У нас уже 176407 рефератов, курсовых и дипломных работ
Заказать диплом, курсовую, диссертацию


Быстрый переход к готовым работам

Мнение посетителей:

Понравилось
Не понравилось





Книга жалоб
и предложений


 


Формирование первых палестинских политических организаций и их идейных воззрений

Первая мировая война для населения ближневосточного региона нача­лась со вступлением Османской империи в войну на стороне Германии[1]. Ве­дение военных действий против армий стран Антанты требовало мобилиза­ции всех ресурсов Империи и подавления возможных очагов внутренней оп­позиции. Следствием этого было ужесточение политики правительства. Дея­тельность арабских партий жестко пресекалась, многие их лидеры (в том числе палестинцы)[2] были казнены или подверглись другим репрессивным мерам. Была проведена масштабная мобилизация боеспособного населения в османскую армию, для ее же нужд у крестьян изымалось зерно и другая сельскохозяйственная продукция[3]. Кроме того, военные действия вызвали поток эмиграции с территории Палестины в более спокойные регионы[4].

В то же время за пределами Палестины происходила кристаллизация нового политического курса национального арабского движения. Существо­вало две взаимоисключающие точки зрения на будущее арабских провинций: проосманская и антиосманская. Первую представляла весьма немногочис­ленная группа - аль-иттихадиюн (юнионисты), выступавшая против отделе­ния арабских регионов от Империи. По мнению ее членов это стало бы ката­строфой для местного населения[5]. Вторую - отстаивали аль-ватаниюн (на­ционалисты), в конечном итоге одержавшие верх, ратовавшие за борьбу про­тив «османского гнета» и скорейшее создание независимого арабского госу­дарства[6].

Однако судьба региона в целом и Палестины в частности, решалась не в ходе дискуссий в стане национального движения, ее должны были решить великие державы. Как казалось в начале, симпатии стран Антанты (по край­ней мере, Великобритании) были на стороне арабов. Они даже получили «га­рантии» от правительства Великобритании о том, что по окончании войны оно всесторонне поддержит создание единого независимого арабского госу­дарства. В ответ на эти «гарантии» арабы должны были поддержать союзные войска на ближневосточном театре военных действий .

В мае 1916 г. Великобритания и Франция заключили секретное согла­шение Сайкс-Пико, о разделе сфер влияния на территории бывших арабских провинций Османской империи[7]. Суть этого соглашения открыто противоре­чила англо-арабским договоренностям (Хусейн-МакМагон). Однако «Вели­кая арабская революция»[8] находилась в своей активной фазе, независимость арабских регионов уже была провозглашена, а шериф Хусейн был признан «королем арабов»[9]. Таким образом, окончательное решение судьбы «араб­ской уммы» откладывалось на период послевоенных переговоров.

Статус Палестины, как естественной части будущего арабского госу­дарства, был очевиден для руководителей арабского национального движе­ния. Но лидеры сионистов отчетливо понимали, что в случае вхождения Па­лестины в состав гипотетического арабского государства, мечты о «еврей­ской Палестине» станут не осуществимыми. В свете этого, Хаим Вейцаман, один из лидеров В СО, предпринял ряд дипломатических усилий для привле­чения поддержки правительства Великобритании. Результатом этих усилий стало письмо лорда Артура Бальфура, министра иностранных дел Велико­британии, барону Ротшильду, оставшееся в истории под названием «Декла­рация Бальфура» . В виду огромного влияния, которое этот документ оказал на дальнейшее развитие событий в Палестине, необходимо процитировать его полностью. В письме А. Бальфура говорилось: «Правительство Его Вели­чества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине “нацио­нального очага” для еврейского народа и приложит все усилия для содейст­вия достижению этой цели ... при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране»[10].

Несмотря на то, что этот лаконичный документ носил весьма некон­кретный характер, он был однозначно воспринят в сионистской среде, как поддержка Великобританией еврейской колонизации Палестины. А после то­го, как части британской армии под командованием генерала Сэра Эдмунда Алленби 9 декабря 1917 г. вошли в Иерусалим и овладели всей южной ча-

стью Палестины[11], ВСО могло в полной мере рассчитывать на поддержку Британской военной администрации[12].

