У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Нормативно-правовое регулирование выборов и правовой статус депутатов представительных органов местного самоуправления

Представительный орган местного самоуправления формируется из де­путатов, избираемых на муниципальных выборах. Согласно ст. 2 ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» депутат определен как «член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения». В соответствии с п. 13 ч. 2 действующего ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации»[1] депутат - это «лицо, избранное изби­рателями соответствующего избирательного округа в представительный ор­ган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (данная формулировка несколько отличается от первоначальной редакции, где вместо слов «муниципального образования» были слова «местного самоуправления», что не имеет принципиального зна­чения для нашего исследования.

Возможно, указанные определения не в полной мере отражают соци­ально-правовую природу института народного представительства в форме депутатства. В этой связи представляется необходимым уточнить понятие депутата представительного органа местного самоуправления. В литературе справедливо указывается, что «выборные лица являются не только защитни­ками интересов населения соответствующей территории, но и лицами, обла­дающими полномочиями по принятию решений, обязательных для населе­ния. Выборные лица сочетают в себе полномочия лица, обслуживающего население, и лица, являющегося руководителем муниципального образова­ния»[2]. Через отмеченные решения депутат осуществляет свои полномочия, предусмотренные законодательством. При этом представительство депута­том местного населения сориентировано не на противопоставлении интере­сов избирателей округа и интересов «всех граждан, проживающих на терри­тории» соответствующего представительного органа, «а на поиск разумного сочетания этих интересов, выработку и принятие таких решений, которые бы

исключали конфронтационное противопоставление отдельных групп населе-

2

НИЯ» .

Действительно, несмотря на различие в предвыборных программах, все кандидаты, ставшие депутатами представительного органа, должны решать проблемы, касающиеся всего населения, а не только тех, кто за них голосо­вал, и тем более. К этому обязывает и предмет ведения представительного органа местного самоуправления, а также полномочия депутата, предусмот­ренные муниципальным законодательством. Представляет интерес понятие депутата, которое дается в Уставе города Ростова-на-Дону[3]: «Депутат город­ской Думы - полномочный представитель городского сообщества, наделен­ный полномочиями участвовать в осуществлении функций местного само­управления посредством различных организационно-правовых форм дея­тельности городской Думы и создаваемых ею органов».

Данные концептуальные положения, как представляется, должны найти отражение в понятии «депутат». Соответственно есть основания полагать де­путатом представительного органа местного самоуправления лицо, избран­ное избирателями - жителями соответствующего избирательного округа на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном го­лосовании в представительный орган поселения, муниципального района, го­родского округа или внутригородской территории города федерального зна­чения, который выражает интересы населения муниципального образования в решении вопросов местного значения и наделенное в связи с этим необхо­димыми полномочиями

Следует заметить, что законодательно не определено и понятие «муни­ципальные выборы», которое было введено и нормативно закреплено ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе­дерации» от 6 октября 2003 г. в ст. 23. В юридической литературе при рас­смотрении вариантов определения муниципальных выборов имеются в виду: выборы представительных органов местного самоуправления; выборы колле­гиальных (представительных и иных выборных) органов местного само­

 

управления; выборы представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; выборы коллегиаль­ных (представительных и иных выборных) органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Мы солидарны с авторами, которые считают, что термин «муниципальные выборы» в наибольшей мере соответствует последнему - наиболее широкому из изло­женных вариантов[4].

Здесь необходимо сразу подчеркнуть, что в понятие муниципальных выборов включается формирование только органов местного самоуправления (прежде всего представительного органа и главы муниципального образова­ния), то есть органов власти, наделяемых полномочиями издавать веления, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образова­ния. И соответственно не включается избрание органов территориального общественного самоуправления, а также иных лиц, в целях участия в реали­зации отдельных полномочий местного самоуправления - это избрание осу­ществляется обычно на собраниях, сходах, конференциях граждан. При этом органы территориального общественного самоуправления не наделяются властными полномочиями. Отсюда, собственно, и различие в способах фор­мирования властных органов и органов общественного самоуправления.

Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления регулируются в основном нормами муниципального и избирательного права. При этом в первом случае обозначаются лишь основные вопросы и принци­пы и делаются ссылки на избирательное законодательство. Так, в ст.23, 35 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяются:

1)    цели муниципальных выборов - это избрание депутатов, членов вы­борного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц мест­ного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании (ч. 1 ст. 23);

2)                        субъекты назначения муниципальных выборов - это в общем случае представительные органы муниципального образования, а в случаях, уста­новленных федеральным законом (ниже эти случаи будут рассмотрены по­дробнее), - избирательная комиссия муниципального образования или суд (ч. 2 ст. 23);

3)                        обязательность официального опубликования (обнародования) ито­гов муниципальных выборов (ч. 4 ст. 23).

