Быстрый переход к готовым работам
|
Региональные политико-трансформационные процессы: российские регионы в системе конституционных и договорных отношенийРазвитие федеративных отношений в 1990-е годы имело ряд специфических особенностей, которые достаточно разносторонне и глубоко были освещены в работах ведущих российских историков и политологов.[1] Важное место в оценке событий и политических явлений начала 1990-х годов сыграли международные симпозиумы, организованные Московской высшей школой социальных и экономических наук и Междисциплинарным академическим центром социальных наук (Интерцентр), внесших вклад в разработку тематики о дальнейших путях развития России и определении общего и особенного в современного развитии страны. На данных симпозиумах историки обращались к предпосылкам кризиса на постсоветском пространстве, перспективам переходного периода, к событиям 3-4 октября 1993 года и их последствиям, особенностям проводимых реформ и специфике политических режимов. В материалах этих симпозиумов, обобщенных под редакцией академика Т.И. Заславской, излагалось мнение многих историков в отношении долгосрочных исторических процессов, имевших особое значение для судеб России. Российский историк В.В. Журавлев, выступивший на одном из таких симпозиумов, оценивая переходный период начала 1990-х годов и занимаясь конкретно-историческим изучением проблемы взаимодействия власти и общества на больших исторических дистанциях, отмечал, что: «перманентно оставаясь силой, стоящей над обществом и ведущей с ним бесконечную борьбу, власть, подавляя и здоровые инстинкты и осознанные стремления социума, постоянно навязывала ему свои правила игры, свои представления об общественном развитии, свои модели этого развития. Такой порядок вещей - несомненная константа в ряду черт и форм российского политического процесса» Федерализм, как его определял ведущий политик того периода в области федеративных отношений С.М. Шахрай, был динамичным, меняющимся и противоречиво развивающимся организмом [2]. В Конституции Российской Федерации была предусмотрена возможность заключения дополнительных договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации (КРФ ч.З. ст. 11 и ч. 3 ст. 78). Существовавшая в первой половине 1990-х годов схема федеративных отношений не могла устраивать федеральный Центр. Претензии на суверенизацию грозили развалить страну. Вместе с тем у центра отсутствовал достаточный политический ресурс для наведения в стране порядка - в пору противостояния с Верховным Советом РФ сам Президент остро нуждался в поддержке регионов. Так и родился шаткий тандем Конституции и договорного права, где основные параметры взаимоотношений центра и регионов определялись Конституцией и далее находили свое развитие не в федеральных законах, а в договорах и соглашениях. Однако, даже учитывая тот факт, что многие акты договорного права принимались вразрез с Конституцией РФ, данную практику на каком-то этапе можно считать положительной: во-первых, она определенным образом институализировала переговорный процесс центра и регионов, во-вторых, позволила сохранить единство страны. Следует при этом иметь в виду, что в роли локомотива договорной практики выступали, прежде всего, республики - субъекты РФ, а главная роль в этом процессе отводилась этническому фактору[3]. Расширение такой практики свидетельствовало о том, что центр тяжести в оптимизации взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, хотя и медленно, но все же смещался из политической в правовую л сферу. Во второй половине 1990-х годов стало очевидным, что подписание договоров и соглашений между Центром и субъектами РФ - это длительный и незавершенный процесс. Об этом можно судить по тому факту, что после подписания 4 июля 1997 года Б.Н. Ельциным договоров с Брянской, Вологодской, Магаданской, Саратовской и Челябинской областями, как договорной баланс достиг цифры 29. 60 субъектов Федерации оставались на очереди в этом процессе. В данном контексте целесообразно обратить внимание на хронологию договорного процесса. 15 февраля 1994 года был подписан договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан». В мае 1997 года был подписан договор «О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия». Все договоры, подписанные в течение указанного срока, составляли по классификации А.Н. Аринина содержание третьего этапа этнополитической дезинтеграции Российской Федерации. Первый этап, по его мнению, охватывал период с весны 1990 года по весну 1992 года и закончился подписанием Федеративного договора. Второй этап, как утверждает А.Н. Аринин, был самым коротким по времени, охватывая период с марта 1992 г. по 12 декабря 1993 г., когда на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. А период третьего этапа был самым затянувшимся и завершился подписанием в мае 1997 года уже упомянутого договора с Чеченской Республикой Ичкерия. С февраля по август 1994 года были подписаны три двусторонних договора (Татарстан, Кабардино-Балкария, Башкирия), которые во многом предопределили судьбу договорной практики в России. В начале 1996 года были подписаны договоры с Свердловской, Калининградской, Оренбургской областями и Красноярским краем. Тем самым было положено начало развитию договорного процесса с субъектами Российской Федерации «нереспубликанского значения», не имеющими статуса «республика» (государство). С 1994 года по апрель 1996 года было подписано еще 12 договоров и свыше ста соглашений о разграничении полномочий в конкретных областях. [1] См., например: Национальная политика России: история и современность. - М., 1997; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М.,1997; Михайлов В.А. К российской идее. 1997. - № 6 (47); Лысенко В.Н. Какую федерацию мы построили. К пятилетию подписания Федеративного договора. Независимая газета от 28 марта 1997 г. [2] См.: Шахрай С.М. Договоры с регионами не разваливают, а укрепляют Федерацию. Известия от 6.04.1996 г. [3] См.: Абдулатипов Р.Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства.-М., 1995.-С. 64.
Вся работа доступна по ссылке |
|