У нас уже 22590 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Местное самоуправление в Российской Федерации: становление и развитие в системе федеративных отношений

В историографии федерализма вопросы местного самоуправления ос­вещаются достаточно широко и многосторонне. Большое внимание уделяется реализации в России Европейской хартии о местном самоуправлении, прежде всего ее важнейшего положения о том, что местное самоуправление является одной из основ демократического строя, что оно должно быть признано в за­конодательстве. В основах местного самоуправления содержится базовый принцип о том, что контроль за деятельностью его органов должен касаться олько вопросов соблюдения законности и конституционных норм, а также положение о выполнении органами местного самоуправления делегирован- ых им государством полномочий. Государство и общество заинтересованы в единстве управления вопросами жизнеобеспечения. Местное самоуправление усматривается и воспринимается как неотъемлемый элемент единой систе- :ы территориального управления государства, как составной элемент форми- ования гражданского общества и федерализации общественных отношений.

Российский исследователь А.И. Черкасов, отмечает: «В современном іедеративном государстве имеет место не только зависимость местных орга- ов от субъектов федерации (в первую очередь, в плане правового регулиро- ания и финансовой помощи), но и обратная зависимость. Так, местные вла- ти зачастую играют важную роль в реализации на местах политики прави- ельства соответствующего субъекта федерации»

Конституционное право федеративного государства может закреплять татус местного самоуправления как самостоятельного уровня управления и егулировать его основы (порой, достаточно детально) на национальном ровне (Австрия, Бразилия, Мексика). Однако подобное регулирование не

всегда свидетельствует о высокой степени самостоятельности местного само­управления и порой служит показателем централизации власти в той или иной федерации, стремления центральных властей усилить свое влияние на поло­жение дел на местах. Как показывает опыт, совсем не вмешиваться в вопросы правового регулирования местного самоуправления могут лишь центральные власти достаточно благополучных федераций с высоким уровнем развития экономики, развитой политической культурой и сложившимся консенсусом относительно основных демократических ценностей, включая неотъемлемое раво населения на местное самоуправление.

Становление местного самоуправления в демократической федеративной оссии совпало с первым этапом развития федерализма в 1990-е годы и несло на ебе весь груз социально-политических и финансово-ресурсных противоречий.

С 1993 года (в связи с принятием новой Конституции РФ) прослежива- тся процесс институционализации местного самоуправления в качестве са- остоятельного, полностью отделенного от государства элемента в структуре ражданского общества, подчеркивается его обязательность в системе обще- твенных отношений и территориального управления. Формирование, станов- ение и совершенствование местного самоуправления в современной России ротекает в сложной ситуации. Срабатывают унаследованные от прежней об­щественно-политической системы формы самоуправления и утверждаются овые. Существенно сказывается на местном самоуправлении нестабильность олитической системы, отсутствие национальной идеи, трудности формиро- ания экономической базы местного самоуправления, ограниченность финан- овых возможностей '.

В начале 1990-х годов в России стала пробивать себе дорогу точка зрения о том, что «местное самоуправление - это самостоятельный уровень осуществ­ления народом конституционно принадлежащей ему власти, что демократиче­ское устройство общества возможно лишь при отделении местного самоуправ­ления от государственной власти» 1.

В 1990-е годы были сделаны первые шаги на пути утверждения отличных от советской модели начал организации управления на местном уровне. Они бы­ли заложены в Законе СССР и в Законе РСФСР 2. Однако эти меры не дали ожи- аемых результатов. Местное самоуправление было декларировано, но не было обеспечено ни в материальном, ни в организационном, ни в правовом отношени- х. В последние годы систему местного самоуправления стали определять как важнейший элемент становления демократической России», «цементирую­щий раствор государственной целостности». За всей эмоциональностью этих многих других определений прослеживается осознание значимости данного еномена для настоящего и будущего российского государства. Получив свое акрепление в Конституции РФ, этот социальный институт определялся как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по ре- іению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов естного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных естных традиций» 3.

