Быстрый переход к готовым работам
|
Арабо-палестинское общество к началу XX столетия и вызов сио¬низма«Палестина», как историко-географическое понятие, существовала в разных культурных традициях. Однако под этим понятием подразумевался регион в достаточно расплывчатых границах[1]. Несмотря на многообразие представлений, ядром историко-географического понятия «Палестина» всегда являлась территория, расположенная между Средиземным морем и рекой Иордан*. Отсутствие точных и однозначных границ Палестины было следствием того, что она рассматривалась в качестве интегральной части более обширного географического региона исторической Сирии. В свою очередь, арабское завоевание[2], приведшее к расселению на этой территории многочисленных арабских племен и созданию, по прошествии веков, единого арабского моноэтнического пространства, стало вехой определившей дальнейший путь общего исторического развития всех частей региона. Расселившиеся на территории исторической Сирии арабские племена принесли с собой, наряду с религией и обычаями, свою традиционную систему социальных связей и взаимоотношений, исконно функционировавшую в арабских оседлых племенах Аравийского полуострова[3]. Как писал известный русский дипломат и востоковед XIX в. К.М. Базили: «Арабское завоевание ввело в Сирию то феодальное устройство, которое и поныне (середина XIX в. -Г.Б.) существует»[4]. Основным составным элементом арабского племени были семьи-кланы (хамула)[5]. Эти семьи имели различный статус в племени и, соответственно, играли различные по значимости роли в его внутренней жизни. Знатность той или иной семьи являлась наследием исторической традиции и не подвергалась сомнению. Во главе племени стоял шейх (старейшина) - наиболее уважаемый и авторитетный член одной из традиционно знатных семей[6]. С началом в 1516 г. периода османского владычества на территории исторической Сирии[7], «арабская народность, хотя и лишилась политической своей самобытности вместе с халифатом, сохранила ... гражданский свой элемент и свое дворянство»[8], то есть, социальная система полностью сохранила свой исконный вид. В условиях слабости центральной власти и развития центробежных тенденций в провинциях Османской империи, наблюдавшихся во второй половине XVIII - начале XIX вв., власть шейхов в конкретных областях исторической Сирии была фактически бесконтрольной - никем и ничем неограниченной[9]. Такая ситуация наблюдалась и непосредственно на территории Палестины, уже в начальный период арабского владычества фактически разделенной, пришедшими с Аравийского полуострова племенами, на зоны влияния (или «княжества»)[10]. Позднее, в ходе административных преобразований, предпринятых османскими властями, эти «княжества» вошли в состав разных вилайетоводнако при номинальном подчинении пашам*, внутреннее их устройство, с четким разграничением ролей и зон влияния, оставалось неизменным. К началу XIX в. в Палестине сложилась ситуация, когда практически вся ее территория была поделена между несколькими шейхами и их семейными кланами[11]. Эти шейхи, находились вне системы власти, а, следовательно, были неподконтрольны правительственным институтам и, более того, о «всегда готовы к восстанию, на чей бы то ни было призыв» . Такая ситуация, естественно, не благоприятствовала как экономическому, так и социальнополитическому развитию Палестины. Несмотря на это шейхи старались сохранить существовавшую архаичную социальную систему, гарантировавшую неприкосновенность высшего общественного статуса им и их наследникам[12]. Бороться же с всевластием шейхов в Палестине османские власти не могли или не считали необходимым, тем более, что лидирующий статус старейшин был, с точки зрения местного населения, абсолютно легитимным. Ситуация изменилась после оккупации Палестины египетскими войсками под командованием Ибрагим-паши* в 1931 г. Предпринятые новыми властями меры были направлены именно на слом веками складывавшейся системы социальных взаимоотношений и в первую очередь на ликвидацию главенствующего статуса племенной знати. Результатом жесткого претворения в жизнь задуманных Ибрагим-пашой реформ стало упорядочение системы управления, повышение уровня безопасности и, как следствие, установление благоприятных условий для экономического развития подвластных террито- рий, привлечению западных торговых компаний и активизации внешней торговли[13].
Ответом на политику Ибрагим-паши стало недовольство традиционной племенной знати. Реформы вызвали у нее обострение чувства самосохранения и привели к восстанию[14], движущей силой которого стали племенные шейхи и представители городских аристократических семей . Таким образом, восстание населения Палестины (хотя и подавленное), продемонстрировало невозможность проведения любых преобразований без учета интересов племенной знати. Возвращение Палестины в лоно Османской империи в 1840 г. ознаменовалось некоторым умиротворением местной знати, ожидавшей восстановления прежних порядков. Однако эти ожидания оказались напрасными - имперские власти не желали возвращения к ситуации бесконтрольного главенства племенной аристократии. Один высокопоставленный османский военный чин говорил, обращаясь к «непокорным шейхам»: «В прошлом турецкое правительство было слабым в Сирии, и мы не всегда могли принудить вас повиноваться нам, но теперь мы сильны, и если вы проявите неповиновение, я ... сброшу вас в море»[15]. Политика «танзтшта»* была призвана укрепить государственную власть в провинциях и изменить существовавшую в них социальнополитическую ситуацию. Однако, в отличие от реформ Ибрагим-паши, османское правительство было более осторожно в своих действиях. Оно не стремилось разрушить существовавшую социальную систему, власти хотели лишь институциализировать взаимоотношения внутри нее, дабы получить
возможность контролировать функционирование этой системы и отдельных ее элементов[16]. Такая тактика являлась необходимостью для центральных властей. В проведении задуманных реформ администрации была необходима помощь местной лояльной аристократии, которая должна была сыграть роль посредника (медиатора) между местным населением и центром. Интеграция же традиционной знати в административную структуру, с одной стороны, позволяла аристократическим семьям сохранить лидирующий общественный статус, с другой, ставила их в зависимость от имперских властей . Таким образом, правительство пыталось создать новый главенствующий «класс» нотаблей- чиновников, который должен был стать его опорой в регионе.
