Быстрый переход к готовым работам
|
Обработка экспериментальных данных, полученных в ходе проведения первого этапа эксперимента по составлению дефиниций (ЭД1)Эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагается сформулировать определение понятия, выражаемого предъявленным словом-стимулом, часто используется в психолингвистике и позволяет, в первую очередь, существенно сократить количество таких побочных реакций, как контекстуальные реакции, неинтерпретируемые реакции, реакции на основе повтора и отказы. Эти реакции крайне частотны при проведении ассоциативного эксперимента в детской аудитории. Во-вторых, такой эксперимент позволяет выявить, какими стратегиями пользуются испытуемые при формулировании определения. Следует отметить, что цель эксперимента не заключалась в выявлении того, насколько грамотно ребенок на определенном этапе взросления может сформулировать дефиницию. Иными словами, дефиниции, предлагаемые испытуемыми, представляют собой наивную попытку проинтерпретировать значение предъявленного слова-стимула и описать стоящий за словом-стимулом объект/явление. В силу специфики экспериментальной группы данная часть эксперимента также проводилась в группе и индивидуально. С детьми, обучающимися в дошкольном учреждении, и с детьми, учащимися в первом классе школы, эксперимент проводился индивидуально в виде беседы. С учащимися 2-4 классов эксперимент проводился в групповой форме в виде письменного анкетирования. На этапе планирования эксперимента по определению дефиниций была разработана следующая гипотеза. Поскольку в ходе проведения АЭ было выявлено, что в сознании ребенка в возрасте 4-5 лет (самые маленькие испытуемые) предмет, обозначаемый словом-стимулом, фиксируется 155
гештальтно. Следовательно, дефиниции, предложенные детьми в этой возрастной группе, будут, вероятно, строиться с опорой на внешние параметры: действие предмета, действие с предметом. Поскольку содержательную основу сознания ребенка составляет личностный перцептивный опыт, другая возможная стратегия построения дефиниции, вероятно, будет состоять в опоре на элементы этого личностного опыта. По мере взросления ребенка личностный перцептивный опыт вытесняется абстрактным мышлением, а значит, более старшие испытуемые будут давать больше определений, основу которых составляют понятийные компоненты. Как указывается в толковых словарях, дефиниция - это определение, истолкование какого-либо понятия [Лопатин 2007]. Во-первых, дефиниция должна содержать перечисление свойств, характеристик определяемого понятия; называть существенные признаки, отличающие это понятие от других; давать указание на класс предметов, из числа которых необходимо выделить описываемый предмет. Во-вторых, дефиниция не должна быть слишком широка; не должна определяться через саму себя или через синоним; не должна быть двусмысленна или метафорична; не должна быть предвзята. Таким образом, при формулировании дефиниции не должно быть дефиниций, которые могут быть отнесены к группам метафора, моделирование ситуации, дробление, контекстуальные реакции, неинтерпретируемые, эмотивные реакции, повтор стимула. Так как эксперимент по формулированию дефиниций был направленным, в ходе него ожидалось, что испытуемые будут давать рефлексивные ответы, а следовательно, прибегать к отличным от АЭ стратегиям, в ходе обработки полученных результатов возникла необходимость уточнить и дополнить классификацию по характеру механизма ассоциирования: 1) категоризация (то, как понятие представлено в сознании ребенка): а) родовидовые отношения (например, карандаш - это письменная принадлежность; рисование - это искусство, занятие); 156
б) метафора (называние сходного по образу предмета с в) объективный признак предмета (например, конфета - это г) действие - действие предмета, действие с предметом д) дробление («препарирование» обозначаемого словом- 2) по способу ассоциирования: а) контекстуальные реакции:
б) повтор (например, дом - домик); в) шаблон; г) повтор одного из предыдущих стимулов или реакция на один 3) реакции, в которых проявляется синтагматика: - моделирование ситуации (например, игра - это, когда дети играют в
Реакции испытуемых, относящиеся ко всем возрастным группам, были расклассифицированы с опорой на данную классификацию.
Вся работа доступна по ссылке |
|