У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


История развития института участия прокурора в суде второй инстанции и при пересмотре вступивших в силу судебных решений в российском уголовном процессе

Исторический анализ зарождения и становления уголовно-процес­суального института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанции в контексте предпринятого нами диссертационного исследования объективно необходим. Невозможно глубоко изучить настоя­щее общественного или правового явления в отрыве от его прошлого. Из­вестный российский философ и ученый, В. И. Вернадский справедливо от­мечал, что «настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло. Мы прошлое познаем по настоящему... При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых пред­ставлений и искажений, неизбежно стремление связать их с прошлым. Час­то это историческое изучение является единственной возможностью их бы­строго проникновения в научную мысль и единственной формой критиче-

87

ской оценки, позволяющей отличить ценное в огромном материале...»

Предпосылки возникновения института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанции многие исследователи обос­нованно связывают с зарождением основных форм и процедур пересмотра судебных решений, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Изучению этих важных аспектов посвящены работы В. И. Рохлина,

 

Н.   Н. Ефремовой, И. К. Севастьяник и ряда других ученых, в связи с чем мы не будем предпринимать исторического исследования памятников рус­ского права и нормативных актов с позиции становления апелляционного, кассационного и надзорного производства. Однако, полагаем, необходимо проанализировать российское законодательство в контексте этапов развития прокуратуры и ее основных функций в вышестоящих судах при участии в пересмотре судебных решений.

По мнению Р. Г. Вахитовой, «в целом, в становлении и развитии рос­сийской прокуратуры необходимо и возможно различать три основных этапа: досоветский, советский и постсоветский. В рамках указанных эта­пов важно различать определенные периоды: досоветского этапа - перио­ды: с 1722 года по 1762 год, с 1762 года по 1855 год, с 1855 года по 1881 год, с 1881 года по 1917 год; советского этапа - периоды: с 1917 года по 1922 год, с 1922 года по 1941 год, с 1941 года по 1945 год, с 1945 года по начало 90-х годов; постсоветского этапа - периоды: с 1990 года по

89

1993 год; с 1993 года по настоящее время» . Данную периодизацию автор предлагала с учетом предмета ее диссертационного исследования - роли прокуратуры в механизме государства, которая изменялась в связи с раз­личными реформами и историческими событиями, происходившими в рос­сийском обществе. Мы же считаем целесообразным за основу анализа ста­новления и формирования российской прокуратуры брать определенные ве­хи в развитии отечественного уголовно-процессуального законодательства с направленностью на изучение роли органов прокуратуры в системе пере­смотра судебных решений в уголовном судопроизводстве.

Отправным моментом в данном историческом исследовании является петровская эпоха, так как именно «со времен Петра I вводятся в наше зако­нодательство многочисленные судебные инстанции и ревизионный порядок пересмотра по конструкции тогдашнего западно-европейского следствен­ного процесса»[1]. В порядке ревизии дела пересматривались палатами уго­ловного суда, департаментами Сената и даже Государственным Советом. Де­ла поступали на ревизию по требованию закона или в случае разногласия между судом и прокуратурой, судом и администрацией. Право обжалования было крайне ограничено и допускалось лишь по малозначительным делам, по

91

которым не предусматривалась ревизия .

В 1718 г. Сенат, созданный Петром I в 1711 г., приобретает статус высшей апелляционной инстанции. Логическим продолжением данных ре­форм явилось учреждение Указом Петра I от 12 января 1722 г. при Сенате должностей генерал-прокурора и обер-прокурора. Положением о должно­сти генерал-прокурора, которое было введено в действие Указом от 27 апреля 1722 г., предписывалось: «...генерал-прокуроры должны исправно смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал, а ежели что увидеть противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным разъяснением, в чем ... некоторые из не так делают, как надлежит, протестовать и оное дело остановить и немедленно донести нам»[2]. Анализ текста данного положения дал основание В. И. Рохлину для вывода о том, что изначально генерал-прокурор был подчинен напрямую непосредственно императору, что уже при создании прокуратуры в основу ее деятельности были заложены такие принципы, как подотчетность высшей государственной власти, централизация, единство системы, надзор за исполнением закона без права отменять решение, а лишь указывать на выявленное нарушение[3].

«Прокуратура в России создавалась как исполнительный орган, преж­де всего, императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее пору­чению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и ре­шениями Правительствующего сената, других центральных и местных уч­реждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше»»[4].

По мнению В. Дмитриева, после смерти Петра I роль прокуратуры сначала была сведена к минимуму, но в период царствования Екатерины II снова был сформирован так называемый надзорный тип прокуратуры[5]. В период царствования Александра I после учреждения министерств, гене­рал-прокурор возглавил Министерство юстиции. Однако авторитет проку­рорской власти на местах уменьшился, а некоторые современники, напри­мер, В. Бочкарев, вообще полагали, что вся дореформенная (до 1864 г.) про­куратура являлась «малозаметным и малозначащим придатком к полицей­скому розыску и формальному суду», что обусловливало необходимость ре-

96

организации данного института .

Это положение объективно вытекало из уголовно-процессуального за­конодательства России того периода, регламентировавшего деятельность по пересмотру судебных решений. Так, Я. И. Баршев, изучая систему обжало­вания судебных решений в дореформенный период на примере Свода зако­нов Российской империи 1832 г., отмечал: «Меры против неправильных и несправедливых приговоров могут быть двух видов: 1) они или находятся в руках самого государства, или 2) принадлежат самому обвиненному и ли­цам, прикосновенным к делу. К числу первого рода принадлежат ревизия и утверждение уголовных приговоров высшими местами и лицами. К мерам последнего рода относятся: апелляция и жалоба на несправедливое решение, протест против ничтожного и несправедливого производства дела и испра-

97

шивание помилования» .

 

[1] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб, 1996. Том 2. С. 522.

[2] Цит. по: Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб,

  1. С. 125.

[3] См.: Там же.

[4] Виноградов И. П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей (теоретико-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 11.

3 См .'.Дмитриев В. История судебных инстанций и гражданского апелляционно­го судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1859. С. 577.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/26841.html  

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.