Быстрый переход к готовым работам
|
История развития института участия прокурора в суде второй инстанции и при пересмотре вступивших в силу судебных решений в российском уголовном процессеИсторический анализ зарождения и становления уголовно-процессуального института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанции в контексте предпринятого нами диссертационного исследования объективно необходим. Невозможно глубоко изучить настоящее общественного или правового явления в отрыве от его прошлого. Известный российский философ и ученый, В. И. Вернадский справедливо отмечал, что «настоящее есть проявление прошлого, как бы далеко оно от нас ни отстояло. Мы прошлое познаем по настоящему... При крутом переломе понятий и пониманий происходящего, при массовом создании новых представлений и искажений, неизбежно стремление связать их с прошлым. Часто это историческое изучение является единственной возможностью их быстрого проникновения в научную мысль и единственной формой критиче- 87 ской оценки, позволяющей отличить ценное в огромном материале...» Предпосылки возникновения института участия прокурора в судах второй, кассационной и надзорной инстанции многие исследователи обоснованно связывают с зарождением основных форм и процедур пересмотра судебных решений, как не вступивших, так и вступивших в законную силу. Изучению этих важных аспектов посвящены работы В. И. Рохлина,
Н. Н. Ефремовой, И. К. Севастьяник и ряда других ученых, в связи с чем мы не будем предпринимать исторического исследования памятников русского права и нормативных актов с позиции становления апелляционного, кассационного и надзорного производства. Однако, полагаем, необходимо проанализировать российское законодательство в контексте этапов развития прокуратуры и ее основных функций в вышестоящих судах при участии в пересмотре судебных решений. По мнению Р. Г. Вахитовой, «в целом, в становлении и развитии российской прокуратуры необходимо и возможно различать три основных этапа: досоветский, советский и постсоветский. В рамках указанных этапов важно различать определенные периоды: досоветского этапа - периоды: с 1722 года по 1762 год, с 1762 года по 1855 год, с 1855 года по 1881 год, с 1881 года по 1917 год; советского этапа - периоды: с 1917 года по 1922 год, с 1922 года по 1941 год, с 1941 года по 1945 год, с 1945 года по начало 90-х годов; постсоветского этапа - периоды: с 1990 года по 89 1993 год; с 1993 года по настоящее время» . Данную периодизацию автор предлагала с учетом предмета ее диссертационного исследования - роли прокуратуры в механизме государства, которая изменялась в связи с различными реформами и историческими событиями, происходившими в российском обществе. Мы же считаем целесообразным за основу анализа становления и формирования российской прокуратуры брать определенные вехи в развитии отечественного уголовно-процессуального законодательства с направленностью на изучение роли органов прокуратуры в системе пересмотра судебных решений в уголовном судопроизводстве. Отправным моментом в данном историческом исследовании является петровская эпоха, так как именно «со времен Петра I вводятся в наше законодательство многочисленные судебные инстанции и ревизионный порядок пересмотра по конструкции тогдашнего западно-европейского следственного процесса»[1]. В порядке ревизии дела пересматривались палатами уголовного суда, департаментами Сената и даже Государственным Советом. Дела поступали на ревизию по требованию закона или в случае разногласия между судом и прокуратурой, судом и администрацией. Право обжалования было крайне ограничено и допускалось лишь по малозначительным делам, по 91 которым не предусматривалась ревизия . В 1718 г. Сенат, созданный Петром I в 1711 г., приобретает статус высшей апелляционной инстанции. Логическим продолжением данных реформ явилось учреждение Указом Петра I от 12 января 1722 г. при Сенате должностей генерал-прокурора и обер-прокурора. Положением о должности генерал-прокурора, которое было введено в действие Указом от 27 апреля 1722 г., предписывалось: «...генерал-прокуроры должны исправно смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал, а ежели что увидеть противное сему, тогда в тот же час повинен предлагать Сенату явно, с полным разъяснением, в чем ... некоторые из не так делают, как надлежит, протестовать и оное дело остановить и немедленно донести нам»[2]. Анализ текста данного положения дал основание В. И. Рохлину для вывода о том, что изначально генерал-прокурор был подчинен напрямую непосредственно императору, что уже при создании прокуратуры в основу ее деятельности были заложены такие принципы, как подотчетность высшей государственной власти, централизация, единство системы, надзор за исполнением закона без права отменять решение, а лишь указывать на выявленное нарушение[3]. «Прокуратура в России создавалась как исполнительный орган, прежде всего, императорской власти, осуществляющий от ее имени и по ее поручению повсеместный и постоянный надзор и контроль за действиями и решениями Правительствующего сената, других центральных и местных учреждений. Суть самой должности прокурора ее основатель Петр I выразил такими словами: «Сей чин яко око наше»»[4]. По мнению В. Дмитриева, после смерти Петра I роль прокуратуры сначала была сведена к минимуму, но в период царствования Екатерины II снова был сформирован так называемый надзорный тип прокуратуры[5]. В период царствования Александра I после учреждения министерств, генерал-прокурор возглавил Министерство юстиции. Однако авторитет прокурорской власти на местах уменьшился, а некоторые современники, например, В. Бочкарев, вообще полагали, что вся дореформенная (до 1864 г.) прокуратура являлась «малозаметным и малозначащим придатком к полицейскому розыску и формальному суду», что обусловливало необходимость ре- 96 организации данного института . Это положение объективно вытекало из уголовно-процессуального законодательства России того периода, регламентировавшего деятельность по пересмотру судебных решений. Так, Я. И. Баршев, изучая систему обжалования судебных решений в дореформенный период на примере Свода законов Российской империи 1832 г., отмечал: «Меры против неправильных и несправедливых приговоров могут быть двух видов: 1) они или находятся в руках самого государства, или 2) принадлежат самому обвиненному и лицам, прикосновенным к делу. К числу первого рода принадлежат ревизия и утверждение уголовных приговоров высшими местами и лицами. К мерам последнего рода относятся: апелляция и жалоба на несправедливое решение, протест против ничтожного и несправедливого производства дела и испра- 97 шивание помилования» . [1] Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб, 1996. Том 2. С. 522. [2] Цит. по: Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль. СПб,
[3] См.: Там же. [4] Виноградов И. П. Место и роль органов российской прокуратуры в механизме разделения властей (теоретико-правовое исследование): автореф. дис... канд. юрид. наук. Волгоград, 2000. С. 11. 3 См .'.Дмитриев В. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1859. С. 577.
Вся работа доступна по ссылке |
|