У нас уже 22592 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Полисные посвящения в честь военных побед (политические памятники).

С конца VI и в течение V в., особенно после греко-персидских войн, политический и исторический аспекты в посвящениях греков все более выступают на первый план; начинают преобладать мотивы репрезентации[1]. Начиная с рубежа VI и V вв., особенно после греко-персидских войн, собственная история начинает восприниматься как нечто сравнимое по значению с героической эпохой. Греческое искусство продолжает говорить языком мифа, но сейчас человек апеллирует к мифу, чтобы осознать собственное значение. Наблюдается тенденция к профанному искусству. В первой половине V в. греки в искусстве и науке, о чем говорилось выше, начинают проявлять интерес к современным историческим событиям. Первыми собственно историческими произведениями, о которых мы знаем, были картины в Пестром портике в Афинах (около 460/50 г.). В целом же, историческая тема редка в греческом искусстве. На аттических вазах после 490

 

г. появляются изображения битв с персами. Отсюда тема греческой истории переходят в монументальное искусство. Импульсы могут исходить при этом в значительной степени от отдельных личностей или же от полиса[2].

Греческие исторические произведения имели политический характер. В V

в.  начинается целенаправленное, осознанное использование искусства в сфере политики. Появляются политические в прямом смысле этого слова памятники. Около 500 г. появилась первая почетная публичная скульптура — группа тираноубийц. Вскоре после этого были созданы первые сохранившиеся

375

портреты — Фемистокла и Павсания . Статуарная группа тираноубийц на афинской агоре стала первым собственно политическим памятником в Греции[3].

Греко-персидские войны, как никакое другое событие, послужили панэллинской пропаганде и стали поводом для монументальных посвящений и памятников. Большинство памятников, появившихся в греческих святилищах в связи с греко-перидскими войнами, были посвящены из военной добычи. Посвящения на средства из добычи составляли, в целом, большую часть исторических памятников греков. В искусстве эпоха греко-персидских войн —

377

это время перехода от архаики к классике . Среди построек, посвящаемых за победу, преобладали храмы. Распространено было сооружение трофеев, посвящение статуй богов. В числе богов, статуи которых посвящались в благодарность за победы, выделяются четыре божества — Зевс, Аполлон, Афина и Ника. Существует мнение, что трофей представляет собой статую Зевса как гаранта победы одной из сторон, высшего арбитра в споре. Зевсу приносили благодарственные жертвы как Элевтерию и Сотеру. Если в эллинистическую эпоху Зевс Элевтерий стал покровителем индивидуальной свободы, то в классическое время это был прежде всего бог свободы полисов[4].

Первой битвой, отмеченной крупными посвящениями, стала марафонская. Павсаний называет ряд трофейных посвящений афинян и платейцев после Марафона: в Афинах — Афина Промахос Фидия на Акрополе (I. 28. 2; IX. 4. 1), храм Эвклеи (I. 14. 5); в Платеях — храм Афины Арейи с картинами Полигнота и Онасия (IX. 4. 1); в Дельфах — сокровищница афинян (X. 11. 5), памятник Фидия с 13 статуями (X. 10. 1 f.), золотые щиты на эпистиле храма Аполлона (X. 10. 4). Как видим, в Олимпии афиняне и платейцы не воздвигли монументальных посвящений, в то время как в Дельфах появилось целых три посвящения.

Однако есть несоответствие между масштабом посвящений и масштабами марафонской добычи. Некоторые памятники, воздвигнутые в честь позднейших побед, в которых принимали участие афиняне, приписывались впоследствии в афинской традиции марафонской победе. Реальное число марафонских памятников меньше: это десятина в виде тринадцатифигурной группы Фидия[5]; мидийский шлем в Олимпии; известный только из Павсания храм Эвклеи в Афинах[6]; посвященная афинянином Каллием в Дельфы статуя лошади (Paus. X. 18. I)[7].

Афинская сокровищница в Дельфах была, вероятно, построена в 490— 485 г.[8], то есть после битвы при Марафоне. В связи со спорным поводом для посвящения бросаются в глаза две особенности тем скульптурного оформления. 1) Впервые в аттическом искусстве в этом памятнике объединены деяния Тесея и Геракла. Обоим циклам посвящены несколько метоп и акротерии (скачущие амазонки), тематически к ним близка амазономахия Тесея на восточных метопах. Не исключено, что и на фронтонах были представлены Тесей и Геракл. Оба героя связаны с Марафоном. 2) Вероятно, впервые в оформлении этой сокровищницы получает отражение тема афинской амазономахии как мифической аналогии к битве. Этот сюжет занимает главную сторону сооружения — восточные метопы и акротерии . Относительно связи сокровищницы с марафонской битвой есть другое предположение. Сокровищница афинян датируется на основании технических и иконографических деталей рубежом VI и V в., когда афиняне чествовали свои первые победы в Азии. Работа была прервана и через некоторое время возобновлена. После марафонской победы сокровищница стала символом единого полиса, победы в этой битве, а малоазиатские победы были забыты[9].

