У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Совершенствование федеративных отношений в период нарастания федеративно-конфедеративных противоречий

Второй этап пятнадцатилетней истории Российской Федерации (1995 - 2000 гг.) был отмечен определенными конкретными шагами по развитию федеративной государственности страны. В июне 1996 года была принята Концепция государственной национальной политики, ставшая реальной ос­новой для решения многих этнических проблем в многонациональном госу­дарстве. Президентом был подписан Указ «Об Основных положениях регио­нальной политики в Российской Федерации». В этот период принимается за­кон «О национально-культурной автономии», подписывается ряд двусторон­них договоров и соглашений между Федерацией и рядом ее субъектов, раз­рабатываются принципы бюджетного федерализма. Указом Президента стра­ны принято положение о порядке работы по разграничению предметов веде­ния и полномочий между органами государственной власти различного уровня и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий феде­ральными органами исполнительной власти и органами власти субъектов Российской Федерации (12 марта 1996 года). Этот этап отмечен принятием и практической реализацией ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной вла­сти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 24.06.99 г. № 119-ФЗ).

Выработка политического курса Российской Федерации во второй по­ловине 1990-х годов представляла собой задачу сложную и неоднозначную. Характерной чертой во взаимоотношениях федерального Центра и субъектов Российской Федерации было то, что центральная власть стремилась найти демократические способы и формы организации системы федеративных от­ношений. Не случайно ряд российских политологов, оценивая итоги второго этапа строительства федерализма в России, отмечали, что «первичная база федерализма, основанного на принципах демократии и уважения прав Чело­века, в 1990-е годы, была сформирована и в XXI век Россия входила «обнов­ленным, признаваемом в мире государством, у которого есть будущее»

В этих целях по тематике федерализма и межнациональных отношений на регулярной основе стали проводиться конференции, «круглые столы», симпозиумы и парламентские слушания. Так, 8 апреля 1996 года в Федераль­ном Собрании Российской Федерации состоялись парламентские слушания, которые были подготовлены и проведены двумя комитетами Совета Федера­ции: Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике и Комитетом Совета Федерации по делам Федерации, Федератив­ному договору и региональной политике. Первое заседание открыл замести­тель Председателя Государственной Думы С.Н. Бабурин.

В ходе слушаний депутаты, представители регионов и специалисты об­суждали вопросы дальнейшего конституционного развития Российской Фе­дерации, использования договорной практики в системных отношениях с ре­гионами и необходимости подготовки новых федеральных законов о разгра­ничении предметов ведения и полномочий, об основах налоговой системы и бюджетного устройства, о судебной системе и др.

Выступивший с развернутым докладом Председатель Комитета Госду- мы РФ Л.А. Иванченко отмечал, что с мая 1990 года до начала апреля 1996 года в Российской Федерации было принято более 700 законов, из них по­рядка 150 законов - по предметам совместного ведения Российской Федера­ции и субъектов РФ. Если учесть, что Конституция России предусматривает 35 предметов совместного ведения, то на каждый предмет ведения приходи­лось в среднем около 5 законов [1].

Участники парламентских слушаний, обсудив проблемы, связанные с практикой разграничения предметов ведения и полномочий между федераль­ными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и перспективами развития российского федерализма, сочли необходимым принять ряд рекомендательных решений. В частности, они вы­сказались против изменения конституционно установленного перечня пред­метов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Фе­дерации и ее субъектов. Было рекомендовано обеспечить предоставление ор­ганам государственной власти субъектов РФ равных правовых условий по заключению договоров, соглашений с федеральными органами государст­венной власти. В рекомендациях парламентских слушаний было признано право органов государственной власти субъектов РФ принимать законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ до принятия федеральных законов. Была особо отмечена необходимость и обязательность согласования проектов федеральных законов по предметам совместного ведения с законо­дательными (представительными) органами государственной власти субъек­тов РФ. Участники парламентских слушаний высказались в пользу утвер­ждения двусторонних договоров Советом Федерации РФ. Обсуждалась и была в целом поддержана идея, высказанная главным редактором журнала «Федерализм» С.Д. Валентеем о создании института федерализма в России, который мог бы стать своего рода опорной базой Администрации Президента и Федерального Собрания РФ

