Быстрый переход к готовым работам
|
ОЛИМПИЯ АРХАИЧЕСКОЙ ЭПОХИ (600—480 гг. до н. э.)
Следы человеческой деятельности на территории Олимпии фиксируются уже для эпохи ранней бронзы. В историческое время Олимпия — это «роща Зевса Олимпийского»,’ ОХирлт'юи Д169 aXoos (Pind. Isthm. II. 27 f.). В Олимпии находился священный участок (терєуо?) Зевса (Pind. Nem. VI. 61; Xenophan. Fr.
На месте классического Пелопиона существовал доисторический тумулус — погребальный холм, датируемый, по мнению Й. Рамбаха, раннеэлладским периодом II — около 2600/2500 г. до н. э.[1] Этот тумулус — первый из известных на сегодняшний день следов человеческой деятельности в Олимпии[2]. Не исключено то, что тумулус имел ритуальное значение. После заката культуры раннеэлладского периода II территория Олимпии не была заселена до второй половины раннеэлладского периода III, когда около 2150/2100 г. к северу и востоку от тумулуса возникло поселение из апсидальных домов. Археологические данные позволяют говорить применительно к раннеэлладскому периоду III об организованном культовом пространстве или даже «святилище» в Олимпии. Вопрос о наличии в Олимпии чисто микенских слоев и материала, сакрального или профанного характера, остается пока открытым[3]. Континуитет в сфере культа между микенской и протогеометрической эпохами не прослеживается. Между следами раннебронзового периода и зарождением греческого святилища зияет пропасть в 1000 лет[4]. Доисторический тумулус, находившийся под священным участком Пелопса, считался, без сомнения, могилой этого героя, когда здесь был учрежден его культ. Связь самых ранних вотивов и предметов, имеющих отношение к жертвоприношениям, с областью Пелопиона и доисторических построек делает вероятным предположение, что учреждение олимпийского культа в начале железного века базировалось на почитании следов древнейшей деятельности. Пиндар в X Олимпийской оде упоминает об основании Гераклом святилища Зевса «у могилы Пелопса» — сгар.аті тгар ПеХотто? (24 f.), и литературная традиция в данном случае не противоречит данным археологии. Подобная привязка вновь учреждаемого культа к сохранившимся следам древних поселений имела место и в других древнегреческих святилищах: в Дельфах, на Делосе, в аргосском Герайоне, Менелайоне, в Элевсине[5]. Г. Кириляйс допускает, что первоначально на месте древнего холма возник культ героя — Пелопса, на который только позднее наложился культ Зевса. С другой стороны, не исключено, что особая связь Пелопса и Олимпии, собственно культ героя развился только в позднюю архаику или классику, так как данные Павсания относятся к гораздо более позднему времени[6]. Пелопион, кости Пелопса, о которых говорит Павсаний (V. 13. 6), являлись изначально знаками дорийско-пелопоннесской принадлежности Олимпии, так как Пелопс — это эпонимный герой Пелопоннеса. Кроме того, это и местный герой. Таким же образом могила Аркада с его костями в Мантинее (Paus. VIII. 9. 3) является памятником-символом аркадской общности[7]. Со временем, однако, локальный культ станет частью панэллинского культа в Олимпии, и соответствующий памятник, символ локальной идентичности, органично впишется в художественный ансамбль святилища. В Дельфах следы культа для микенского времени более значимы, чем в Олимпии. Зато темные века (1000—800 гг. до н. э.) — не обозначены в Дельфах следами культа. В Олимпию уже до 800 г. делают многочисленные посвящения локального характера. Для Дельф не характерна такая связь с конкретным регионом. Треножники в Дельфах раннего периода не столь многочисленны, как в Олимпии, хотя треножник играл в святилище Аполлона особую роль. Космополитическому характеру Дельф соответствует большое число негреческих посвящений. Это также отличает Дельфы от Олимпии[8]. На рубеже II и I тыс. до н. э. начинается собственно история известного нам олимпийского святилища. Число вотивов геометрической эпохи и мастерство их исполнения делают Олимпию основным центром, где находят предметы искусства этой эпохи, а широкий географический спектр их происхождения указывает на надрегиональное значение Олимпии уже в VIII в. до н. э.[9] Известно более 6000 ранних статуэток, посвященных в Олимпию: свыше 4000 бронзовых и более 2000 терракотовых. Олимпия выступала в роли места, где периодически конкурировали мастерские Коринфа, Спарты, Аргоса или — как свидетельствуют треножники — Афин[10]. Вотивные фигурки животных в Олимпии более многочисленны, чем в других местах[11]. Ранние вотивные мужские и женские фигурки немногочисленны по сравнению со статуэтками, представлявшими животных[12]. Среди антропоморфных терракотовых статуэток доминируют возницы колесниц, вооруженные мужчины и мужские изображения без атрибутов; меньше женских статуэток в диадеме. Антропоморфные бронзовые фигурки отличаются большим разнообразием по сравнению с глиняными: встречаются изображения женщин без атрибутов, фигурки в хороводе, всадники, кентавры[13]. В Олимпии обнаружено, с учетом фрагментов, более 100 моделей колесниц из глины и бронзы[14]. Почти все глиняные фигурки геометрического и раннеархаического времени происходят из одной действовавшей здесь с X в.
мастерской, 80% их датируются VIII в. Бронзовые фигурки имеют разное происхождение: из Аргоса (IX в.), Спарты, Коринфа. Р1о все они, как видим, представляют пелопоннесскую традицию[15]. Если считать, что число посвящаемых в Олимпию статуэток из глины и из бронзы было приблизительно равным, а до нас дошло 10% тех и других (это очень большое число), то мы получаем примерно 80000 вотивных фигурок на период в 350 лет; это 200 и 250 посвящений в год или же в среднем 900 посвящений в один четырехлетний цикл[16]. [1] Rambach J. Olympia — 2500 Jahre Vorgeschichte vor der Griindung des eisenzeitlichen griechischen Heiligtums // Olympia 1875—2000... S. 182, 185. [2] Ibid. S. 189; OlBer XII. 2003. S. 6 ff. [3] Rambach J. Olympia — 2500 Jahre Vorgeschichte... S. 191—200. [4] Kyrieleis H. Zu den Anfangen des Heiligtums von Olympia // Olympia 1875—2000... S. 217. [5] Ibid. S.218. [6] Ibid. S. 219. [7] Jost M. Op. cit. P. 370. [8] Maas М. Das antike Delphi: Orakel, Schatze und Monumente. Darmstadt, 1993. S. 126—128. [9] Kyrieleis H. Zu den Anfangen des Heiligtums von Olympia... S. 214. [10] Heilmeyer W.-D. Olympia und die Entdeckung der geometrischen Plastik // Olympia 1875— 2000... S. 86 f. [11] Ibid. S. 88. [12] Ibid. S. 87. Anm. 7. [13] OlBer IX. 1994. S. 172. [14] Himmelmann N. Friihe Weihgeschenke in Olympia // Olympia 1875—2000... S. 95. [15] FaO. S. 30 f. [16] Heilmeyer IV.-D. Olympia und die Entdeckung der geometrischen Plastik... S. 89.
Вся работа доступна по ссылке |
|