. Ленин[1] и И.В. Сталин.[2] В 1960-е годы крупный специалист в области национальных отношений, профессор М.С. Джунусов предложил квалифицировать нацию как "социальноэтническую категорию", считая этнический признак равноценным с признаком социальным [3]. Советский энциклопедический словарь классифицирует нацию как «историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования общности их территориальных, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера; в зрелом коммунистическом обществе можно предвидеть слияние наций в единое человечество. Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации» [4]. В тот период многие находились под влиянием сталинской формулировки о том, что нация - категория историческая, этносоциальная. По мнению директора Института этнологии и антропологии РАН В.А. Тишкова, "традиционная для советской науки трактовка содержания категории "нация” должна быть заменена категорией "этнос" Этнопо- литический фактор продолжает играть большую роль в современном федеративном строительстве. Известно, что В.И. Ленин был автором многих идей в пользу развития федерации. В одной из своих последних работ Ленин пишет: "Важно, чтобы мы не давали пищи "независимцам", не уничтожали их независимости, а соз- давали еще новый этаж - федерацию равноправных республик" . Именно ленинская формулировка равноправия асимметричных субъектов РФ, включенная в пятую статью Конституции РФ, создавала практически неразрешимую коллизию для федеративных отношений. По мнению В.И. Ленина, образование национального государства является тенденцией всякого национального движения. Если мы хотим понять значение самоопределения наций, не играя в юридические дефиниции, не сочиняя "абстрактных" определений, а разбирая историко-экономические условия национальных движений, то мы неизбежно придем к выводу: под самоопределением наций разумеется государственное отделение их от чужена- циональных коллективов, образование самостоятельного национального государства. Ленин был уверен, что неправильно под правом на самоопределение понимать что-либо иное, кроме права на отдельное государственное существование 3. Политическая дискуссия В.И. Ленина с Р. Люксембург позволяет глубже понять положение о том, что "наилучшие условия развития капитализма... создаются как раз по мере создания ...самостоятельных национальных государств". В.И. Ленин вводит в заблуждение тех, кто поверил ему в национальном вопросе: "Признавая равноправие и равное право на национальное госу
дарство, он (пролетариат) выше всего ценит и ставит союз пролетариев всех наций, оценивая под углом классовой борьбы рабочих всякое национальное требование, всякое национальное отделение" [5]. Авторы советской Конституции 1977 года без колебаний внесли в статью 72 положение о праве государств - союзных республик на выход из СССР. Федерализм в его классическом понимании, как правило, не допускает сецессии, то есть прекращения членства в федерации. Такое возможно только в конфедерации. Предоставление своим членам права устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами, а также подписывать с ними международные договоры, в большей степени является конфедеративным, чем федеративным условием. Остается только удивляться, что в советском тоталитарном государстве были гарантированы права республик-субъектов в полном объеме, а в демократическом федеративном правовом государстве, каким провозгласила себя Россия в Конституции 1993 года, места для "суверенитета" (естественно, ограниченного) и международной правосубъектности (хотя бы частичной) не нашлось. Положений о суверенитете субъектов Федерации практически нет (за исключением туманного упоминания понятия "суверенных республик " во втором разделе, а сочетание "республика-государство" представлено в семантически ослабленном виде - "республика (государство)". Оно дается законодателем всего лишь как уточнение (статья 5 Конституции РФ 1993 года), а не как самостоятельное юридическое положение. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях от 7 и 27 июня признал права республик на суверенность, государственность и международную правосубъектность антиконституционными и призвал к устранению подобных положений в конституциях и законодательстве субъектов РФ. Оппонент В.И. Ленина Каутский также внес вклад в разработку вопроса о национальном государстве. Роза Люксембург, полемизируя с Каутским, отмечает, что "национальное государство есть форма государства, наиболее соответствующая современным условиям, есть форма, в которой оно всего легче может выполнить свои задачи" К этому надо добавить еще более точное заключительное замечание Каутского, что пестрые в национальном отношении государства (так называемые государства национальностей в отличие от национальных государств) являются "всегда государствами, внутреннее сложение которых по тем или другим причинам осталось ненормальным или недоразвитым" (отсталым)" [6]. Ленин неоднократно в своих работах подчеркивал, что марксисты не могут упускать из виду могучих экономических факторов, порождающих стремление к созданию национальных государств. Самоопределение наций, по мнению Ленина, не может иметь с историко-экономической точки зрения иного значения, кроме как: политическое самоопределение, государственная самостоятельность, образование национального государства. В современной России речь не идет о фактическом "самоопределении