Быстрый переход к готовым работам
|
Состояние вопроса формирования певческих навыков школьниковВ научно-методической литературе и на практике отмечается, что певческие навыки, как всякие навыки являются фундаментом, на котором впоследствии должно вырасти здание более широких знаний и профессионального мастерства (Н.Н. Добровольская, 1956; М.И.Лисина, 1962; Ю.П.Фролов, 1966 и др.). Подчеркивается, что с точки зрения физиологии, процесс формирования певческих навыков является результатом специально найденного характера работы голосового аппарата, то есть установление определенных певческих двигательных стереотипов (Л.Б.Дмитриев, 1968; А.П.Зданович, 1965; А.В.Яков- лев, 1959), Утверждается, что в основе воспитания певческих навыков лежит закон "обратной связи", т.е. постоянная взаимосвязь между центральной нервной системой и работающими органами голосового аппарата, деятельность которых она контролирует и регулирует (Л.Б.Дмитриев, 1968; Н.Д.Орлова, 1971 и др.), что навык - есть ' умение, доведенное до значительной степени автоматизации путем длительной и регулярной тренировки (В.В.Каменский, 1959; В.П.Мухин, I960 и др.). В методической литературе отмечается также, что овладение певческими навыками каждым поющим является серьезной предпосылкой для доброкачественного пения всего хора (Методика, 1952), что правильные вокальные навыки, полученные в детстве, сохраняются и в зрелом возрасте и имеют большое значение не только для пения, но и для речи (В.А.Багадуров, Н.Д.Орлова, А.А.Сергеев, 1954). Подчеркивается, что готовность к усвоению нового, интерес к новому и способность переносить приобретенные навыки в но-
вые условия при активном участии сознания, являются важнейшими показателями музыкального развития ребенка (Т.Л.Беркман, К.С.Грищен- ко, 1962). Обращается внимание на то, что работа над формированием певческих навыков, имеющая огромное значение, отнюдь не является самоцелью, а рассматривается как средство, обогащающее исполнительские возможности коллектива и обеспечивающее рост и подъем хоровой культуры в целом (Д.С.Аспелунд; 1933; В.П.ЭДухин, I960). В то же время на практике формированию певческих навыков уделяется все еще недостаточное внимание, о чем свидетельствует так часто встречающееся форсированное, напряженное пение детских хо?- ров, шумное, резкое дыхание учащихся, плохая дикция, пестрота в звучании гласных и т.д. Наибольшее значение в методической литературе, предназначенной для учителей пения и руководителей хоровых коллективов, цри- дается формированию певческого дыхания, верного звукообразования, хорошего звуковедения и певческой дикции. Касаясь вопроса дыхания в развитии детского голоса прежде всего отмечается, что наиболее благоприятный и цравильный тип дыхания появляется цри естественном пении без напряжения (А.И.Бори- сова, 1963; Н.Д.Орлова, 1966; М.В.Сергиевский, 1963 и др.). Подчеркивается, что при нацряженном пении нарушается равномерность дыхания, оно делается судорожным (Н.Д.Орлова, 1966; Э.К.Сийрде, 1963). За основу рекомендуется брать нижнереберно-диафрагмальный или смешанный тип дыхания (В.А.Багадуров, 1954; Н.Н.Добровольская, 1972; Е.М.Малинина, 1967 и др.), так как именно при нижнереберно- диафрагматическом дыхании освобождаются мышцы гортани и весь артикуляционный аппарат, голос льется свободно и широко (Л.А.Думб- ляускайте, 1974; Т.Н.Овчинникова, 1966 и др.).
Вся работа доступна по ссылке |
|