Приход британских войск был с воодушевлением встречен как сиони­стами, так и местным арабским населением. В докладе полковника Вильяма Ормсби-Гора отмечалось, что «британские подразделения были встречены как освободители»[13]. Первое впечатление британского чиновника не было ошибочным. И аристократия, и представители образованного среднего класса на оккупированной части Палестины выражали «искреннюю» радость успе­хам британской «победоносной армии» (алъ-джейш алъ-музаффар), освобо­дившей их от «турецкого гнета» (зулъм алъ-атрак)[14].

Доброжелательное отношение местной аристократии было вызвано желанием «понравиться» британским властям и стремлением сохранить за собой административные посты. В это же время начинала формироваться но­вая политически активная группа, претендовавшая на лидерство в арабской среде Палестины, и ее отношение к англичанам было не однозначным. Эту ■ группу можно условно обозначить в качестве контрэлиты.

Контрэлиту составляла, по большей части, молодежь (средний возраст ее участников был примерно 30 лет) из представителей традиционной ари­стократии и образованного среднего класса. Во время своего обучения в уни­верситетах Стамбула, Дамаска и Бейрута, они принимали активное участие в деятельности арабских политических структур, а затем и непосредственно в событиях «Великой арабской революции»[15]. Участие в бурных событиях за пределами Палестины позволило им получить политический опыт, успешно

примененный в дальнейшем[16]. А их амбициозность помноженная на искрен­нюю приверженность идеалам арабского национализма и радикальный под­ход к решению региональных политических проблем, диктовала необходи­мость организовать свою деятельность для эффективного участия в полити­ческих процессах на палестинской арене. С этой целью в первой половине 1918 г. в различных городах Палестины начали создаваться политические ор­ганизации и общества, самыми крупными и влиятельными из них были «Арабский клуб» и «Литературное общество» основанные в Иерусалиме.

«Арабский клуб (Ан-Нади алъ-Арабий») в Палестине со штаб- квартирой в Иерусалиме был создан по подобию одноименной пансирийской организации существовавшей в Дамаске[17]. Несмотря на то, что эти организа­ции действовали автономно друг от друга, они имели определенные связи: обменивались посланиями, пытались координировать свою деятельность. Даже сами члены иерусалимского Клуба часто называли себя частью органи­зации в Дамаске. В марте 1920 г. лидеры Клуба убеждали членов других об­ществ в Иерусалиме в своем праве возглавить национальное движение в Па­лестине, говоря, что они являются «ячейкой «Арабского клуба» в Дамаске -

л

организации обладающей значительной силой» . Близкие отношения с Клу­бом в Дамаске, во многом объяснялись тем, что одним из его лидеров (а в те­чение некоторого времени и председателем) был шейх Абд аль-Кадир аль- Музаффар[18]. В 1923 г. он стал председателем иерусалимского Клуба.

Ведущей силой в Клубе были представители молодого поколения се­мьи Хусейни. Среди них был и Хадж Амин аль-Хусейни, будущий Великий муфтий и лидер палестинского национального движения, которому в то вре­мя был 21 год[19]. Кроме того, в его рядах были члены знатных аристократиче-

 

ских семей, Будейри и Алами, находившихся в «союзнических» отношениях с Хусейни[20]. Образованный средний класс также был представлен достаточно широко. Наиболее яркими его представителями были Иззат Дарваза и Ариф

л

аль-Ариф . В общей сложности к марту 1920 г. количество его членов дос­тигло 540 человек. Ячейки Клуба были в Газе, Наблусе, Тулькарме и Гали-

4

лее .

«Пансирийская» направленность Клуба, определяла его основную цель - достижение единства с Сирией, рассматривая при этом Палестину в качест­ве ее южной части. Сирийский вектор был актуален до тех пор, пока сущест­вовала возможность создания независимого государства. В одной из петиций Клуба в 1919 г. в адрес военного губернатора Иерусалима Р. Сторза говори­лось: «Южная Сирия есть часть единой Сирии ... отделение которой мы не потерпим ни при каких обстоятельствах, и мы готовы пожертвовать собой, защищая ее используя всю нашу силу»[21]. Но после того как Дамаск оказался в руках французских войск[22], внутрипалестинские проблемы были поставлены «во главу угла» деятельности Клуба.

 


[1] 5 ноября 1914 г.

[2] В январе 1916 г. в Иерусалиме были казнены 12 человек, среди них был муфтий Газы Ахмад Ариф аль- Хусейни и его сыновья. В мае 1916 г. была казнена еще одна группа арабов причастных к деятельности на­циональных политических партий.

[3] Нимр И., там же, - стр.132; Stein К. The Land Question in Palestine, 1917-1939, - p. 16-19,24).

