У нас уже 22581 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ В РАБОТАХ Н.М.КАРАМЗИНА, М.П.ПОГОДИНА, Н.Г .У СТРЯЛОВА

В настоящее время обнаруживается рост интереса к религии и церкви, прежде всего к традиционному православию. Происходящий в нашей стране процесс получил название русского религиозного ренессанса. Актуализировалась потребность людей отыскать новые духовные идеалы и ориентации взамен утраченных. Побуждения, приводящие сегодня людей к религии и церкви, различны: поиски смысла жизни, своих исторических корней, национального «я». Даже люди далекие от христианства хотят видеть в религии и церкви действенную силу, способную сыграть значительную роль в обновлении общества, утвердить подлинные духовные ценности и нравственные принципы. Все это неизбежно приводит к вопросу об особенностях исповедания православия.

Можем ли мы сегодня согласиться с тем, что православная вера

является органической сущностью «русского духа», как это утверждали в своих работах Н.М.Карамзин, М.П.Погодин, Н.Г.Устрялов? Вопрос этот актуален для нас тем, что именно с этим качеством русского народа связываются сегодня надежды на национальное возрождение России.

В этой главе мы попытаемся рассмотреть социально-историческую динамику русской религиозности, данную в осмыслении историков.

Михаил Петрович Погодин в своей работе «Историко-критические отрывки по русской истории» провозгласил: «Православная вера для России - первое и основное»[1]. Вообще, идея о том, что православие избавляет Россию от внутренних и внешних врагов, направляет деятельность государей и простолюдинов - одна у любимейших у историков. Придя к ней, они постоянно подчеркивают в своих работах роль Провидения, которое «заставляло» русский народ совершать те или иные поступки.

Анализ русской религиозности, вслед за историками, мы начнем с исторических основ - с момента принятия христианства Древней Русью.

Славяне до введения христианской веры были язычники. Но у них не было целостной мифологии, подобно древнегреческой. Были распространены отдельные божества. Кроме этого, восточные славяне приписывали сверхъестественную силу различным явлениям природы, рекам, озерам, лесам и приносили им жертвы. Своих богов славяне представляли могущественными и грозными. Богам не строили храмов, а поклонялись им на капищах, где стояли огромные истуканы. Из дерева делали изображения божеств, одушевляли их в своих представлениях, ожидали благоволения. Славяне думали, что гнев богов могут укротить волхвы или кудесники.

По замечанию Карамзина, «все народы любят веру отцов своих, и самые грубые, самые невежественные обыкновения на ней основанные и веками утвержденные, кажутся им святынею»[2]. Так и славяне языческие, закоренелые в идолопоклонстве, с великой упорностью отвергали христианство. «Многие проповедники, устрашенные дикостью славян, возвращались без успеха, объявляя, что время спасения еще не наступило для этого народа»[3].

Н.М. Карамзин, ссылаясь на Нестора, утверждает, что славяне познакомились с христианской верой еще в IX веке, во время походов на Константинополь. В Игорево время было уже много христиан в Киеве. Патриархи отправляли церковных учителей в Киев. Христианами были княгиня Ольга и князь Ярополк. Но широкое распространение христианская вера получила только после принятия православия великим Киевским князем Владимиром.

Историки сходно в основных моментах интерпретируют принятие православной веры Древней Русью, приводя легенду о выборе веры князем Владимиром. Карамзин приводит данные иностранных источников, подтверждающих тот факт, что главы Восточной и Западной Церквей присылали в Киев проповедников, склонявших к принятию своей веры[4].

Посещали Киевскую Русь и магометане с иудеями, разъяснявшие преимущества своих религий. Наконец, Владимир решил направить своих послов в разные земли. Более всего послов поразили величие и красота богослужения в греческом храме. «Важность и таинственность обрядов изумили россиян, им казалось, что сам всевышний обитает в этом храме»[5]. Выслушав всех, великий князь, решился быть христианином.

В 988 году по приказу Владимира крещение было совершено над киевлянами.