9 апреля 1990 года был принят Закон СССР «Об общих началах местно- о самоуправления и местного хозяйства в СССР». Согласно Закону система естного самоуправления включала местные Советы, органы территориально­го общественного самоуправления населения (советы и комитеты микрорай­онов, домовые, уличные, квартальные, сельские комитеты и другие органы). В систему также входили местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы народной демократии. Первичным территориальным уровнем местного самоуправления признавался сельсовет, поселок (район), город (район в городе). Закон предоставил союзным и автономным республикам право самостоятельно определять и другие уровни местной власти, исходя из особенностей той или иной территории.

Закон не регламентировал в деталях полномочия органов местного са- оуправления различных уровней, не разграничивал компетенцию между ровнями государственной и муниципальной власти, не уточнял полномочия естных представительных и исполнительных органов по горизонтали.

Основу местного хозяйства должна была составить коммунальная соб- твенность. Местные органы власти получили право ставить вопрос о переда- е им в собственность предприятий и учреждений, принадлежащих другим обственникам, но имеющих важное значение для обеспечения населения оммунальными и социально-культурными услугами. В пределах своей ком- етенции местные Советы получили право самостоятельно разрабатывать и тверждать планы социального и экономического развития исходя из собст- енных ресурсов.

В 1991 году появился новый закон «О местном самоуправлении в СФСР». В соответствии с этим законом активизировались постоянные ко- иссии, которые были наделены рядом полномочий в решении проблем мест- ого сообщества, в частности, участвовали в разработке планов и программ кономического и социального развития, бюджета, решений Совета по другим опросам, контролировали исполнение текущего законодательства и выпол- ение решений Совета по различным направлениям деятельности, проводили епутатские расследования, выполняли поручения сессий Совета и его Пред- едателя. Для организационного и правового обеспечения деятельности Сове­

 

тов, оказания конкретной помощи постоянным комиссиям и депутатам при подготовке вопросов и материалов Совет имел право формировать свой аппа­рат (ст. 28). Состав местных Советов был достаточно многочисленным. Депу­таты осуществляли свои полномочия, как правило, на общественных началах. Поэтому нередко возникали проблемы с правомочностью сессии из-за неявки епутатов Совета. Учитывая данное обстоятельство, Верховный Совет РСФСР в своем постановлении «О порядке введения в действие Закона 'СФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 июня 1991 года устано­вил, что до проведения выборов в местные Советы нового созыва районные, ородские, районные в городах Советы народных депутатов были обязаны (сельские Советы имели право) избирать из своего состава малый Совет. Ма- ый Совет в перерыве между сессиями осуществлял полномочия местного Совета. Органом управления являлась местная администрация (ст. 29, п.1). администрация была подотчетна соответствующему Совету, а также выше- тоящим исполнительным и распорядительным органам в пределах их компе- енции (ст. 29, п.2). В соответствии с Законом 1991 года полномочия главы естной администрации закреплялись как его собственная компетенция.

Совет имел право отменить акты местной администрации, противоре- ащие законодательству и решениям Совета. Глава местной администрации мел право, в свою очередь, опротестовывать решения соответствующего ме- тного Совета. При этом Закон указывал, что данное право главы местной ад- инистрации могло быть реализовано только в том случае, если решение Со- ета противоречило законодательству или другим его решениям, либо недос- аточно было обеспечено финансами, материально-техническими и организа- ионными средствами (ст.34). Такая система сдержек и противовесов в мест­ом самоуправлении была достаточно эффективной, но приводила к болыло- у количеству коллизий между представительными и исполнительными орга- ами местной власти.

Таким образом, становление местного самоуправления на первом этапе в 1990-е годы сопровождалось переходом от исполкомовской коллегиальной формы исполнительной деятельности к принципу единоначалия в руководстве местным исполнительным органом. Исполкомы в течение десятилетий под- еняли Советы. Именно через них осуществлялось в советские времена пар- ийное руководство властью местных Советов народных депутатов.

В дальнейшем становление и развитие местного самоуправления склады­валось с учетом не только отечественного опыта организации местной власти, но под значительным влиянием зарубежного муниципального опыта.