О многофигурной скульптурной группе, поставленной афинянами в Дельфах в честь марафонской победы в качестве десятины, нам известно

•>ос

только из Павсания (X. 10. 1 f.)                .   Были изображена Афина, Мильтиад,

Аполлон, семь из десяти героев клисфеновских фил и, вместо Аякса, Энея и Гиппотоонта, Тесей, Кодр и Нелей. Сделал статуи Фидий, что ведет к датировке посвящения временем не непосредственно после Марафона, а, вероятно, временем после победы при Эвримедонте в 469 г., когда Кимон отметил победу своего отца. Посвящением собственно за победу афинян при Эвримедонте стало изображение Афины на пальме, стоявшее возле северо- восточного угла храма (Paus. X. 15. 4 f.). Аналогичный памятник (пальма) был воздвигнут на Делосе[10]. К. Штелер считает, что приписывание Павсанием скульптурной группы марафонской победе и определение центральной фигуры, стоявшей между Афиной и Аполлоном, как полководца Мильтиада сомнительно. Более вероятно, что Мильтиад здесь фракийский царь афинского происхождения: памятник отражает претензии Афин на Северную Эгеиду — Фракию. В композиции наблюдаются аналогии с посвящением из Аполлонии в Олимпии[11].

Афины сделали наибольшее число посвящений в Дельфы; их посвящения

388

стояли в разных местах святилища Роль афинян в Дельфах очевидна. Что касается Олимпии, то, как указывалось выше, монументальных афинских посвящений здесь не было. Предполагаемый трофей афинян из персидской добычи[12] был снесен при перестройке стадиона в 60-е гг. V в., и его части оказались в насыпи стадиона и в колодцах. Прочие найденные в Олимпии образцы персидского оружия и доспехов, концентрирующиеся на западном конце стадиона, нельзя с определенностью отнести к подобным посвящениям, хотя это и возможно[13]. Показательно, однако, замечает Г. Филип, что большой памятник в честь марафонской победы афиняне посвятили все-таки в связанные с Афинами Дельфы[14].

Не менее значительные, нежели афинские, посвящения делались греками, сражавшимися с персами, совместно. Панэллинская симмахия обозначается в источниках как «эллины» ". Посвящения в честь морских битв были воздвигнуты в Дельфах, на Истме, в Афинах, на Сунии, на Саламине . Одно из них — статуя Аполлона в Дельфах высотой 12 локтей, то есть 5,35 м, с частью корабля в руке (Hdt. VIII. 121; Paus. X. 14. 5), стоявшая перед восточной стороной храма, — посвящена симмахией 480 г.[15] Дельфы — единственное святилище, куда греки сделали посвящения после победы при Саламине[16].

 

[1] Hintzen-Bohlen В. Herrscherreprasentation im Hellenismus:                                 Untersuchungen zu

Weihgeschenken, Stiftungen und Ehrenmonumenten in den mutterlandischen Heiligtumem Delphi, Olympia, Delos und Dodona. Koln; Weimar; Wien, 1992. S. 11.

[2] Holscher Т. Griechische Historienbilder... S. 200—205, 211 f.

[3] Holscher T. Bilderwelt, Formensystem, Lebenskultur. Zur Methode archaologischer Kulturanalyse 11 Studi italiani di filologia classica LXXXV. Annata terza serie. Vol. 10. Fasc. I—II. Firenze, 1992. P. 465.

[4] LonisR. Op. cit. P. 139, 161, 165, 181.

[5] Gauer W. Weihgeschenke aus den Perserkriegen... S. 25.

[6] Ibid. S. 70.

[7] Ibid. S. 26.

[8] Ibid. S. 45—65.

[9] Jacquemin A. Delphische Denkmaler des 5. Jahrhunderts... S. 191.

[10] Maafi M. Das antike Delphi... S. 190 f.

[11] Stabler K. Zum sog. Marathon-Anathem in Delphi... S. 191—199.

[12] О шлеме, посвященном афинянами, и шлеме, предположительно принадлежавшем Мильтиаду, см. главу II/1/2.

[13] Baitinger Н, Op. cit. S. 128, 136, 139.

[14] Philipp Н. Op. cit. S. 85. Anm. 34.

[15] Ibid. S. 71 f.

393 Jacquemin A. Delphische Denkmaler des 5. Jahrhunderts... S. 192.

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/200522.html   

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:


© 2006-2016. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.