[1] Например, известно о существовании в иудео-христианской традиции понятия «библейская Палестина»; в византийской географической традиции название «Палестина» носили три разлігчньге области; в составе арабского халифата существовал «Джунд Филастын» (т.е. палестинский военный округ). Однако ни одна из указанных географических территорий не совпадала по очертаниям друг с другом и с той территорией, что в последствии была отведена под британское мандатное управление. * В дальнейшем, для того чтобы избежать путаницы, именно территория, определенная в 1920 г. в качестве подмандатной Палестины, будет подразумеваться под понятием «Палестина». [2] Завоевание территории исторической Сирии арабами завершилось в 638 г. взятием Иерусалима (подробнее см.: Большаков О.Г. История Халифата. Т.2. Эпоха великих завоеваний (633-656). - М.: Вост. лит., 2002. - стр.69-74). [3] Подробнее о племенной системе арабов см.: Коротаев А. В. «Апология трайбализма»: племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ (по материалам Северо-Восточного Йемена)//Социологический журнал №4, 1995 [4] Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях, М.: Мосты культуры, 2007, - стр.39 [5] Подробнее о роли семьи-клана в социальной системе Палестины см.: Hassassian М. Palestine fractionalism in the national movement (1919-1939). Jerusalem, PASSIA Publication, 1990. - p.36; Farsoun S.K. Culture and customs of the Palestinians, Greenwood Publishing Group, 2004. - p.32-37; Раррё I. A history of modem Palestine: one land, two peoples, Cambridge University Press, 2004, - p. 14-15 [6] По определению K.M. Базили: «Шейх собственно значит старец, староста. Есть шейхи, которые совершенно соответствуют нашим старостам. Есть также аристократические семейства шейхов, коим этот почетный титул наследственно присвоен вместе с политическими преимуществами, с ним сопряженными» (Базили К.М., там же, стр. 41). [7] Завоевание территории исторической Сирии османскими войсками завершилось по достижении ими Г азы 30 ноября 1516 г. (подробнее о ходе завоевания см.: Иванов Н.А. Османское завоевание арабских стран (1516-1574), - М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 2001. - стр.35-43). [8] Базили К.М., там же, - стр.40 [9] Подробнее о роли шейхов в палестинских регионах в условиях османского правительства см.: Doumani В. Rediscovering Palestine: merchants and peasants in Jabal Nablus, 1700-1900, University of California Press, 1995, - p. 30-64; Yazbak M. Haifa in the late Ottoman period, 1864-1914: a Muslim town in transition, Leiden: Brill, 1998. - p.7-16 [10] Базили K.M., там же, стр.39-40 ' Вилайет (араб, мутасарифия) - самая крупная административно-территориальная единица в Османской империи. [11] По словам К.М. Базили к 1830-м гг.«прибрежная полоса едва была освобождена от Мехмет-бея Абу Набута. Семейство шейхов Абу Гош занимало иудейское ущелье. Шейхи Амр владели южными ущельями Палестинских гор и Хевроном (районом Джабаль Халиль). Шейхи Самхан были главами конфедерации небольших племен, занимавших северные отрасли Иудейских гор. Наблус и вся Самария пребывали в открытом бунте, как только ее шейхи из семейств Джерар, Токаи (Тукан), Баркауи и Абд аль-Хади забывали свои внутренние вражды» (Базили К.М. там же, - стр.200). [12] Yazbak М., Ibid., р. 16-18; Abu Manneh В. The Husaynis: The Rise of a Notable Family in 18th Century Palestine in Kushner D. Palestine in the late Ottoman period: political, social, and economic transformation, BRILL, 1986. - p.93-109 ’ Ибрагим-паша - сын Мухаммада Али - османского наместника (хедифа) в Египте. После оккупации исторической Сирии он был назначен египетским наместником на этой территории. [13] Kimmerling В., Migdal J. The Palestinian people: a history Harvard University Press, 2003. - p.6-12; Kramer G., A history of Palestine: from the Ottoman conquest to the founding of the state of Israel, Princeton University Press, 2008. - p.63-69 [14] «Последней каплей», приведшей к восстанию 1834 г., центрами которого стали Наблус и Иерусалим, было решение Ибрагим-паши о конфискации оружия у знатных семей. [15] Kimmerling B., Migdal J., Ibid., p. 15 * Танзимат - реформы, проводившиеся османскими властями в 40-е - 50-е гг. XIX в. Политика танзимата включала целый ряд реформ в экономической, политической, административной и т.д. сферах. [16] Yazbak М., Ibid., р.28-29
Вся работа доступна по ссылке https://mydisser.com/ru/catalog/view/199661.html
|
|