У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности российской этнополитической практики и реализации Концепции государственной национальной политики

В начальный период формирования российской федеративной государ­ственности (1990-1995 гг.) страна и ее регионы пережили ряд политико­трансформационных изменений, в ходе которых происходил кардинальный пересмотр отношений между Центром и регионами. В рамках региональных трансформационных процессов устанавливался определенный баланс сил между центрами власти в регионах, происходило перераспределение полно­мочий между регионами и Центром, менялась власть на местах.

По мнению известного российского политолога Р.Ф. Туровского, пер­вый шаг был сделан в 1990 году. Он был связан с выборами новых советов на альтернативной основе и усилением советской власти в регионах за счет вла­сти партийной Затем в 1991 году на смену партийной власти пришла власть назначаемого Москвой главы администрации. В регионах установилось по­добие двоевластия, что было связано с большими полномочиями законода­тельной (советской) власти и ее противоречиями с исполнительной - частью президентской властной вертикали (в республиках постепенно вводилась президентская форма правления). К 1993 году советская власть была оконча­тельно уничтожена и ее заменила новая законодательная власть с урезанны­ми правами. Главным и единственным центром власти стал губернатор, на­значаемый Президентом.

В 1996 году в регионах произошла новая «тихая» революция. В Москве собрался Совет Федерации, верхняя палата Российского парламента, форми­руемая в тот период из руководителей исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации. Это событие позволяло говорить о превраще­нии региональной элиты в самостоятельный консолидированный субъект по­литического процесса. Затем в большинстве регионов прошли выборы глав исполнительной власти. Губернаторы из ельцинских назначенцев преврати­лись в мини-президентов, изменив свое политическое качество. Тем самым на втором этапе формирования и укрепления Российской Федерации (1995 — 2000 гг.) края и области «догнали» республики - субъекты Федерации по ле­гитимности власти. Начался новый период в региональном политического процессе, субъектами которого стали качественным образом изменившиеся акторы - Совет Федерации в лице руководителей субъектов - президенты республик и губернаторы, руководители законодательных собраний субъек­тов Российской Федерации.

В последние годы в России предлагались различные подходы к разра­ботке национальной доктрины, начиная от откровенно русских национали­стических идей, кончая умеренно патриотическими высказываниями. По данным социологических исследований, сейчас «в обществе отсутствует ка­кая-либо идея, способная стать общенациональной, получить поддержку большинства населения страны»[1]. И все же наиболее популярной остается идея державной России, хотя за последние годы число ее сторонников уменьшилось. Идеи правового государства получают все большую поддерж­ку. Российский менталитет весьма противоречив, поэтому национальная идея существует скорее как идеология, развиваемая политиками, но не как ста­бильная система ценностей масс.

Многонациональный народ Российской Федерации объединен общей исторической судьбой на своей земле. Российские этносы в ходе векового взаимодействия и сотрудничества научились взаимно дополнять друг друга, использовать на благо собственного становления этническую пассионарную энергию. На российском геополитическом пространстве постепенно был

 

сформирован российский суперэтнос, имеющий свои отличительные черты, народ, не похожий ни на Восток, ни на Запад, и это есть главное богатство сегодняшней Российской Федерации.

Совокупность исторических, географических, цивилизационных и со­циальных факторов придают России абсолютно уникальный этнический ко­лорит. Свое непосредственное выражение он находит в образе жизни, тради­циях, менталитете, национальных и культурных обычаях, фольклоре. Оче­видно, что при такой этнической специфике и многообразии межнациональ­ные отношения в Российской Федерации приобретают особую социальную роль, придавая политике государства в этой сфере первостепенное значение.

Тема этнической идентичности россиян привлекала и привлекает все большее внимание в научных социально-гуманитарных разработках, в меж­дисциплинарном пространстве обществознания, в том числе - в историче­ских исследованиях и политической науке. Интерес специалистов-историков и политологов к этой предметной области объясняется рядом обстоятельств.

Во-первых, проблематика идентичности получала новое осмысление в контексте изучения мировой истории в качестве одного из ключевых пунктов повестки дня при анализе этнополитических процессов, ассоциирующихся с глобализацией. В научных разработках стал популярным тезис, согласно ко­торому унифицирующему воздействию этих процессов в различных сферах общественной жизни противостояли приобретавшие все большую силу эле­менты самоидентификации, отражавшие цивилизационную, социокультур­ную, национальную, этническую самобытность многоплановых субъектов. Этническая принадлежность становилась одним из главных противоречий переходного периода в условиях глобализации или, по словам В. Каволиса, «главным вопросом современности» Следовательно, вопросы идентично­сти приобретали масштабы исторической актуализации, измерявшиеся меж­дународно-политическими критериями значимости.

Во-вторых, идея поиска ориентиров этнической самоидентификации в окружающей международной среде по-прежнему не утрачивала своей высо­кой приоритетности для России, столкнувшейся с вызовами нового мирового порядка. Дилемма «вестернизации - изоляционизма» активно обсуждалась в сообществе российских политиков, в научной и экспертной среде, научной литературе и средствах массовой информации.