наций" как отделении национальных республик от Федерации. Речь идет всего лишь о заложенном в Конституцию федеративном принципе о «праве наций на самоопределение», что как бы предполагает сецессию «вплоть до отделения». В этой связи Ленин пишет: "Дать ответ "да или нет" на вопрос об отделении каждой нации? Это кажется требованием весьма "практичным". А на деле оно нелепо..." [7]. Действительно, нелепо полагать, что республики - субъекты РФ одновременно или поочередно воспользуются своим правом на самоопределение или на выход из состава Федерации. Ленинская теория нации, объясняя возникновение национальных связей потребностями общественного развития, учитывает ряд факторов, определяющих ее сущность: исторические условия, экономический признак, язык и территорию. Ленин решительно выступал против так называемой идеалистической теории, объясняющей понятие "нация" как культурную общность. Нередко нации и народности называют "национальностью", подразумевая под этим реальную национальную общность людей. Однако нельзя отождествлять "нацию" с гражданско-правовым понятием "национальности". Как правило, люди той или иной национальности входят непосредственно в состав той или иной исторически и экономически сложившейся национально-культурной общности. Но для кого-то эта общность является инонациональной средой и в этом смысле означает не обязательно органическую принадлежность к данной нации. Понятие "нация", как определенная социальная общность людей, иногда намеренно смешивается с обозначением национальности. Ленин еще в 1913 году писал, что национальный состав населения - один из важнейших экономических факторов, но не единственный и не важнейший среди других. Поэтому целиком и исключительно становиться на почву "национально- территориалистического" принципа марксисты не должны. Впоследствии в адрес национально-территориального принципа устройства Советского государства высказывалось много критики. Отмечалось, что именно этот принцип стал причиной многих межэтнических противоречий и конфликтов на постсоветском пространстве. Но никто не может отрицать, что и спустя пятнадцать лет после распада СССР действующие на его территории независимые государства, а также государственные образования и автономии внутри них в основном развиваются в границах, «нарезанных» советской властью. Подводя итог дискуссии в пользу самоопределения наций в ходе полемики с Розой Люксембург, В.И. Ленин приходит к выводу о том, что главной практической задачей великорусского и инонационального пролетариата является задача "повседневной агитации и пропаганды против всяких государственно-национальных привилегий, за право всех наций на свое национальное государство; такая наша главная (сейчас) задача в национальном вопросе, ибо лишь таким путем мы отстаиваем интересы демократии и равноправного союза всех пролетариев всяческих наций. Только такая пропаганда гарантирует и наибольшие шансы национального мира в России, если она останется пестрым национальным государством, и наиболее мирное разделение на разные национальные государства, если встанет вопрос о таком разделении".[8] Советская власть статьей 72 Конституции СССР [9], дав право республикам на выход из состава Союза, тем самым предоставила народам России право на самоопределение, не пугаясь того, что все республики одновременно начнут выходить из состава Союза. Но реальный выход из состава федерации, как показывает мировая практика, является процессом не просто сложным, но и практически невозможным, то есть "нелепым". Достаточно посмотреть на "потуги" канадской провинции Квебек выйти из состава Канады. А решение вопроса о создании в Швейцарской конфедерации нового кантона Юта потребовало нескольких десятилетий. Нетрудно понять, пишет В.И. Ленин, что: "...признание марксистами всей России и в первую очередь великороссами права наций на отделение нисколько не исключает агитации против отделения, как признание права на развод, не исключает агитации в том или ином случае против развода. Обвинять сторонников свободы самоопределения, т.е. свободы отделения, в поощрении сепаратизма - такая же глупость и такое же лицемерие, как обвинять сторонников свободы развода в поощрении разрушения семейных связей. Подобно тому, как в буржуазном обществе против свободы развода выступают защитники привилегий и продажности, на которых строится буржуазный брак, так в капиталистическом государстве отрицание свободы самоопределения, т.е. отделения наций, означает лишь защиту привилегий господствующей нации и полицейских приемов управления в ущерб демократическим... Полное равноправие наций; право самоопределения наций; слияние рабочих всех наций - этой национальной программе учит марксизм, учит опыт всего мира и опыт России" В последних письмах Ленин был предельно искренен не только перед народом и товарищами по партии, но и перед самим собой. 31 декабря 1922 года в одном из таких писем В.И. Ленин, касаясь вопросов о национальностях, "автономизации" и, в частности, проблемы национального языка, пишет: "...надо ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз, и проверить эти правила особенно тщательно. Нет сомнения, что под предлогом единства железнодорожной службы, под предлогом единства фискального и т.