Е.С. Строев, давая комплексную оценку проблем федеративного строительства, накопившихся в России к 1996 году, в частности, отмечал: «Не секрет, что сегодня явно обозначилась неопределенность взаимоотноше­ний краев, областей с автономными образованиями в их составе. Продолжа­ется усиление экономического неравенства регионов. Нарастает процесс принятия рядом субъектов Федерации законов, явно противоречащих общим положениям Конституции, а то и просто ставящих под сомнение федераль­ные законы. Страна «утонула» в количестве президентов... Россия по своей природе - сложнейшее и уникальное государственно-правовое образование. Практически любой период в истории развития нашего Отечества, государ­ства трудно охарактеризовать однозначно - унитаризм это или федерализм. Всегда в той или иной форме существовало две тенденции: постепенное уси­ление центральной власти и одновременно укрепление самостоятельности регионов. При наших просторах по-иному развиваться просто было бы и нельзя»

Строительство основ федерализма и новых федеративных отношений на подлинно демократической основе вызвало к жизни целый комплекс но­вых вопросов, ответы на которые не могли быть найдены без тесной коорди­нации и увязки работы депутатов, политиков и ученых. Так, например, 8 ап­реля 1996 года состоялись парламентские слушания по теме: «О практике разграничения полномочий между федеральными органами власти и орга­нами власти субъектов Российской Федерации и перспективах развития рос­сийского федерализма». Слушания были подготовлены подкомитетом по развитию федеративных отношений, работавшим под председательством В.Н. Лысенко в рамках программ работы Комитета Государственной Думы РФ по делам федерации и региональной политике.

В ходе слушаний депутаты пытались найти ответ на ряд острых вопро­сов федеративного развития, которые оставались неразрешенными в период, когда договорная практика в России шла полным ходом. Участники слуша­ний обсуждали проблемы соотношения федерального закона и договора о разграничении предметов ведения и полномочий и их юридическую силу в контексте правоприменения. В ходе дискуссии некоторые депутаты ставили под сомнение право субъекта осуществлять собственное правовое регулиро­вание по предметам совместного ведения до принятия соответствующего фе­дерального закона. Обсуждались вопросы, связанные с порядком утвержде­ния договоров, введением процедуры согласования проектов федеральных законов по проблемам совместного ведения с законодательными органами власти субъектов РФ. При этом выдвигался аргумент, что руководители за­конодательных собраний субъектов Федерации входили на тот период в со­став членов Совета Федерации. Высказывалась точка зрения о том, что ранее принятые договоры должны приводиться в соответствие с Конституцией Российской Федерации

Главный редактор журнала «Президент, Парламент, Правительство» И.В. Гранкин, анализируя ситуацию с подписанием двусторонних договоров между исполнительными органами Федерации и ее субъектов, писал: «К концу 1997 года заключено 38 договоров. Они касаются весьма важных сто­рон жизни населения соответствующих субъектов РФ. Однако такие догово­ры заключаются без участия законодательных органов, что представляется неверным. Подобная практика может привести к снижению роли законода­тельного регулирования экономических и иных общественных отношений и его замене «договорным правом». Опасность последнего в том, что соответ­ствующие договоры порой носят келейный, конъюнктурный характер, нару­шают принцип равенства субъектов РФ в отношениях, как между собой, так и с федеральными органами исполнительной власти. Поддерживая предло­жение о необходимости ратификации договоров Советом Федерации Феде­рального собрания [2], мы полагали бы целесообразным их ратифицировать и

о

законодательными органами субъектов РФ» .

 

В последующие годы отношения регионов и Центра все больше уходи­ли от политических деклараций, облаченных в форму «законодательного не­послушания», и обращались в плоскость рутинной юридической работы по приведению в соответствие с Конституцией Российской Федерации и феде­ральным законодательством правовых актов субъектов Федерации.

В январе 1999 года в Москве состоялось Всероссийское совещание по вопросам развития федеративных отношений по теме: «О совершенствова­нии федеративных отношений и укреплении российской государственности». Участники конференции выработали «Основные направления деятельности правительства Российской Федерации по реализации федеративных отноше­ний и укреплению российской государственности»

В регионах существовала своя версия соотношения конституционного и договорного регулирования: противоречие договора и Конституции вполне конституционно, поскольку не только не нарушает, но и вполне со­ответствует основам конституционного строя, изложенным в гл. 1 Консти­туции (ч. 3 ст. И) [3]. Более того, определение в законодательном порядке предметов ведения, которые могут быть разграничены договорами, как раз и является грубым нарушением Конституции РФ. Например, в соответст­вии со ст. 86 Конституции РФ Президент РФ подписывает международные договоры РФ; полномочий по подписанию иных договоров ему не предостав­лено. Значит ли это, что Президент РФ, подписывая двусторонние догово­ры с субъектами РФ, нарушает Конституцию? Конечно, это вполне легитим­ный акт, и у субъектов РФ проблем в этой связи не возникает[4].