В-третьих, процессы трансформации государственно-политического устройства Российской Федерации на различных стадиях ее политической истории дали новые импульсы феномену этнонационального развития и ре­гионализации со всеми присущими ему проблемами и противоречиями (включая этнополитические аспекты) - от «парада суверенитетов» до по­строения вертикали власти. Это сопровождалось и сопровождается постоян­ным соотнесением идентифицирующих принципов в координатах «Центр - регионы», принципов, которые в зависимости от характера согласования ин­тересов или обострения противоречий между ними, приобретали тот или иной тип взаимной совместимости, сочетаемости или конфликтности.

В стране пока не достает фундаментального, научно-обоснованного, комплексного подхода, целостного видения всех составляющих этнополити- ки в условиях многонациональной России. Свидетельством этому много фак­торов. Но наиболее поразительным и тревожащим является то, что в стране, где исторически сожительствуют сотни народов и национальностей, упразд­нено Министерство по делам федерации и национальностей. В федеративном государстве, где федерализм закреплен в первых статьях Конституции Рос­сийской Федерации, нет института федерализма! Отсутствует единый науч­ный центр, который бы анализировал процессы федеративного и националь­ного развития. Политики часто впадают в крайности, а они разрушительны для сферы федеративных и национальных отношений.

Этнические и региональные факторы конструирования политической идентичности, которые в 1990-е годы, в силу интенсифицировавшихся про­цессов глобализации, не только не сдали своих позиций, но напротив, оста­вались определяющими в конструировании политической идентичности. В.А. Тишков по этому поводу указывает: «Одними из важнейших в XX веке стали такие формы коллективной (групповой) идентичности, как этническая (культурная) и национальная (государственная)» '. Территория бывшего СССР не стала исключением: этническая и региональная идентификация в начале 90-х годов стала самым значимым аспектом политического процесса на всем постсоветском пространстве [2]. Даже десятилетие спустя нельзя гово­рить о том, что процесс конструирования политических идентичностей при­шел к своему логическому завершению, но с уверенностью можно говорить о том, что как направления, так и структура этнорегиональной идентификации претерпела значительные изменения.

Политолог А.С. Панарин в этой связи отмечает, что новацией совре-; менной политической действительности является дифференциация классиче­ского гражданского общества, в частности, по этническому и региональному признаку. Когда в качестве критерия дифференциации выступает этнический, это выражается в том, что «обособляются группы, отказывающиеся подчи­нять свой этнический «этнос» национально безликой гражданственности, противопоставляющие культурную память классическим формам политиче­ской идентичности (классовой, идеологической, конституционно­государственной)»[3] .

Когда в качестве такого критерия выступает региональный, то «кри­сталлизуется новая категория жителей региона, идентифицирующая себя по историко-географическим критериям и защищающая местную среду и ресур-

сы от «внутреннего колониализма», олицетворяемого федеральным центром и его промышленными и финансовыми ведомствами»

Проведение демократической, общегосударственной этнополитики имеет в нынешних условиях особое значение. Пока она обозначена лишь в рамках государственной концепции и на практике не соответствует истори­ческой миссии самой России. Конфликты на национальной почве периодиче­ски проявлялись в 1990-е годы в том или ином регионе России.

Благоприятной питательной почвой для них служила хроническая нере­шенность социально-экономических проблем, «возрастание запросов мо­бильных групп», рост «конкуренции за дефицитные места», неумение и не­желание органов власти брать на себя ответственность в решении возникаю­щих проблем. Конфликт между этническими общностями происходит не из- за этнокультурных различий, а потому, что в конфликтах обнажаются проти­воречия (но не просто различия) между общностями людей, консолидиро­ванными по этническому принципу. Стратегия нормализации межнацио­нальных проблем должна быть ориентирована на своевременное и точное диагностирование очагов потенциальной напряженности для принятия своев­ременных и эффективных мер по их преодолению.

1990-е годы характеризовались такими явлениями, как интернациона­лизация, сближение, интеграция, глобализация и др. Хорошо известно, что широкие общемировые процессы немыслимы вне языка и культуры, нацио­нальных форм бытия и общения людей. Национальная идентичность высту­пает для человека мощным фактором социального наследования, накопления и воспроизводства национально обусловленных форм жизнедеятельности.

