Быстрый переход к готовым работам
|
Системный подход к оценке результативности и эффективности управления государственным имуществом в холдингах на основе сбалансированной системы показателейСложность проблемы анализа и оценки результативности и эффективности управления связана с их многоаспектностью (как при рассмотрении этих категорий применительно к продукции (услуге), так и к процессу пли системе в целом) и многоуровневостыо (государство, субъекты, отрасли, компании в целом, бизнес-единицы, структурные подразделения, бизнес-процессы, рабочие места и т.д.). Без системного подхода эту задачу не решить. Научные основы системного анализа были заложены в период второй мировой войны. Его родоначальниками считаются Дж. фон Нейман и О. Моргенштерн. Позднее зарубежные специалисты Р. Акофф, Ф. Эмери, Ст. Оптнер, Р. Льюис, X. Райфа, Ст. Бир, Дж. Форрестер и др., а также отечественные исследователи - А.И. Афоничкин [16], А.И. Ракптов [220], В.Н. Садовский [228] и др. — внесли существенный вклад в развитие и обогащение этой теории. Системный анализ— научный метод познания, заключающийся в последовательном установлении структурных связей элементов изучаемой системы. Он базируется на комплексе меюдов (общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических). Системный подход — направление методологии специально-научного познания, подкрепленного практикой, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход обеспечивает правильную постановку задач в конкретных науках и выработку эффективной стратегии их решения [31]. Согласно [220] системный подход — это направление в методологии научного исследования, изучающее объект всесторонне, во всем многообразии и совокупности взаимосвязей с окружающим миром. При этом учитывается и обратная связь. В системном подходе процессы, происходящие в природе и обществе рассматриваться как сложные системы, являющиеся составляющими элементами более общей системы. Для того чтобы получить наиболее полное п целостное представление о проблеме оценки эффективности управления государственным имуществом, рассмотреть его связи и зависимости, цели, временные аспекты, перспективы развития и иные элементы, необходимо использовать системный подход. Продемонстрируем применение системного подхода к оценке результативности и эффективности управления государственным имуществом при использовании стратегического инструмента управления - ССП (Balanced Scorecard или BSC). Применение ССП наиболее целесообразно, когда, во-первых, стоит задача, провестп диагностику эффективности бизнеса и, во-вторых, принять стратегические управленческие решения о перспективах его дальнейшего развития и/илп повышения его эффективности. Эго требуется в различных случаях - при выборе стратегии развития, внедрении инноваций, в процессе выбора варианта размещения производства, а также специализации, концентрации, комбинирования бизнеса, при освоении новых продуктов или новых рынков; для оценки целесообразности привлечения кредитов и осуществления инвестиционных проектов, оценки программ реконструкции, технического перевооружения и модернизации производства, при решении кадровых вопросов и т.п. Многие из перечисленных задач стоят сегодня перед государственными холдингами. Решение этих задач представляет собой многогранный управленческий процесс. ССП, являясь инструментом управления, обеспечивающим реализацию системного подхода, демонстрирует наиболее полное комплексное представление об организации (компании, холдинге) как социально- экономической системе, состоянии её материальных и интеллектуальных ресурсов, взаимосвязи внутренних и внешних условий деятельности, о стратегических и оперативных целях, уровнях управления, а также исторических и перспективных показателях. Учитывая возможности и преимущества ССП, с одной стороны, и объективную потребность и необходимость привлечения новых инструментов управления в компаниях стратегических отраслей, претерпевающих сегодня глобальные преобразования, с другой стороны, автором было решено адаптировать концепцию ССП для холдингов с государственным участием. Один из основных принципов ССП - описание и структурирование стратегии в операционных терминах. Для этого выделяют стратегические цели, перспективы, показатели, целевые значения показателей, причинно- следственные связи и стратегические инициативы [14; 92; 93; 150]. В экономической литературе инструментарий ССП имеет определенные различия в разных переводах и исследованиях российских и зарубежных авторов. Рассмотрим важнейшие определения, которые были использованы в ходе исследования для формирования целевых индикаторов эффективности управления в государственных холдингах. Как отмечают Р.С. Каплан и Д.П. Нортон, стратегическая карта (strategy тар) - это визуальное представление стратегии «в виде стратегических целей, показателей и причинно-следственных связей» [14; 92; 93; 150]. Стратегическая карта рассматривается в разрезе стратегических перспектив, которые являются результатом декомпозиции стратегии. Перспективы {perspectives) позволяют осуществлять декомпозицию стратегии для ее реализации. CCII выделяет четыре перспективы: финансы, клиенты, внутренние процессы, обучение персонала и рост компании [14; 92; 93; 150 и др.]. Все четыре перспективы достаточно широко известны (таблица 8). По мнению авторов концепции ССП, указанных четырех перспектив достаточно для комплексного представления деятельности компании, они также допускают введение дополнительных актуальных для нас перспектив.
Вся работа доступна по ссылке |
|