Например, Договор с Татарстаном не снял серьезных принципиальных противоречий между Конституцией РФ и Конституцией РТ. В договоре отсут­ствовало конституционное положение о том, что Татарстан является респуб­ликой в составе Российской Федерации (Ст. 65 Конституции РФ). Фактически этот договор явился сочетанием международного и внутригосударственного договора, конфедеративных и федеративных отношений. По договору и 11 со­глашениям федеральный центр передал властям республики значительно больше полномочий, а соответственно льгот и преимуществ, чем другим субъ­ектам Российской Федерации. Причем Татарстану был передан ряд неотчуж­даемых предметов ведения и полномочий Федерации и совместных предме­тов ведения и полномочий. Тем самым был создан опасный прецедент факти­ческого повышения статуса субъекта Федерации, выходящего за рамки, уста­новленные Конституцией РФ.

Фактически три самых богатых природными ресурсами региона доби­лись от федеральных властей права не быть донорами, а расходовать львиную долю средств, собираемых в республиках, на нужды собственного населения.

Но надо учитывать положение о том, что разграничение предметов ве­дения и полномочий Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами не изменяет конституционный статус субъек­тов Федерации. Современная Россия имеет конституционную природу и толь­ко в рамках конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, из­менения административных границ или объема полномочий субъектов феде­рации. Не может быть договора между Российской Федерацией в целом и субъектом Федерации как равноправными государствами. Конституция РФ закрепила равноправие субъектов Федерации между собой, а не их равнопра­вие с федеративным государством, в котором они состоят.

В связи с этим надо помнить, что согласно части 1 статьи 15 Конститу­ции Российской Федерации федеральная Конституция имеет высшую юриди­ческую силу и прямое действие на всей территории России. По предметам ве­дения Российской Федерации также имеют прямое действие конституционные и федеральные законы (часть I, статьи 76). Следовательно, Конституция Рос­сийской Федерации, Федеративный и иные договоры имеют разное правовое значение в регулировании государственного устройства страны. Доминирую­щее значение занимает Конституция страны, которая устанавливает именно конституционную, а не договорно-конституционную федерацию.

Вместе с тем развитие договорных отношений между федеральным цен­тром и тремя республиками, потенциальными донорами, имело и позитивные результаты.

К позитиву можно отнести и договоры, заключение которых диктова­лось необходимостью подтвердить тесные дружеские связи между субъектами РФ и федеральными властями, поддержать руководителей субъектов РФ в контексте непростой региональной обстановки (Кабардино-Балкария - без со­глашений; договор и три соглашения Федерации с Республикой Северная Осе­тия-Алания).

К третьей (позитивной) группе можно отнести договоры краев и облас­тей, направленные на выравнивание их прав и возможностей с республиками РФ. Эти договоры открыли качественно новый этап договорного процесса. Существенно ослабли сепаратистские, националистические настроения в дан­ных республиках.

К концу 1990-х годов вопрос о договорно-конституционном характере Российской Федерации практически был снят с повестки дня. Федеральный центр практически заморозил «договорную практику». Федерация, по мне­нию противников договоров, не вправе «делить» свои исключительные пол­номочия с отдельными субъектами Федерации или на разных условиях. Это будет нарушением принципа равноправия субъектов Федерации.

 

[1] См.: Аналитический обзор к парламентским слушаниям на тему «О практике разграни­чения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и перспек­тивах развития российского федерализма» // Приложение к Архивным материалам Совета Федерации // Стенограмма парламентских слушаний от 8 апреля 1996 года. - С. 5.

[2] См.: Российская Федерация. 1997. - № 40. - С. 2

[3] См.: Думский вестник. 1996. - № 4. -С. 86.

[4] См.: Гранкин И.В. Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации.

М., 1998.-С. 5-6.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/206830.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.