Быстрый переход к готовым работам
|
Полномочия представительных органов местного самоуправления: содержание и особенности законодательного закрепленияВ юридической литературе и правовых актах применяются различные понятия в отношении категории «полномочия органов местного самоуправления»: компетенция органов местного самоуправления, вопросы ведения местного самоуправления, вопросы местного значения, предметы ведения местного самоуправления и т.д., что порождает разное толкование данного понятия при рассмотрении вопросов регулирования и функционирования механизма муниципальной власти. На данное обстоятельство уже обращалось внимание в литературе[1]. По справедливому замечанию О.В. Новиченко, это является одной из причин проблемы внутренних противоречий нормативных положений, превышения компетенции и присвоения «не своих» предметов ведения органами государственной власти и муниципальных образований[2]. В этой связи в контексте исследуемой темы необходимо подробнее остановиться на понятии «вопросы местного значения», поскольку оно является исходным для понятия «полномочиям органов местного самоуправления», включая и представительные органы местного самоуправления. При этом само понятие правомочия (полномочия) споров обычно не вызывает - в литературе под правомочием (полномочием) понимает права и обязанности государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица, иных участников общественных отношений, установленные нормативным юридическим актом[3]. Под вопросами местного значения следует понимать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых, осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), При этом в ст. 14-16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые определяются вопросы местного значения в зависимости от вида муниципального образования (поселение, муниципальный район, городской округ). Так, к вопросам местного значения поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и т.д. Анализ этих положений показывает, что они представляют собой пределы юрисдикции местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования. В ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывается, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон, то есть перечень вопросов местного значения не может быть расширен путем принятия отраслевых законодательных и подзаконных актов, возлагающих на органы местного самоуправления дополнительные вопросы в какой-либо сфере. В этой связи в литературе отмечается, что любые полномочия, закрепляемые за муниципальными образованиями, не могут выходить за круг, очерченный вопросами местного значения. В противном случае они будут признаны отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления[4] (под таковыми согласно ст. 19 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признаются полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным... к вопросам местного значения, и наделение которыми происходит в особом установленном законодательством порядке). Помимо вопросов местного значения, определяющих содержательную часть полномочий органов местного самоуправления, в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся другие положения, непосредственно касающиеся этих полномочий. Так, согласно ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к таким полномочиям относятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и
дополнений, издание муниципальных правовых актов; установление официальных символов муниципального образования; создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа; установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами и т.д. Как видим, общее понятие полномочий органа местного самоуправления Закон не дает, перечисляя лишь их примерный перечень. Возникает определенная коллизия между полномочиями в смысле ст. 14-16, и полномочиями в смысле ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Между тем в словаре русского языка «полномочие» определено как официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел[5]. Аналогично перечню вопросов местного значения следует отметить нечеткость формулировок отдельных полномочий органов местного самоуправления. Так, отнесенные к вопросам местного значения формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; утверждение схем территориального планирования муниципального района и т.д. (ст. 15, 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») по своей сути являются не вопросами местного значения, а конкретными полномочиями органов местного самоуправления в определенных сферах ведения муниципальной власти. Приведем пример: законодатель отнес принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов к полномочиям органов местного самоуправления, а утверждение правил землепользования и застройки - почему-то к вопросам местного значения, в то время как оба акта являются нормативными правовыми актами, принятие которого входит в полномочия представительного органа местного самоуправления[6]. Следует полагать, что соответствующие нормы закона должны быть изложены более четко. Можно привести еще пример - так, с позиции точного определения юрисдикции местного самоуправления формулировка таких вопросов местного значения, как «участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения» (п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), «организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (п. 23 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), не может быть признана приемлемой и обоснованной. Указанные вопросы входят одновременно в компетенцию органов государственной власти, и, несомненно, их реализация на практике вызывает неясности в отношении компетенции определенного уровня власти и, как следствие - проблемы финансирования в рамках данной сферы деятельности.[7]
[1] Государственный совет РФ. Местное самоуправление в РФ: состояние и перспективы развития // Муниципальное право. 2002. № 4. С. 3. [2] Новиченко О.В. О природе полномочий органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 7. С. 29. [3] Сухарев А. С. Проблемы формирования понятийного аппарата в теории административного права // Административное право и процесс. 2009. № 3. С. 21; Авакъян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь. М., 2000. С. 446. [4] Чанное С.Е. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 2008. С. 113. [5] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 571. [6] Новиченко О.В. Указ. работа. С. 29. [7] Новиченко О.В. Указ. работа. С. 30.
Вся работа доступна по ссылке |
|