п. у нас, при современном нашем аппарате, будет проникать масса злоупотреблений истинно русского свойства. Для борьбы с этими злоупотреблениями необходима особая изобретательность, не говоря уже об особой искренности тех, которые за такую борьбу возьмутся. Тут потребуется детальный кодекс, который могут составить сколько-нибудь успешно только националы, живущие в данной республике. Причем не следует зарекаться заранее никоим образом от того, чтобы в результате всей этой работы вернуться на следующем съезде Советов назад, т.е. оставить союз советских социалистических республик лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов" 2. Ленин предупреждает о том, что дробление наркоматов и несогласованность между их работой в отношении Москвы и других центров могут быть парализованы партийным авторитетом. При этом контроль должен применяться с достаточной осмотрительностью и беспристрастностью. Даже во времена Ленина уже было ясно, что часть функций в государственном управлении надо передавать на места. Так делается, например, в Бельгии или Испании. В своих последних письмах смертельно больной Ленин пишет: "Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об "автономиза- ции", официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик... При таких условиях очень естественно, что "свобода выхода из союза”, которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ... Говорят в защиту этой меры, что выделили наркоматы, касающиеся непосредственно национальной психологии, национального просвещения. Но тут является вопрос, можно ли выделить эти наркоматы полностью, и второй вопрос, приняли ли мы с достаточной заботливостью меры, чтобы действительно защитить инородцев от истинно русского держиморды". 1 В оценке бюрократического центрального аппарата Ленин был не только невероятно саркастичен, но даже жесток. Говоря о необходимости внимания к нуждам инородцев, Ленин отмечает, что "для этого нужно возместить так или иначе своим обращением или своими уступками по отношению к инородцу то недоверие, ту подозрительность, те обиды, которые в историческом прошлом нанесены ему правительством великодержавной нации" Понятие «нация» по базовому смыслу тесно связано с понятием «этнос». Этот термин происходит от латинского «natio», которое в Древнем Риме имело смысл , близкий к русскому «племя». И употреблялось главным образом для обозначения племенных общностей, к отдельным племенам. К. Маркс, как это отмечается в книге Г. Моргана «Древнее общество», рассматривая вопрос о названии племени древних германцев, писал: «Имя «германия» - новое и недавно вошедшее в употребление, ибо такое имя носило прежде лишь одно племя, которое первым перешло Рей, прогнало галлов... Мало-помалу это имя стало преобладать как название не одного племени, а всего народа» [10]. В этом факте отражен не только частный случай, но и закономерность, когда нация-этнос перерастает в общность «нация-государство» с общност- ной идеологией, политической и гражданской идентичностью, прежде всего на основе доминирующего племени - этноса, а не возникновения из неоткуда. В этой связи важно подчеркнуть, что названия современным нациям исторически вырастало из определения доминировавшего населения на данной территории. Термин нация впоследствии стал применяться для обозначения населения страны и государства как политической общности. *См.: Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Избранные произведения в четырех томах. - Т. 1. С. 533-534.; Ленин В.И. Пролетариат и право наций на самоопределение. Поли. собр. соч. Изд. 5. - Т. 54. - С. 465.; Ленин В.И. Последние письма и статьи. К вопросу о национальностях или об "автономизацш". Избранные произведения. В 4-х т. - М. Политиздат, 1985. - Т.- 4. [2] См.: Сталин И.В. Марксизм и национальный вопрос. - М., 1951. Соч. - Т.2. С . 295; Национальный вопрос и ленинизм. Соч. Т.П. - С. 336. [3] См.: Джунусов М. С. Нация как социально-этническая общность людей. // Вопросы истории, 1966.-№ 4. - С. 25. [4] См.: Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 860, 867. [5] Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Исторические произведения. В. 4-х т. - Т. 1.- С. 533. [6] Таким образом, еще в феврале-мае 1914 года не получившие власть большевики, при всей своей нечеловеческой занятости, находили время для теоретического осмысления государственной национальной политики, а великая Российская Федерация со всем своим многотысячным бюрократическим аппаратом не находит времени для работы над программными документами развития национальных и федеративных отношений. Теоретического обоснования современного государственного строительства пока нет, а Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики утонуло в процессе своих преобразований и внутренних реформ. Министерству нет времени заниматься государственным строительством, да ему (министерству) и не дают этого пока делать. [7] Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Избранные произведения в четырех томах. М., 1986. - Т. 1.- С. 532. [8] См.: Ленин В.И. Пролетариат и право наций на самоопределение. Поли. собр. соч. Изд. 5.-Т. 54.-С. 465. •у См.: Ленин В.И. Последние письма и статьи. К вопросу о национальностях или об "автономизации". Избранные произведения. В 4-х т. - М., 1985. - Т. 4. - С. 452. [9] См.: Конституция СССР. - М., 1977. [10] Арский И.В.Вопрос о формировании национальностей в Западной Европе//Уч. записки Ленинградского гос. ун-та. Серия исторических наук. Вып. 12. - Л., 1941. - С. 124.
Вся работа доступна по ссылке |
|