У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формирование структур языкового сознания ребенка в процессе социализации

Поскольку сознание представляет собой некий продукт, появившийся в результате развития общества, оно социально по своей природе, а следовательно, язык как средство отражения сознания социален. Формирование структур языкового сознания происходит в результате взаимодействия между ребенком и социумом, обозначенного в науке термином «социализация». Под социализацией понимается процесс усвоения социальных норм и освоение социальных ролей, принятых в конкретном обществе; процесс, начинающийся в младенчестве и длящийся всю жизнь [Садохин 2005].

Процессы социализации протекают в определенной социальной среде, так как вне социальной среды личность сформироваться не может. Для того чтобы упростить процессы социализации, используются различные институционализированные формы интеракции между ребенком и социумом, такие как воспитание, обучение и пр.

При этом общая направленность процесса социализации состоит в переходе от внешних к внутренним, сознательным регуляторам поведения человека.

Психологи не раз обращали внимание на то, какую огромную роль в развитие психики человека играет социум.

Л.С. Выготский полагал, что любая форма человеческой психикипервоначально    складывается    как    внешняя    социальная    форма

44

 

общения между людьми и только затем при помощи интериоризации становится отдельным психическим процессом отдельного человека. Ученый вводит в психологию понятие «вращивание», под которым понимает процесс преобразования внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания [Выготский 1984].

А.Н. Леонтьев считал, что принципиальное значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную. По мнению А.Н. Леонтьева, главным в развитии ребенка является присвоение ребенком достижений предшествующих поколений, при этом достижения изначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний и с помощью интериоризации становятся внутренними. Только при помощи деятельности ребенок может отразить значение этих достижений в сознании. А так как ребенок до определенного возраста еще не способен выполнить деятельность сам, она строится путем взаимодействия ребенка с окружающими его взрослыми. Основу изучения интериоризации, по мнению ученого, составляет анализ совместной деятельности взрослого и ребенка и связанных с нею психических функций. Таким образом, любое знание об окружающем мире может быть усвоено ребенком только путем выполнения определенных действий в контексте «ребенок - предмет -взрослый».

А.Н. Леонтьев ввел в психологию понятие «личностный смысл», который представляется им как элемент сознания, позволяющий взаимодействовать индивидуальному и общественному (внешнему и внутреннему) в сознании человека [Леонтьев 2005. Разграничивая психологическое значение и личностный смысл, А.Н. Леонтьев указывает на то, что на первоначальных этапах формирования сознания психологические значения выступают слитно с личностными смыслами, однако далее каждое из них отделяется, приобретая свои формы, образующие индивидуальное сознание. Если значения, усваиваемые извне, объективны, то личностный

45

 

смысл индивидуален. «В отличие от значений личностные смыслы, как и чувственная ткань сознания, не имеют своего "надындивидуального", своего "не психологического" существования» [Леонтьев 2005: 52]. В индивидуальном сознании усваиваемые извне значения психологизируются, превращаясь в психологическую категорию, таким образом, в сознании субъекта значения реализуют те или иные смыслы, и, наоборот, смыслы воплощаются в значениях. Личностный смысл является субъективным значением определенного объективного значения. Следовательно, значения, превращаясь в личностные смыслы, позволяют взаимодействовать общественному (социальному) с индивидуальным в сознании человека.

По мнению С.Л. Рубинштейна, сознание человека формируется в процессе общения между людьми. Языковое сознание по природе своей социально, учитывая, что сам материал, которым оперирует ребенок в своей речи, является общественным продуктом. Большое влияние на развитие речи ребенка оказывает непосредственное общение его сначала с родителями, а затем и с более широким кругом. Общение ребенка с родителями, педагогами, их указания и вопросы требуют от ребенка более точного, более понятного, связного и совершенного построения, что, в свою очередь, оказывает влияние на становление когнитивных структур языкового сознания [Рубинштейн 2011].

И.Н. Горелов и К.Ф. Седов в работе «Основы психолингвистики» описывают несколько экспериментов с детьми, которые проводились для того, чтобы прояснить природу формирования языкового сознания. Так, исследователи описывают эксперимент, проводившийся монгольским ханом Акбаром. Цель данного эксперимента состояла в том, чтобы выяснить, на каком языке заговорят дети, если их поместить в совершенно изолированные от социума условия, отдав на воспитания немым кормилицам. В результате эксперимента дети научились выражать свои желания и потребности с помощью языка жестов. Однако подобные эксперименты вызывали нарушение  интеллектуально-речевого  развития,  связанное  с  недостатком

46

 

коммуникативного воздействия взрослых на ребенка в раннем возрасте. Эти факты подтверждают, что языковое сознание формируется именно в процессе социализации [Горелов 1997].

По мнению советского психолога Д.Б. Эльконина, развитие структур языкового сознания также непосредственно связано с процессом социализации ребенка. Возникновение ряда новых видов деятельности приводит к интенсивному развитию коллективной жизни детей дошкольного возраста: на этой основе создаются коллективы детей, расширяется круг жизненных отношений ребенка. Изменение образа жизни ребенка, формирование новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности приводят к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, появляется новая форма речи: сообщение в виде монолога, рассказа о пережитом и увиденном. На основе развивающейся жизни в коллективе возникает необходимость сговариваться об общем замысле деятельности, следовательно, развивается диалогическая речь. В связи с развитием самостоятельной практической деятельности у ребенка возникает потребность в формулировании собственного замысла, в рассуждении по поводу выполнения действий. Следовательно, возникают интеллектуальные функции речи, которые находят свое выражение во «внутреннем монологе». Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослому.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/52044.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.