У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Особенности становления языковой способности у ребенка

Овладение языком - длительный процесс формирования языковой способности ребенка, когда в результате общения со взрослыми у ребенка

48

 

складывается несколько последовательно сменяющих друг друга языковых систем. Изменение образа жизни ребенка, возникновение новых потребностей и новых видов деятельности, формирование отношений с окружающими людьми неизбежно влечет за собой изменение этих ЯЗЫКОВЫХ систем.

Как известно, правила, с опорой на которые используется тот или иной компонент языковой способности, различны по своей сложности у взрослых и у детей. Очевидным является и то, что компоненты языковой способности развиваются в ходе онтогенетического развития, а это означает, что языковая способность не является одномоментным отражением языка, а представляет собой динамичный процесс. Таким образом, постепенно в сознании ребенка формируются все компоненты языковой способности.

Как уже было отмечено ранее, существуют две принципиально различные точки зрения на природу происхождения и развития языковой способности. С одной стороны, в онтогенезе ясно прослеживается социальное влияние: дети усваивают тот язык, который используется в их ближайшем окружении, языковые нормы регулируются и поддерживаются социумом, а с другой - речь младенца, особенно на ранних этапах, развивается как бы по своим автономным биологическим законам, не зависящим от желаний окружающих и слабо поддающимся корректировке.

Два приведенных выше взгляда на природу языковой способности привели к появлению двух альтернативных точек зрения в науке. Так, Н. Хомский считал, что языковая способность человека является врожденной. Он предложил концепцию врожденного, биологически наследуемого характера языковой способности. При этом роль языковой среды сводится к предоставлению материала, а язык, который заложен в человеке от рождения, ученый считает бедным и неправильным. Тем не менее, данная концепция не нашла свое подтверждение в экспериментальных исследованиях, что заставило учеников Н. Хомского впоследствии отказаться от нее [Хомский 1972].

49

 

Другой точкой зрения является теория имитации и практики, которая, в сущности, не противостоит теории Н. Хомского, а также предполагает наличие каких-то врожденных схем, на основе которых ребенок, слыша готовые образцы речи взрослых, приспосабливает свою речь к этим образцам, когда в результате многократного повторения формируется некоторый опыт употребления правильных форм. Отметим, что данная точка зрения также не нашла подтверждения в психолингвистических исследованиях.

Наконец, третья точка зрения состоит в том, что языковая способность - явление исключительно социальное, которое формируется под влиянием окружающих факторов, а главное - вследствие потребности человека в общении и реализации коммуникативных намерений в различных ситуациях. По мнению Л.С. Выготского, только в процессе общения с другими людьми языковая способность может развиваться. Правила и знания при этом выводятся ребенком в процессе деятельности по овладению объективным миром. Развитие языковой способности в данном случае происходит в процессе его общения с окружающим миром, при котором человек с самого рождения не просто имитирует образы, а присваивает язык как часть общечеловеческого опыта и достижения. Л.С. Выготским было выдвинуто положение о том, что речь изначально разделена между двумя людьми, в связи с чем семантическая стороны высказывания формируется в детской речи последовательно: функция социальной связи - речь для других - речь для себя.

A.M. Шахнарович рассматривает языковую способность как человеческое приобретение в ходе эволюции, считая языковую способность главным отличием от животных. Исследователь полагает, что при овладении системой языка формируется система элементов, коррелирующая с системой языка. Так, он указывает, что «языковая способность - это многокомпонентная функциональная система, являющаяся средством отражения   и   генерализации   элементов   системы   родного   языка.   Это

50

 

конструкт, функционирующий по определенным правилам. Таким образом, языковая способность - это некоторая система элементов и правил их реализации» [Шахнарович 2007: 213]. Ученый полагает, что языковая способность человека состоит из компонентов, позволяющих решить ту или иную коммуникативную задачу: фонетического, лексического, грамматического и семантического, особое место среди которых занимает семантический компонент, отвечающий за выбор адекватного значения. Выбор компонента, по мнению A.M. Шахнаровича, является необходимым этапом порождения речевого высказывания. Основанием же для выбора адекватных средств выражения коммуникативной ситуации служит семиотико-ситуативный анализ, в результате которого выявляются значимые для общения и деятельности элементы ситуации [Шахнарович 2007].

Вместе с тем исследователь предполагает, что существует некий промежуточный уровень, который и определяет переход от практических действий к правилам речевой деятельности. На этом уровне на ранних этапах развития существуют образы - эталоны, которые исследователь объясняет как некоторые корреляты, представляющие собой результат обобщающей деятельности сознания и существующие в форме значений, чувственной материализацией которых являются сначала предметы материального мира, а затем, по мере развития ребенка - знаки языка. Ребенок познает связи и отношения между предметами в процессе игровой деятельности, овладевая при этом элементами языка. Знания о предметах и их отношениях так или иначе закрепляются в сознании ребенка посредством языка.