Второй этап развития федерализма в России имеет в области местного амоуправлении точную дату зарождения - 28 августа 1995 г. был принят Фе- еральный закон N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного са- оуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 22 апреля, 26 но- бря 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 де- абря 2003 г.). Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 анный Федеральный закон утрачивал силу с 1 января 2006 г., а в период со ня официального опубликования названного Федерального закона и до его ступления в силу данный Закон применялся в части, не противоречащей по- ожениям главы 12 нового Федерального закона. Вопросы местного само- правления в конце 1990-х годов также регулировались Указом Президента Ф от 15 октября 1999 г. N 1370 «Основные положения государственной по- итики в области развития местного самоуправления в РФ».

Федеральный закон 1995 года «Об общих принципах организации мест- ого самоуправления в Российской Федерации» в редакции от 28 августа 1995 ода, следуя логике Конституции, лишь рамочно урегулировал вопросы орга- изации местного самоуправления, предоставил возможность муниципаль- ым образованиям самостоятельно определить структуру органов местного амоуправления и порядок их деятельности, разрешил многообразие схем ерриториальной организации местного самоуправления в субъектах Федера­ции, продекларировал самостоятельность местных бюджетов. Правовые пози­ции, сформулированные в 1996 - 2002 годах в ряде актов Конституционного Суда РФ, запретили субъектам Российской Федерации вмешиваться в форми­рование органов местного самоуправления, предопределять вопросы их орга­низации и взаимодействия, ущемлять право населения на участие в выборе ерриторий осуществления местного самоуправления и т.д. Судебная защита местного самоуправления стала элементом правовой практики.

С принятием ФЗ-154 «Об общих принципах организации местного само- правления в Российской Федерации» ситуация менялась в лучшую сторону, о была далека от того, чтобы говорить о каких-либо успехах в области мест- ого самоуправления. Федеральный закон от 6 октября 2003 года «Об общих ринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» тал четвертым в новейшей истории России базовым законодательным актом б устройстве местной власти. В отличие от его предшественников - Закона ССР 1990 года и Закона РСФСР 1991 г. и Федерального закона 1995 года - н принимался в условиях более устоявшейся конституционно-правовой сис- емы и стабильной политической ситуации. Тем не менее, появление нового >едерального закона об организации местного самоуправления сопровожда- ось возобновлением многолетней теоретической дискуссии о месте местного амоуправления в системе основ конституционного строя России.

Оставалось коренное противоречие - деньги находились в руках госу- арственной власти в лице субъекта Российской Федерации, а полномочия, в ом числе делегированные, передавались органам местного самоуправления, [ри этом статья Конституции РФ гарантирует, что «местное самоуправление РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного начения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно- тью». Каждый этап реформы местного самоуправления в 1990-е годы сопро- ождался огромным количеством проблем и нарушений федерального зако- одательства. Федеральный закон (ФЗ - 131 от 6 октября) отменил целый

пласт федерального законодательства, действовавшего ранее в области мест­ного самоуправления

1 Со дня вступления в силу Федерального закона ФЗ - 131 признаны утратившими силу: 1) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 года N 1247-XI "Об ут­верждении Положения об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 36, ст.1269);

2) Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 сентября 1985 года N 1306-XI "Об ут­верждении Положения об общественных сельских, уличных, квартальных комитетах в на­селенных пунктах РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1985, N 37, ст. 1308); 3) акон Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в оссийской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Со- ета РСФСР, 1991, N 29, ст.1010); 4) статья 16 Закона Российской Федерации ог 24 июня 1992 года N 3119-1 "О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, ражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, зако- ы РСФСР "О Еврейской автономной области", "О выборах народных депутатов РСФСР", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях пере- ода к рыночным отношениям", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О земельной еформе", "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "О Центральном банке РСФСР Банке России)", "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской еятельности", "О государственной налоговой службе РСФСР", "О конкуренции и ограни- ении монополистической деятельности на товарных рынках", "О приоритетном обеспече- ии агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами", "О местном амоуправлении в РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предпри- тий в РСФСР", "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", 'О государственной пошлине"; законы Российской Федерации "О краевом, областном Со- ете народных депутатов и краевой, областной администрации", "О товарных биржах и иржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Вер- овного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст.1966);

