Быстрый переход к готовым работам
|
Оценка как инструмент определения эффективности управления государственным имуществомНеобходимость оценки эффективности управления государственным имуществом продиктована современной действительностью. Как отмечает О.А. Журавлева, «государство - самый крупный, но далеко не самый эффективный собственник России» [86]. Как считает Д. Никитенко, причины этого кроются в отсутствии стратегии управления, а также в отсутствии механизма контроля за реализацией стратегических целей. Кроме того, неэффективное применение технологий управления является следствием недостатка информации об объектах управления из-за неудовлетворительного состояния учета объектов госимущества (карты учета государственного (федерального) имущества часто вообще не представляются в составе отчетности руководителей организаций ГСЭ), отчетности и низкого качества внутреннего контроля и аудита, а также существующего конфликта интересов между менеджментом компаний ГСЭ, ориентированным на получение максимально возможного вознаграждения, и собственником госимущества, действия которого должны быть направлены на обеспечение выполнения организациями государственных задач [147]. Другая не менее важная проблема в сфере управления госимуще- ством - несовершенство правового ноля и РФ, обеспечивающего повышение эффективности управления госимуществом. В связи с этим оценка результатов управления государственным имуществом, в том числе имущественным комплексом холдингов, является его обязательным элементом. Следует отметить, что на сегодняшний день целевые установки и сферы применения подходов к оценке эффективности управления государственным имуществом многообразны, однако, границы их прикладных возможностей не определены, не сформирована единая терминология, нет выработанной общепризнанной методологии оценки, что актуализирует разработку методических подходов к оценке эффективности управления государственным имуществом холдингов с государственным участием. Исходя из логики диссертационного исследования, представленной в Приложении А, рассмотрим проблему оценки эффективности управления государственным имуществом в холдингах с государственным участием. В целом оценка представляет собой суждение о ценности объекта, его достоинствах, качестве, его стоимости и значении [45]. Оценивание — это целый комплекс разноплановых мероприятий, направленный на сбор, систематизацию, изучение результатов и эффектов политических и административных решений н действий н обратное включение этой информации в процесс принятия решений. Существует множество видов оценки, которые можно условно классифицировать по времени проведения, по целевому назначению. Наиболее широко из них известны оценки эффективности, результативности, продуктивности, потребностей, затрат и выгод, процесса реализации, влияния. В. Якунин, С. Сулакшин, В. Багдасарян, М. Вилисов и др. [145, с. 2405] считают, что о качестве государственного управления можно судить и по соотношению бюджетных (или нефинансовых) затрат к результату, и по доле реализованных на практике целей управления к публично заявленным властью целям. В зависимости от этапа процесса управления, на котором проводятся оценочные процедуры, можно выделить следующие стадии: — определение возможности оценивания; — предварительную оценку (прогнозирование возможных проблем, побочных действий, социальных эффектов, оценка выгод, рисков и т.п.); -сопровождающее оценивание (оценка реализации программ, осуществление обратной связи, корректировки действий, информирование заинтересованных сторон (стейкхолдеров)); — суммирующее оценивание (определение степени достижения целей программ, управленческих действий и степени их воздействия на социальные, экономические, политические аспекты, а также установление обратного влияния, анализ запланированных и незапланированных результатов). В качестве критериев оценки выступают: — эффективность — соотношение результатов и затрат; — простая результативность - наличие или отсутствие неких (положительных) итогов; — правильность — соблюдение установленных стандартов, правил и норм, традиций, моральных принципов; -популярность - определенная поддержка или критика деятельности государства гражданским обществом; — справедливость — распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования результатами управления в соответствии с господствующим принципом справедливости. Как отмечает А. Цыганок [261], критериями оценки могут быть также и иные характеристики, такие как способность реагировать на изменения (изменчивость или наоборот, стабильность), принципиальность, демократичность, близость результата к поставленным целям и т.д. А. Беляев и Д. Цыганков отмечают, что развитие оценки эффективности государственного управления прошло несколько этапов [29] (таблица 2). Позиция Высшего органа финансового контроля США в этом вопросе такова: по мере ускорения темпов перемен в каждой области жизни, перед национальными правительствами по всему миру встают новые и более сложные проблемы обеспечения эффективности деятельности и достоверной отчетности. Одним из средств содействия в решении данных проблем и получе- ним результатов на национальном уровне является разработка ключевых национальных показателей (индикаторов) оценки эффективности [230]. В РФ в ходе бюджетной реформы формируется и развивается система оценки эффективности государственного управления на основе внедрения системы бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 г. «О Бюджетной политике на 2008-2010 годы» Президентом РФ отмечено, что в государственном секторе будет организована эффективная система аудита результативности бюджетных расходов.
Вся работа доступна по ссылке |
|