Быстрый переход к готовым работам
|
Структура, аппарат представительных органов местного самоуправления и расходы на обеспечение их деятельностиВопросы, отражающие структуру (здесь под структурой мы понимаем внутреннее устройство строение чего-либо[1]) представительного органа местного самоуправления, в муниципально-правовой литературе освещаются, как правило, очень кратко и поверхностно, а нередко эти вопросы вообще выпадают из поля зрения авторов. Между тем, как будет показано ниже, оптимально сформированная структура представительного органа местного самоуправления в значительной степени способствует повышению эффективности его работы. А.С. Прудников, В.В. Еремян и А.М. Лимонов, отражая сложившуюся точку зрения и реальное положение дел, отмечают, что в структуру представительного органа муниципального образования входят комитеты и комиссии. При этом комитеты создаются как на весь срок полномочий депутатов (постоянные), так и на определенное время для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции представительного органа, а также для содействия в реализации его решений, осуществления контроля над деятельностью местной администрации, предприятий, учреждений и организаций. Комиссии могут быть также постоянные и временные[2]. Данные авторы не придают большого значения различию комитетов и комиссий, полагая даже их отождествлять. Так, определяя функциональное предназначение этих структурных подразделений, они отмечают: «Постоянные комиссии (комитеты) участвуют в разработке программ экономического и социального развития, бюджета муниципального образования, решений по другим вопросам; по поручению представительного органа, его председателя готовят проекты решений по вопросам, относящимся к сфере их деятельности, дают заключения, вносят предложения, контролируют в пределах компетенции представительного органа соблюдение действующего законодательства и выполнение решений представительного органа администрацией муниципального образования, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на его территории независимо от подчиненности и форм собственности, заслушивают по этим вопросам доклады и сообщения соответствующих руководителей, проводят проверки или депутатские слушания и др.[3] На наш взгляд, различие между комитетами и комиссиями все же следует делать. В этом смысле, как представляется, аналоговой основой может служить структура палат Федерального Собрания Российской Федерации и структура представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, где практика за прошедшие более чем пятнадцать лет но
вейшей истории уже сформировала вполне определенные подходы к содержанию структуры этих органов в целом, а также к понятию и предназначению комитетов и комиссий. Однако прежде всего необходимо уточнить общую структуру представительных органов. Анализ муниципально-правовой литературы и регламентов представительных органов государственных власти на федеральном и региональном уровнях показывает, что общая их структура вполне традицион- на и в обязательном порядке включает в себя следующие элементы: - председатель представительного органа; - заместители председателя представительного органа; - комитеты; - комиссии (постоянные и временные); - отдельные депутаты. Помимо этого могут создаваться иные органы (депутатские территориальные объединения, политические фракции и др.), о которых применительно к муниципальному уровню речь пойдет ниже. Комитеты представительных органов являются в абсолютном большинстве случаев постоянными. Так, согласно ст. 26 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Совет Федерации образует комитеты Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты являются постоянно действующими органами палаты. Совет Федерации образует постоянные комиссии и может создавать временные комиссии из числа членов палаты. Постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами. Временные комиссии создаются Советом Федерации для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Создание временной комиссии согласовывается с комитетом (комиссией) Совета Федерации, в вопросы ведения которого входит вопрос ведения этой временной комиссии[4]. Аналогичные положения содержатся также в Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Здесь указывается также, что для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия Государственной Думы может создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, комитет Государственной Думы может образовывать иные рабочие органы (ст. 27 Регламента ГД СФ РФ)[5].
[1] Ожегов С.К, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992. Т.З. С. 260. [2] Санова Л.Т. Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе // Общество и право. 2009. № 1. С. 83. [3] Прудников А.С., Еремян В.В., Лимонов А.М. Муниципальное право России. М., 2005. С. 183. [4] Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (принят постановлением ГД ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ в ред. 27.03.2013 г.) // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2013. Март. [5] Регламент Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (принят постановлением ГД ФС РФ от 22 января 1998 года № 2134- II ГД в ред. 22.03.2013 г.) // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 2013. Март.
Вся работа доступна по ссылке |
|