Быстрый переход к готовым работам
|
Обжалование судебных решений в апелляционном порядке и участие в нем прокурораСогласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 26 от 27 ноября 2012 г. «О применении норм Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», в апелляционном порядке могут быть обжалованы не вступившие в законную силу итоговые судебные решения (т.е. приговор, определение или постановление суда о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, определение или постановление о применении либо об отказе в применении принудительных мер медицинского характера, определение или постановление о прекращении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного воздействия), а также промежуточные решения суда (например, вынесенные в ходе досудебного производства или судебного разбирательства определения и постановления суда, не разрешающие по существу уголовное дело или не завершающие производство в отношении конкретного лица, а также судебные решения, вынесенные в процессе исполнения итоговых судебных решений). Безусловно, исчерпывающий анализ участия прокурора[1] в апелляционном производстве по обжалованию всех указанных выше окончательных решений, а также промежуточных решений федеральных судей не возможен в рамках настоящей работы. В связи с этим исследованию будут подвернуты
исключительно проблемные вопросы участия прокурора в апелляционной инстанции в связи с пересмотром обвинительных и оправдательных приговоров судей. В силу особенностей процедуры апелляционного производства суд апелляционной инстанции не только осуществляет контрольные полномочия по отношению к решениям суда первой инстанции, но и разрешает уголовное дело по существу146. Обычно в апелляционном производстве выделяли два этапа, различающиеся по характеру и направленности процессуальной деятельности: апелляционное обжалование и рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции. Однако буквальное толкование установлений главы 45.1 УПК РФ дает основание для вывода о наличии между этими двумя этапами еще одного этапа - на нем судья суда апелляционной инстанции (в будущем - судья- докладчик) осуществляет контрольную и организационноподготовительную деятельность, связанную с проверкой действий и решений судьи суда первой инстанции на предмет соответствия требованиям статей 389.6 и 389.7 УПК РФ, а также принимает решение о назначении судебного заседания суда апелляционной инстанции (ст. 389.11 УПК РФ). Анализ процессуальной деятельности на этапе апелляционного обжалования привел А. А. Динера к выводу о том, что действия, которые должен выполнить судья перед направлением дела в апелляционный суд, можно подразделить на три этапа: проверка соблюдения порядка принесения жалобы (представления); анализ жалобы (представления) для установления наличия либо отсутствия предмета и субъекта обжалования; проверка соблюдения процессуальных сроков обжалования147. Однако, представляется, данное структурирование процессуальной деятельности не в полной мере раскрывает сущность исследуемого участка апелляционного производства (в частности, первый этап поглощает третий, так как порядок принесения жалоб подразумевает и соблюдение процессу-
|46См.: Червоткин А. С. Апелляция и кассация: пособие для судей. М: Проспект,
Ряд указанных нами этапов непосредственно связан с проблемами участия прокурора в апелляционном обжаловании решений суда первой инстанции, которые в дальнейшем и будут нами рассмотрены в рамках настоящего параграфа. Именно при обжаловании и пересмотре данных судебных решений в полной мере проявляют себя черты апелляционного производства, позволяющие максимально четко уяснить особенности процессуальной деятельности государственного обвинителя - прокурора-апеллянта. Нужно учитывать, что специфика апелляционного суда оказывает определяющее воздействие на функциональную направленность деятельности прокурора. Конституционный Суд РФ отмечал, что «в силу особенностей процессуального статуса данного суда он не только выполняет контрольные функции по отношению к решениям мирового судьи, но и разрешает уголов
ное дело по существу, руководствуясь правилами, установленными законом для производства в суде первой инстанции. С учетом этого Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (статья 367)... предоставляет суду апелляционной инстанции возможность самому исправить любые ошибки и нарушения, допущенные нижестоящим судом»[2]. (Однако согласно п. 4 ч. 1 ст. 389.20 УПК РФ апелляционный суд теперь может отменить окончательное решение суда первой инстанции и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции со стадии подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства - что, как представляется, противоречит и сути апелляционной инстанции, и вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ). Анализ указанной цитаты из определения Конституционного Суда РФ позволяет сделать очень важный вывод о функциональной направленности деятельности самого апелляционного суда: он разрешает дело по существу и пересматривает не вступившие в силу решения судей, что предполагает определенное соотношение и функций основных участников апелляционного производства. В таком режиме осуществления процессуальной деятельности прокурор должен выполнять функцию обвинения (поддерживая обвинительный тезис перед вышестоящей судебной инстанцией) и функцию надзора за исполнением законов — при внесении им апелляционных представлений на незаконные и необоснованные решения суда первой инстанции либо при поддержании доводов иных апелляционных жалоб на незаконные и необоснованные решения суда. Эти две базовые функции предполагают и выполнение прокурором иных взаимосвязанных с ними функций (функцию поддержания доводов апелляционного представления, функцию поддержания гражданского иска, функцию охраны прав и законных интересов участников уголовного процесса). Степень выраженности той или иной составляющей в процессуальной деятельности прокурора в апелляционном суде зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела и от повода к апелляционному производству. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ[3] за 2005 г., большую часть дел, поступивших в апелляционную инстанцию, по- прежнему составляли дела по апелляционным жалобам на судебные постановления, вынесенные по существу дела - 15,7 тыс. или 55% от общего числа поступивших дел, по апелляционным представлениям - 8,3 тыс. или 31%. Сходная ситуация по процентному соотношению апелляционных жалоб и представлений наблюдалась и в 2006 году: дела по апелляционным жалобам на судебные постановления, вынесенные по существу дела, составили 19 тыс. или 55,9% от общего числа поступивших дел, по апелляционным представлениям - 10,6 тыс. или 31,5%. 143 Здесь и далее «прокурор» упоминается в значении «государственный обвинитель», «вышестоящий прокурор», «прокурор, которому вышестоящим прокурором поручено принесение апелляционного представления и (или) поддержание представления в апелляционном суде» - если иное не оговорено в тексте работы. [2] Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Челябинска о проверке конституционности части третьей статьи 367 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 25 дек. 2003 г. № 500-0 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 1.12.2011). [3] Здесь и далее в диссертации использованы данные судебной статистики за 2005-2010 гг. с официального сайта Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2005 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/ material.asp?material_id=107; Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2006 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/material.asp?material_id=217; Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2007 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/statistics.asp?search_frm_auto=l&dept_id=8; Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2008 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/statistics.asp7search_frm_auto =l&dept_id=8; Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2009 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=302; Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2010 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=5&item=577. (дата обращения: 1.11.2011); Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2011 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=951 (дата обращения: 1.06.2012); Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2012 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=1775 (дата обращения: 1.04.2013).
Вся работа доступна по ссылке |
|