У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Различные подходы к исследованию языкового сознания в психолингвистике

Термин «языковое сознание» в последние годы активно применяется в работах исследователей разных областей науки. В последние несколько десятилетий исследования языкового сознания стали приоритетным направлением психолингвистики. Проводится огромное количество исследований, направленных на изучение структуры и содержания разных фрагментов сознания; разрабатываются различные модели сознания, изучается характер ассоциативных связей между компонентами ассоциативного поля. Представляется, что теория языкового сознания может

34

 

выступить теоретической опорой при моделировании когнитивной структуры значения слова у ребенка в возрасте от 4 до 11 лет. В связи с этим необходимо рассмотреть основные положения теории языкового сознания.

Термин «языковое сознание» в последние годы активно используется в работах психолингвистов, а сама проблематика исследования языкового сознания занимает ведущее место в деятельности психолингвистов последних лет, что не удивительно, так как в само понятие «языковое сознание» интегрированы две значимые для психолингвистики области: психология и лингвистика, тесную связь которых мы наблюдаем в действительности.

Однако теория языкового сознания, к сожалению, предлагает только общую рамку описания структуры и содержания фрагмента сознания, вербализуемого единицами языка. В связи с этим в психолингвистике используется несколько конкурирующих/пересекающихся понятий, таких как языковая способность, речевая способность, языковая компетенция и пр. Так, например, А.А. Леонтьев и A.M. Шаханрович используют термин «языковая способность»; А.А. Залевская придерживается термина «психофизиологическая речевая организация индивида» или «индивидуальная речевая система»; Н. Хомский использует в своих работах термин «языковая компетенция», а Т.Н. Ушакова - «речевая способность». Ввиду такого разнообразия терминов, описывающих один и тот же процесс, представляется важным уточнить определение понятия «языковое сознание».

Понятие «языковое сознание» было введено в научный оборот Е.Ф. Тарасовым в 1970-х годах. Согласно определению, предложенному автором теории, языковое сознание представляет собой «совокупность образов сознания, овнешняемых при помощи языковых средств - слов, свободных и устойчивых словосочетаний, предложений, текстов и ассоциативных полей» [Тарасов 2004: 36]. Е.Ф. Тарасов сводит изучение языкового сознания к анализу языковых единиц, с помощью которых овнешняется   сознание.   По   мнению   исследователя,   сознание   человека

35

 

существует в виде ментальных образов, а также в овнешнении этих ментальных образов в виде деятельности предметов. Данные формы сознания (внутренние ментальные образы, деятельность и ее предметные продукты) могут быть описаны, зафиксированы при помощи знаков [Тарасов 1993: 7].

Н.В. Уфимцева в статье «Языковое сознание и модусы его исследования» приходит к выводу, что под языковым сознанием понимается совокупность структур сознания, в формировании которых использовались социальные знания, связанные с языковыми знаками. В основе формирования сознания, по мнению ученого, лежат факторы врожденные и факторы, приобретенные в процессе социализации [Уфимцева 2009].

А. А. Залевская, анализируя работы по языковому сознанию советских и зарубежных авторов, указывает на то, что языковое сознание - это достояние индивида. Языковые средства обеспечивают доступ ко всему богатству многостороннего опыта человека. Исследователь говорит о том, что слово для индивида представляет своеобразный ориентир, с помощью которого индивид обращается к предшествующему опыту, актуализируемому в определенное время в определенном ракурсе. «Через слово происходит выход на образ мира, а на табло сознания выводятся лишь конечные продукты взаимодействия множества процессов, посредством которых реализуется неосознаваемый учет обширнейших сетей выводных знаний и связанных с ними переживаний при воздействии комплекса внешних и внутренних факторов» [Залевская 2007: 164]. Исследователь определяет ядро языкового сознания на основе реакций, имеющих наибольшее количество ассоциативных связей с разными словами в ассоциативно-вербальной сети, построенной на базе данных ассоциативного эксперимента.

П.Я. Гальперин рассматривал языковое сознание как один из видов общественного сознания, закрепляемых языковыми формами. Языковое сознание, по мнению П.Я. Гальперина, является отражением не вещей самих

36

 

по себе, а тех общественных представлений об этих вещах, которые обязательны при всяком речевом сообщении на этом языке. При этом понятие «языковое сознание» одновременно отличается от других видов общественного сознания. Таким образом, ученый связывает языковое сознание, с одной стороны, с внеязыковым содержанием, а с другой - с формальными структурами изучаемого языка [Гальперин 1977].

Теория языкового сознания была разработана с опорой на теорию сознания, представленную в работах таких известных психологов и философов, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.К. Мамардашвили, В.П. Зинченко и других.

Так, Л.С. Выготский рассматривал сознание как отражение объективной реальности, то есть в какой-то мере удвоение реальности. По мнению ученого, социальное выступает одной из причин удвоения реальности, при этом сознание вторично, а социум первичен. То есть система мыслей человека предварительно организует его поведение, так как человек сначала подумал, а потом сделал то, о чем подумал. При этом сознание не может быть полностью идентичным реальности. Следовательно, в сознании может содержаться только часть того, что есть в мире. Л.С. Выготский видит сознание как продукт развития общества, как структуру поведения, считая его частным случаем социального опыта.

Анализируя структуру сознания, ученый разделял сознание на системное и смысловое. Под системным строением он понимал совокупность отношений отдельных функций между собой. Под смысловым строением сознания он рассматривал систему обобщений, с помощью которых совершается осмысление человеком окружающего его мира, а само появление системного и смыслового строения сознания связывал с появлением речи.

Считая сознание не суммой отдельных процессов, а системой, исследователь утверждал, что ни одна функция сознания не может развиваться изолированно. Развитие той или иной функции зависит от того, в

37

 

какую из структур - системную или смысловую, она входит. Процесс психического развития человека состоит в перестройке системной структуры сознания в смысловую. При этом переход от одной структуры сознания к другой осуществляется только посредством развития значения слова. Следовательно, ключом к пониманию сознания являются мышление и речь. Движение, по Л.С. Выготскому, идет от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, а затем выражается в значениях внешних слов и, наконец, в словах. Иными словами, движение идет от мысли к слову.

Развитием представлений Л.С. Выготского о структуре сознания являются концепции А.Н. Леонтьева и В.П. Зинченко. Важнейшими составляющими сознания они признают значения, так как именно значения представляют собой форму существования предметного мира, его свойств, связей и отношений в сознании индивида. Именно значения лежат в основе механизма передачи знаний от поколения к поколению, поскольку, становясь идеальной формой существования предметного мира, они приобретают квазисамостоятельное существование и постоянно воспроизводятся в сознании отдельных индивидов, управляют их внутренней и внешней деятельностью.

По мнению А.Н. Леонтьева, первоначально сознание существует только в форме психического образа, который и открывает человеку окружающий его мир. На более позднем этапе предметом сознания становится также деятельность. А.Н. Леонтьев рассматривает сознание через призму марксизма, считая, что именно труд создает человека вместе с его сознанием. Трудовая деятельность, как рассуждает А.Н. Леонтьев, изначально направлена на результат, но для того, чтобы достигнуть этого результата, сам результат должен быть заранее представлен человеку. Это представление и есть, по мнению исследователя, сознание. В связи с этим суть сознания составляют психические образы продукта как цели деятельности.

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/52044.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.