Рассуждая о принятии христианства великим князем, Николай Михайлович Карамзин отмечал, более всего, положительное нравственное влияние православия на быт и нравы Древней Руси. Христианство, с его более сложным и развитым по сравнению с язычеством культом, дало огромный толчок развитию русской культуры и искусства, смягчило характер восточных славян. Христианство дало новые моральные установки, представления о добре и зле, справедливости, долге и чести, доброте и пороке. «Предки наши были обязаны христианству лучшими правилами жизни, лучшей нравственностью»[6]. По мнению Карамзина, только христианство, имея основанием мир, любовь, надежду, смогло, наконец, смирить дикие нравы наших предков.

По замечанию Карамзина, великий князь Владимир после крещения стал другим человеком. Будучи язычником, он безжалостно расправлялся со своими врагами: истребил семейство Рогволда, обагрил руки в крови брата, приносил в жертву идолам людей. Христианство смягчило его характер.

В отличие от Карамзина, Николай Герасимович Устрялов достаточно подробно развивал выводы о последствиях введения христианской веры греческого исповедания и о влиянии Византии на дальнейшее развитие Руси. В распространении православия он видел причину того, что «судьба нашего отечества приняла совершенно иное направление от судьбы западных народов»[7]. Карамзин не продвинулся далее размышления о нравственных сторонах православия и лишь слегка намекает о политическом аспекте принятия христианства греческого образца (духовно объединила славян и варягов). Упрекнув Н.М.Карамзина за недостаточное внимание к такому кардинальному вопросу национальной истории как введение христианства на Руси, Устрялов счел необходимым устранить этот недостаток. Николай Герасимович первым придал важность событию принятия православия для судьбы народа и государства. Христианство греческого вероисповедания, по-мнению историка, положило начало самобытному государству, составило главную особенность нашей народности.

Не приходится сомневаться, что выбор веры был обусловлен в большей степени политическими соображениями правящих кругов. Кроме того, у проблемы выбора веры был и международный аспект, обусловленный постоянными этническими контактами. Византия хотела от Руси прекращения бессмысленных набегов на побережье Черного моря. Возможно, не последнюю роль играло очарование церковной службы. Таким образом, следует различать факт принятия христианства Древней Русью как историческое событие, имевшее большое политическое и культурное значение, и зарождение непосредственно христианской религиозности и веры в широких кругах русского народа, как события его духовной жизни.

Нельзя не отметить то обстоятельство, что историки видели большой положительный момент в том, что Древняя Русь приняла христианство не из Рима, а из Византии. Латинские миссионеры не обращали ни одного народа в христианскую веру, не вооружив против себя язычников, и с величайшим трудом, при неимоверных усилиях достигали цели. В каждой стране, где они проповедовали учение Христово, их встречали как непримиримых врагов. Виною тому не только упорный нрав туземцев,

 

сколько сам образ проповеди: «с латинской Библией в одной руке, с мечом в другой»[8]. Монахи, сопровождаемые войском, совершали непонятные для язычников обряды, требовали десятины и безусловного повиновения римскому папе. Такие проповеди встречали всеобщий ропот, начиналась борьба. Проповедники или гибли, или одолевали силой оружия. Так действовали в земле саксов и западных славян, так исчезли целые племена прусов и ливонцев. Вот почему трирский монах Адальберт, присланный Оттоном I при Ольге крестить русскую землю, едва спасся от ярости озлобленных руссов.

 


[1] Погодин М.П. Историко-критические отрывки по русской истории. М., 1846. С.2.

[2] Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12-ти тт. Т. I. М., 1999. Т. I. С. 53.

[3] Там же. С. 58.

[4] Карамзин Н.М. Указ.соч. Т. I. С. 101.

[5] Карамзин Н.М. Указ.соч. Т. I. С. 103.

[6] Там же. С. 107

[7] Устрялов Н.Г. Русская история до 1855 г.: В 2 ч. Петрозаводск, 1997. С.19.

[8] Карамзин Н.М. Указ.соч. Т. ]. С.107.

 

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/309887.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.