) Закон Российской Федерации от 22 октября 1992 годаІМ 3703-1 "О внесении изменений и ополнений в Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР" (Ведомости Съезда на- одных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 46, ст.2618); 6) статья 6 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 888-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с ринятием Закона РСФСР "О плате за землю" и налогового законодательства России" (Ве- омости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Россий- кой Федерации, 1993, N 21, ст.748);

) Федеральный закон от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организа- ии местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Рос- ийской Федерации, 1995, N 35, ст.3506);

) Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 38-Ф3 "О внесении изменений в Федераль- ый закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе- ерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1917);

Но и Федеральный закон, приятый 6 октября 2003 года, стал предметом острых дискуссий в обществе. Как это следует из развернувшихся в 2005 году дискуссий, он требует дальнейшего совершенствования, как и недавно приня­тый федеральный закон о местном самоуправлении, который вступил в силу в полной мере лишь с января 2006 года. Предполагается, что 1 марта 2006 года завершается первый этап реформ - определены границы муниципальных об­разований (МО) и утвержден их статус. В 2005 году во вновь образованных муниципальных образованиях избраны представительные и исполнительные органы власти. По данным Министерства регионального развития, сегодня в стране насчитывается 1052 города и поселка городского типа и 152 тысячи сельских поселений. К маю 2005 года в стране были образованы 24 тысячи 394 муниципальных образований. Но основной этап реформы был еще впере- и.

  1.  Федеральный закон от 26 ноября 1996 года N 141 -ФЗ "О внесении дополнений в Феде- альный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст.5500);

  1.  Федеральный закон от 17 марта 1997 года N 55-ФЗ "О внесении дополнений в Феде- альный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской

Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1378);

  1.  Федеральный закон от 25 сентября 1997 года N 126-ФЗ "О финансовых основах местно- о самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Фе- ерации, 1997, N 39, ст.4464);
  2.  Федеральный закон от 4 августа 2000 года N 107-ФЗ "О внесении изменений и допол­ений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления

■■ Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, т.3330);

  1.  пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 76-ФЗ "О внесении из- енений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законода- ельства Российской Федерации, 2001, N 26, ст.2580);
  2.  пункты 3 и 15 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-Ф3 "О приве- ении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной егистрации юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002,

12, ст.1093).

Новый ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления предусматривал серьезные изменения в организационных и территориальных основах местного самоуправления и круге полномочий местного самоуправле­ния, разграничении вопросов между уровнями муниципальных образований, а также передачу решения отдельных вопросов на уровень субъектов РФ. Однако в этом ФЗ не был урегулирован вопрос преемственности, в частности, про­блема долгов действующих муниципальных образований (а также перед муни- I ипальными образованиями) по вопросам, передаваемым на государственный ровень или муниципальным образованиям иного уровня. В новом ФЗ, как и в анее действовавшем федеральном законодательстве о местном самоуправле- ии, недостаточно проработаны вопросы связи эффективности осуществления естного самоуправления с наличием на подведомственных территориях доста- очной налогооблагаемой базы, собственности и кадрового потенциала. В рам­ах реформы местного самоуправления в обязательном порядке должны быть ешены проблемы обеспечения собственными финансовыми ресурсами муни- ипальных образований (не менее чем на 40 - 50%). В целях обеспечения всех униципальных образований компетентными работниками должна быть решена роблема создания систем подготовки и переподготовки муниципальных слу- :ащих и повышения квалификации выборных лиц местного самоуправления.

В России взаимодействие органов местного самоуправления с государ- твенной властью осуществлялось, в первую очередь, на уровне региональной сполнительной власти. Следовательно, непосредственное влияние ис- олнительных органов власти субъектов РФ на органы местного само- правления значительно выше, чем у федеральных органов. Новый ФЗ «Об бщих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе- ерации» ограничивал поле эффективного взаимодействия региональной и ме- тной властей, неправомерно сужал законодательные возможности субъектов Ф по регулированию местного самоуправления. Например, в новом Феде- альном законе не было предусмотрено полномочие субъектов РФ регули- ровать законами особенности организации местного самоуправления с уче­том исторических и иных местных традиций. Вместе с тем данное полномочие предусматривалось ранее действовавшим Федеральным законом.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/206830.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.