A.M. Шахнарович считал, что главным в развитии речи является обобщение языковых явлений на основе развития социальной по своей природе предметной деятельности детей. На каждом этапе развития обобщение характеризуется некоторыми особенностями, определяемыми объемом обобщаемого материала, уровнем развития предметных действий и способом обобщения.

51

 

В работе «К проблеме языковой способности», рассуждая о природе языковой способности, A.M. Шахнарович пишет: «Условия же человеческого существования таковы, что, как только он перестает быть связан с матерью биологически, он оказывается связан со всеми взрослыми социально. Эта связь и реализуется в конечном счете в той функциональной системе, в качестве которой выступает языковая способность» [Шахнарович 1991: 186].

Исследователь не отрицает и роли природных факторов в развитии языковой способности, но говорит о том, что важно учитывать, что функциональные системы языка не являются врожденными, а прижизненно формируются, для исследователя «это механизм, психофизиологический по природе, но формируемый прижизненно, под воздействием социальных влияний, организованный по принципам иерархии» [Шахнарович 1991: 185]. Биологическая же основа языковой способности не является достаточным условием овладения языком, развития языковой способности. Так как закрепление смыслов возможно на основе предметной и практической, социальной по характеру деятельности ребенка, A.M. Шахнарович предполагает, что источником языкового развития ребенка является все же не врожденная схема, а деятельность.

Учитывая тот факт, что язык осваивается как средство коммуникации, автор пишет о том, что когнитивное развитие ребенка опережает речевое, накладывает на развитие и использование лингвистических структур ограничения, которые можно охарактеризовать как коммуникативные, что определяет стратегии освоения лингвистических явлений. Таким образом, ребенок выбирает те средства, которые подходят для той или иной ситуации общения.

Процесс формирования языковой способности в онтогенезе рассматривается как развитие связей, устанавливаемых ребенком между языковыми знаками и действительностью, которые развиваются по мере развития познавательных способностей ребенка, по мере усложнения и расширения круга коммуникативных ситуаций и предметной деятельности.

52

 

По мере развития практических навыков формируется сама языковая способность. По характеру психологической структуры деятельности исследователь выделяет следующие типы игровых действий ребенка: манипуляции предметные, атрибутивные, изобразительные и ролевые.

Эти действия A.M. Шахнарович делит на два типа: действия, не требующие взаимодействия (общения), и действия, предполагающие совместную реализацию. В первую группу входят манипуляции и предметные действия, во вторую - атрибутивные, изобразительные, ролевые действия. Данная классификация действий позволяет автору выделить две системы отношений в процессе развития индивида, которыми он овладевает: отношения между людьми и отношения между предметами.

Некоторые исследователи признают и социальную, и когнитивную природу развития языковой способности ребенка, подчеркивая при этом роль биологического фактора. И.Н. Горелов считал крайне важными врожденные механизмы ребенка, необходимые для формирования таких функциональных систем, как языковая способность.

Тем не менее, нельзя забывать и о значении природных факторов в формировании языковой способности. Так, ребенок обладает артикуляционным аппаратом, слухом, рядом врожденных рефлексов и инстинктов, которые помимо биологической функции постепенно приобретают социальное назначение. По мнению А.А. Леонтьева, развитие языковой способности представляет собой, с одной стороны, процесс общения взрослых и ребенка, поэтапно развивающийся процесс; с другой стороны - процесс развития предметной и познавательной деятельности ребенка [Леонтьев 1983].

СВ. Плотникова, анализируя различные подходы к природе языковой способности, приходит к выводу о том, что языковая способность - это механизм, психофизиологический по природе, но формируемый прижизненно, под воздействием социальных явлений. Языковая способность ребенка    обусловлена    внутренне    -    генетически    заложенной    в    нем

53

 

материальной основой языкового развития мозга и артикуляционных органов. Биологическая природа современного ребенка обеспечивает его готовность к восприятию речи взрослых; он обладает всеми потенциальными способностями к овладению языком.

Исследователь выделяет два типа процессов, являющихся предпосылками возникновения языковой способности ребенка: неречевой и речевой. Неречевой процесс связан с предметной деятельностью самого ребенка, то есть постепенным знакомством с окружающим миром в ходе чувственного, сенсорно-моторного восприятия мира и с вступлением в разнообразные виды деятельности.

Речевой процесс связан с речевой деятельностью взрослых и с общением взрослых с ребенком. Исследователь пишет, что «первоначально процессы общения ребенка с матерью носят односторонний характер и заключаются во втягивании ребенка в акт общения. Но затем они становятся актами знакомства ребенка с миром звуковой и жестовой символики. В дальнейшем ребенок становится партнером в диалоге, он реализует свои первые интенции еще на дословном уровне, но уже с помощью звуков» [Плотникова 2011: 11].

Поскольку становление языковой способности происходит в несколько этапов, исследователями-психологами были разработаны различные периодизации онтогенетического развития. Некоторые из подобных классификаций будут рассмотрены ниже.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/52044.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.