Но нельзя забывать исторические факты. Российский профессор О.А. Бельков пишет по этому поводу: «правда состоит в том, что интернационали­стские установки советской власти не выдержали испытания жизнью. Под давлением национализма взорвалась «нерушимая дружба народов»; центро­бежные сепаратистские силы разрушили «интернациональное единство об­щества»; с ликвидацией СССР перестала существовать «новая историческая общность людей - советский народ»[4]. В поисках новой, более эффективной концепции национальной политики демократы первой волны обратили взоры на Запад. В результате обычное для нашего языка представление о нации, как социокультурной общности людей (нация-этнос), начало вытесняться ее тол­кованием как политико-правовой или гражданской общности (нация- государство). Видимо, для придания большей убедительности своей позиции сторонники нации-государства этническое толкование нации объявляют со­ветским, а потому заслуживающим осуждения. Защищая в данном случае не советские идеологемы, а истину, следует отметить, что не большевики при­думали нацию-этнос (см. первую главу о воззрениях В.И. Ленина и И.В. Ста­лина). Достаточно прочитать работы В.Соловьева, Н. Бердяева или И. Ильи­на, чтобы убедиться в этом. Большевикам не принадлежит первенство в обосновании права наций на самоопределение. Даже самые «горячие» сто­ронники нации-государства вынуждены признать, что в современном науч­ном и политическом языке она не является ни господствующей, ни тем более единственной. Формирование надэтнической гражданской общности (нации- государства) не является автоматическим следствием возникновения и укре­пления государства. Можно призывать забыть о нации - этносе или доказы­вать искусственную природу этноса, но это не устранит из жизни этнические общности - самобытные народы со своим самосознанием, самоназванием и со своими особыми национальными интересами. Нация-этнос и нация- государство не составляют тождества даже в моноэтнической стране. Первое имеет отношение к культуре. Вопросы ее развития связаны с сохранением ее этнического своеобразия, особого уклада жизни народа. В свою очередь го­сударственность, стремление этнической общности к государственному кон- ституированию - явление другого порядка. Именно в этом лежат причины проявляющиеся в России тенденции к политизации этничности.

Вместе с тем представляется контрпродуктивной логика тех, кто пыта­ется перевести этнические проблемы в «культурно-просветительное и куль- турно-образовательное русло» [5] или объявляет эти проблемы «личным де­лом граждан». Нация - этнос, ее групповые ценности, интересы, установки - тоже реальная данность. Не случайно Конституция РФ, провозглашая выс­шей ценностью права и свободы человека, в то же время гарантирует права коренных малочисленных народов. Смысл и цель национальной политики заключаются в обеспечении прав не индивидуумов, а общностей.

В июне 1996 года Указом Президента Российской Федерации была ут­верждена разработанная Министерством РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Концепция государственной национальной поли-

л

тики на 1996—1998-е годы, а по отдельным направлениям до 2000 года . В многонациональной России, объединяющей около 170 народов и националь­ностей, любой мало-мальски серьезный вопрос имеет национальную окраску. Не учитывать это значит приумножать взаимные обиды, усиливать радика­лизм. Федеральными органами был подготовлен план первоочередных ме­роприятий по реализации концепции государственной национальной полити­ки. Свои замечания и заключения к нему предоставили 46 субъектов Федера­ции. В документе отмечается крайне неблагоприятная этнополитическая об­становка в стране. Эксперты отмечали, что «в ряде регионов стимулируется национальный эгоизм, эгоцентризм, а нередко национализм и сепаратизм»[6]. Социологические обследования, проведенные в нескольких республиках, по­казывают, что полностью доверяют федеральной власти только 4% город­ских и 3% сельских жителей. В противовес этому в республиках и автоно­миях своей власти верят 40-60% опрошенных.

В заявлении Миннаца в этой связи отмечалось, что выработанная ми­нистерством концепция представляет собой четкую, согласованную социаль­ную и национальную политику властей - и федеральных, и субъектов Феде­рации, их политическую волю От русских требуется уважение националь­ных интересов и чувств всех народов России, от них - признание и учет объ­ективной роли русских в Федерации. По расчетам Миннаца, на ее осуществ­ление в 1997 году было намечено выделить 427 миллиардов рублей. В соот­ветствии с Указом Президента, средства должны были быть выделены от­дельной бюджетной строкой. Но фактически на 1997 год они не были выде­лены совсем.

Становление федерализма предполагает глубокие изменения системы территориального управления. Это означает работу сразу по трем направле­ниям: превращение государственных органов управления в систему институ­тов, отвечающих принципам федерализма; расширение самостоятельности субъектов в выработке и реализации региональной социально-экономической политики, повышение их ответственности за ее результаты; формирование системы местного самоуправления и других форм негосударственного управления.

 

[1] См.: Туровский Р.Ф. Отношения «Центр - регионы» в 1997-1998 годах: между конфлик­том и консенсусом//Полития, 1998. - № 1. - С. 5-32.

[2]

См.: Гудков Л.Д. Особенности модернизации в России и характер русской этнонациональ- ной идентичности // http://vvvv.de]Tiocracv.ru/librarv/practice/media/rfelecgor/pagel 1 .html

[3] Панарин А.С. Политология. - М., 2004. - С. 204.

[4] Там же. - С. 204.

[5] Зорин В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики. М., 2003. - С. 6.

[6] «Российская Федерация» № 2, - С. 6.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/206830.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.