У нас уже 22591 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Обработка экспериментальных данных, полученных в ходе проведения первого этапа эксперимента по составлению дефиниций (ЭД1)

Эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагается сформулировать определение понятия, выражаемого предъявленным словом-стимулом, часто используется в психолингвистике и позволяет, в первую очередь, существенно сократить количество таких побочных реакций, как контекстуальные реакции, неинтерпретируемые реакции, реакции на основе повтора и отказы. Эти реакции крайне частотны при проведении ассоциативного эксперимента в детской аудитории. Во-вторых, такой эксперимент позволяет выявить, какими стратегиями пользуются испытуемые при формулировании определения.

Следует отметить, что цель эксперимента не заключалась в выявлении того, насколько грамотно ребенок на определенном этапе взросления может сформулировать дефиницию. Иными словами, дефиниции, предлагаемые испытуемыми, представляют собой наивную попытку проинтерпретировать значение предъявленного слова-стимула и описать стоящий за словом-стимулом объект/явление.

В силу специфики экспериментальной группы данная часть эксперимента также проводилась в группе и индивидуально. С детьми, обучающимися в дошкольном учреждении, и с детьми, учащимися в первом классе школы, эксперимент проводился индивидуально в виде беседы. С учащимися 2-4 классов эксперимент проводился в групповой форме в виде письменного анкетирования.

На этапе планирования эксперимента по определению дефиниций была разработана следующая гипотеза. Поскольку в ходе проведения АЭ было выявлено, что в сознании ребенка в возрасте 4-5 лет (самые маленькие испытуемые)    предмет,    обозначаемый    словом-стимулом,    фиксируется

155

 

гештальтно. Следовательно, дефиниции, предложенные детьми в этой возрастной группе, будут, вероятно, строиться с опорой на внешние параметры: действие предмета, действие с предметом. Поскольку содержательную основу сознания ребенка составляет личностный перцептивный опыт, другая возможная стратегия построения дефиниции, вероятно, будет состоять в опоре на элементы этого личностного опыта. По мере взросления ребенка личностный перцептивный опыт вытесняется абстрактным мышлением, а значит, более старшие испытуемые будут давать больше определений, основу которых составляют понятийные компоненты.

Как указывается в толковых словарях, дефиниция - это определение, истолкование какого-либо понятия [Лопатин 2007]. Во-первых, дефиниция должна содержать перечисление свойств, характеристик определяемого понятия; называть существенные признаки, отличающие это понятие от других; давать указание на класс предметов, из числа которых необходимо выделить описываемый предмет. Во-вторых, дефиниция не должна быть слишком широка; не должна определяться через саму себя или через синоним; не должна быть двусмысленна или метафорична; не должна быть предвзята. Таким образом, при формулировании дефиниции не должно быть дефиниций, которые могут быть отнесены к группам метафора, моделирование ситуации, дробление, контекстуальные реакции, неинтерпретируемые, эмотивные реакции, повтор стимула.

Так как эксперимент по формулированию дефиниций был направленным, в ходе него ожидалось, что испытуемые будут давать рефлексивные ответы, а следовательно, прибегать к отличным от АЭ стратегиям, в ходе обработки полученных результатов возникла необходимость уточнить и дополнить классификацию по характеру механизма ассоциирования:

1) категоризация (то, как понятие представлено в сознании ребенка):

а)    родовидовые    отношения    (например,    карандаш    -   это

письменная принадлежность; рисование - это искусство, занятие);

156

 

б)    метафора (называние сходного по образу предмета с
предметом, обозначаемым словом-стимулом (например, карандаш -
это палочка такая; кукла - игрушечная девочка или мальчик);

в)  объективный признак предмета (например, конфета - это
сладкая такая конфета в фантике; подарок - это что-то приятное);

г)   действие - действие предмета, действие с предметом
(например, кукла - в которую играют; кукла - это, с чем играют);

д)     дробление («препарирование» обозначаемого словом-
стимулом предмета на составные части (например, карандаш - это
грифель и древесина; семья - это папа, мама, дочка и сыночек);

2) по способу ассоциирования:

а) контекстуальные реакции:

  • называние предметов, находящихся в поле зрения испытуемых (например, дерево - это, вон посмотрите в окно, там тоже дерево);
  • называние предметов, находящихся вне поля зрения испытуемых, но часто встречаемых в данный период (например, карандаш - каштан);

б) повтор (например, дом - домик);

в) шаблон;

г) повтор одного из предыдущих стимулов или реакция на один
из предыдущих стимулов (персервативные реакции);

3) реакции, в которых проявляется синтагматика:

-  моделирование ситуации (например, игра - это, когда дети играют в
игру, например в «казаки-разбойники»);

  1. неинтерпретируемые (личностные) реакции (например, рисование -я на рисование тоже хожу, но сегодня мне не надо);
  2. отказы.

Реакции испытуемых, относящиеся ко всем возрастным группам, были расклассифицированы  с  опорой на данную  классификацию.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/52044.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.