У нас уже 22578 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Задачи, организация и методика экспериментального исследования

Для проверки предлагаемой нами методики обучения был осущест­влен формирующий педагогический эксперимент. Опытная работа прово­дилась с учащимися Детской Хоровой Студией "Пионерия" и участника­ми хора Детской Хоровой Студии "Ровесник" (рук. Т.Н.Пронина).

В ходе эксперимента предполагалось выявить влияние определенных комплексов вокально-хоровых упражнений на формирование певческих навыков учащихся в процессе хоровой работы.

В связи с тем, что экспериментальная методика обучения преду­сматривает 2 этапа, был избран аналогичный порядок и условия про­ведения эксперимента: первый этап охватывает один год, второй - два года. Этапы эксперимента сопровождались констатирующими срезами.

Подбор учащихся - участников эксперимента осуществлялся с уче­том наиболее характерных для детских хоров (этого возраста) пока­зателей: приблизительно одинаковой общемузыкальной подготовкой (2-3 года занятий на одном из музыкальных инструментов, знания элементарных основ музыкальной грамоты) и некоторой хоровой прак­тики (I-З года пения в младших хорах).

Обучение пению іучастников контрольной группы шло на основе действующей црактики обучения, в которой вокально-хоровым упраж­нениям не уделялось целенаправленного внимания.

Обучение участников экспериментальной группы происходило по разработанной наш методике формирования певческих навыков с по­мощью вокально-хоровых упражнений.

Каждый этап эксперимента был направлен на решение соответст­вующих задач. На первом этапе решались следующие задачи: осозна-

ние певческого процесса и овладение действиями (правильными пев­ческими навыками) по всем параметрам певческого развития. На вто­ром этапе эксперимента решались задачи доведения этих сознатель­ных действий до необходимой степени совершенства (свободное владе­ние голосом под контролем вокального слуха).

Обучающий (формирующий) эксперимент был проведен дважды: как пробный и как контролирующий (проверочный)

В цроцессе пробного эксперимента (1976-1979) решались следу­ющие задачи: I) определение параметров, по которым фиксировались бы результаты контрольных срезов; 2) определение критериев оценки певческого развития, которыми мы руководствовались бы при прове­дении эксперимента; 3) оцределение комплекса уцражнений для наи­более плодотворного развития певческих навыков учащихся: а)уточ- нить требования, которым должен отвечать предложенный комплекс;

б) выработать требования к каждому упражнению; в) обосновать ком­плексность предложенных цримеров (выявить наиболее целесообразную их последовательность); 4) разработка путей и содержания наблюде­ний за формированием певческих навыков учащихся.

В процессе контрольного (цроверочного) эксперимента (1977- 1980 г) цроверялась эффективность разработанной методики в других условиях (на другом составе участников).

Контроль за ходом эксперимента осуществлялся с помощью кон­статирующих срезов - измерений уровня овладения певческими навы­ками учащихся: в ходе первого среза измерялся исходный уровень владения певческими навыками перед началом эксперимента; в ходе второго среза измерялся уровень владения певческими навыками по окончании первого этапа эксперимента (конец первого года обуче­ния );в ходе третьего среза - степень сформированности навыков вто-

1В диссертации мы ограничиваемся подробным изложением хода проб­ного эксперимента.

рого года обучения; в ходе четвертого - степень сформированное™ певческих навыков по окончании второго этапа эксперимента.

Экспериментальное исследование требовало выработки методики измерений педагогических факторов и явлений, соответствующей его целям. Нами была разработана рабочая документация по проведению анкетирования и по методике измерения уровня певческих навыков учащихся.

Анкета использовалась для получения от учащихся сведений о роли вокально-хоровых упражнений, применяемых в эксперименте, для их вокального развития.

При составлении вопросов анкеты был использован ряд современ­ных методов социально-педагогических исследований: выявление скры­той позиции опрашиваемых путем сопоставления ответов на разные во­просы; ранжирование исследуемых признаков. Полученные результаты подвергались обработке методами математической статистики. Истин­ное мнение каждого выявлялось при сопоставлении ответов на четыре вопроса анкеты. Результаты этих ответов переводились на язык шка­лы значимости (удовлетворенности) с помощью специальной таблицы, подразделяющей все ответы на 3 степени значимости (удовлетворен­ности): I) явная значимость 2)неопределенное отношение 3) явное отсутствие значимости. Различной степени значимости придавались условные значения от "+І" до     I) максимум   значимости =+1(а)

2) неопределенное и безразличное отношение =0 (в) 3) явное от­сутствие значимости = -4(c). После такой обработки вычислялся ин­декс значимости (I) по обследованной группе на основе формулы:

т а (+І) + в (0) + с (-І)             , где И  - общее  число респонден-

! -

тов. Для определения степени удовлетворенности учащихся своей певческой деятельностью сопоставлялись ответы на вопросы 1,8,12.

Рабочим инструментом исследований явилась методика измерения уровня сформированноети у учащихся певческих навыков. Данная ме­тодика предназначалась для первого и второго этапов эксперимента. При ее создании мы опирались на методы, предлагаемые эксперимен­тальной педагогикой для измерения педагогических (певческих) навы­ков (Л.Ф.Спирин, Ф.И.Юрченко, 1973). Они предлагают определения существенных признаков оценки навыков, формулировку уровней в оп­ределенных критериях, а также формы измерений, пригодной как для получения качественных данных, так и для количественной обработки.

В качестве существенных признаков оценки владения голосом уча­щихся были выделены следующие: а) способ звукообразования; .6) сте­пень владения голосоведением; в) тембральные качества голоса и его сила; г) дыхание; д) дикция; е) вокальный слух; ж) музыкаль­ность.

Существенными характеристиками качественного звучания были вы­делены: а) высокое резонирование (высокая позиция звука); б)округ- ленность, собранность звучания; в) наличие в голосе каждого учаще­гося определенной доли "вибрато".

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/296877.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.