4)                        минимальная численность депутатов представительных органов местного самоуправления (ч. 6-8 ст. 35).

Остальные вопросы выборов депутатов представительных органов местного самоуправления регулируются нормами избирательного права фе­дерального и регионального уровней, о которых речь пойдет ниже.

В рассматриваемом законе (ч. 3 ст. 23) определяется также разграниче­ние полномочий федерального законодателя и законодателей субъектов Рос­сийской Федерации по регулированию избирательного процесса.

Так, только на федеральном уровне регламентируются лишь один блок, а именно гарантии избирательных прав граждан при проведении муници­пальных выборов.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся регулирование порядка назначения, подготовки, про­ведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов (федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним зако­нами субъектов Российской Федерации).

Наконец, законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Законом субъекта Рос­сийской Федерации могут быть определены условия применения видов изби­рательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от числен­ности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального об­разования и других обстоятельств (под избирательной системой законодатель понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов - допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов - об этом также ниже речь пойдет подробнее), при этом за муниципальным образованием остается право выбора вида изби­рательной систем из закрепленных в законе субъекта федерации (здесь же заметим, что в абсолютном большинстве муниципальных образований депу­таты избираются по мажоритарным одномандатным округам; редко встреча­ются иные системы, как, например, в Армавире, где согласно ст. 23 Устава муниципального образования город Армавир 35 депутатов Думы избираются по семи пятимандатным округам[5], или в Волгограде, где в соответствии со ст. 23 Устава этого муниципального образования половина из 48 депутатов из­бирается по мажоритарной системе и половина - по пропорциональной[6]).

Отметим, что указанное выше разграничение полномочий было уточ­нено федеральным законодателем Федерального законом от 21.07.2005 N 93- ФЗ о внесении изменения и дополнений в ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации»[7]. До этого все указанные выше вопросы регулировались федеральным законом и принима­емыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, то есть имело место совместное их регулирование Российской Федерацией и

 

субъектами Российской Федерации[8]. Таким образом, наблюдается сужение полномочий субъектов Российской Федерации, которое в еще большей сте­пени обусловлено даже не разграничением предметов полномочий в право­вом регулировании института муниципальных выборов, а тем, что совмест­ного ведения практически нет, поскольку федеральный центр столь деталь­нейшим образом отрегулировал порядок назначения, подготовки, проведе­ния, установления итогов и определения результатов муниципальных выбо­ров, что субъектам по существу ничего более не остается. Такой подход в общем вписывается в процесс установления более жесткой властной верти­кали в политической системе России.

 


[1] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референ­думе граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ (в ред. от 05.04.2013г.) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс».

[2] Игнатюк Н.А., Замотаев А.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право. М., 2005. С. 39. Копысова С.Г. Глава муниципального образования как инициа­тор муниципально-правовых отношений // Конституционное и муниципаль­ное право. 2009. № 4. С. 39.

[3] Устав города Ростова-на-Дону (принят решением Ростовской-на-Дону го­родской Думы от 09.04.1996 (в ред. от 15.12.2009 г.) // Официальный сайт г. Ростова-на-Дону. 2010. Октябрь.

[4] Михеева В.И. Место понятия «муниципальные выборы» в федеральном за­конодательстве // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 9. С. 43.

47

[5] Устава города-героя Волгограда (принят постановлением Волгоградского городского Совета народных депутатов от 29.06.2005 № 20/362, в ред. от 26.05. 2010 г.) // Официальный сайт г. Волгограда. 2010. Ноябрь.

[6] Устав муниципального образования город Армавир (принят решением Ду­мы муниципального образования город Армавир от 25.12.2006 г. № 263, ред. 08.11.2009 г.) // Официальный сайт муниципального образования город Ар­мавир Краснодарского края. 2010. Январь.

[7] «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федера­ции». Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 93-Ф3 // Парламентская газета. 2005. 26 июля.

[8] Худобин И.И. Правовое регулирование полномочий представительных ор­ганов местного самоуправления: на примере Белгородской области. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 77.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/26581.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.