[4] Kimmerling B., Migdal J. Ibid, - p.28

[5] Один из лидеров этой группы Шакиб Арслан говорил: «Я не думаю, что среди вас есть больший «араб», чем я. Откройте глаза на то, какие опасности угрожают арабской земле. Почитайте иностранные газеты, по­смотрите на те договоренности, которые опубликованы ... или вы не видите, что все они направлены на расчленения (арабской) земли и отчуждения ее частей в пользу Англии и Франции» (Дагир А. Музакарати аля хамиш аль-кадыя аль-арабия, Дэр аль-Кахира ли ат-Табаа, 1959. - стр.69).

[6] Аль-Хут Б., там же, - стр.45-46

[7] В соответствии с соглашение Сайкс-Пико (от 16 мая 1916) Палестина должна была находиться под между­народным управлением. Окончательная форма этого управления должна была быть определена после кон­сультаций с Российской Империей, а затем с другими союзниками и представителями шерифа Хусейна (Текст соглашения см.: Abd al-Hadi М. Palestine: Documents, PASSIA, 1997. - p.20-21)

[8] «Великая арабская революция» (Ас-Саура аль-Арабия аль-Кубра) началась 10 июня 1916 г. с провозглаше­ния шерифом Хусейном независимости арабских провинций Османской империи. Закончилось оно после вступления армии эмира Фейсала (сына шерифа Хусейна) в Дамаск 3 октября 1918 г. (подробнее об этих событиях см.: (Dawisha A. Arab nationalism in the twentieth century: from triumph to despair, Princeton University Press, 2003. - p.34-40, Provence M. The great Syrian revolt and the rise of Arab nationalism, University of Texas Press, 2005).

[9] 2 октября 1916 г. шериф Хусейн был провозглашен «королем арабов», в этот же день ему была принесена присяга (мубаиа).

[10] Евреи в современном мире. История евреев в новое и новейшее время: антология документов, Т.2, Мосты культуры, 2006. - стр.52б.Оригинальный текст «Декларации Бальфура» CM.:Dannus I. The Palestinians: а detailed documented eyewitness history of Palestine under British mandate, NY: 1GT Co., 1988. - p.64

[11] Окончательное поражение турецкой армии было нанесено в сражении при Мегиддо 19-20 сентября 1918 г., после этого Палестина перешла под полный контроль британских сил.

[12] Начиная с декабря 1917 г. по лето 1920 г. Палестиной управляла Администрация оккупированной враже­ской территории, во главе с Сэром Эдмундом Алленби. В соответствии с военным правом она должна была соблюдать «статус кво», избегать введения новых законов и, в ожидание создания постоянного правительст­ва, поддерживать порядок (Huneidi S. A broken trust: Herbert Samuel, Zionism and the Palestinians 1920-1925,

I.                           B.Tauris, 2001. - p.27).

[13] Westrate В. The Arab Bureau: British Policy in the Middle East 1916 - 1920, Penn State Press, 1988. - p.41

[14] Аль-Хут Б., там же, - стр.83

[15] В событиях «Великой арабской революции» принимали участие многие палестинцы. Среди наиболее из­вестных были Хадж Амин аль-Хусейни, Иззат Дарваза, Ариф аль-Ариф (Дарваза И. Нашаат аль-Харака аль- Арабия аль-Хадиса. - стр. 21-30; Аль-Хут Б., там же, - стр.75; Tauber Е. The formation of modern Syria and Iraq, Routledge, 1995, - p.l 1-49).

[16] Многие представители молодого поколения вернулись в Палестину после оккупации Иерусалима англича­нами.

[17] Khoury Ph. Urban Notables and Arab Nationalism: The Politics of Damascus 1860-1920, Cambridge University Press, 2003. - p.84

[18] Шейх Абд аль-Кадир аль-Музаффар (1880-1949) родился в Иерусалиме. Активный участник «арабского национального движения». Один из основателей, а в последствии и президент «Арабского клуба» в Дамаске. В период мандата был последовательным противником британского присутствия в регионе (Kabaha М. The Palestinian press as shaper of public opinion 1929-39: writing up a storm, - p.69).

[19] Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin al-Husayni and the Palestinian National Movement, Columbia University Press, 1992-p. 13

[20] Аль-Хут Б., там же, - стр.86

'                                 5 Ibid., p.99

[22] 25 июля 1920 г. Дамаск был без боя сдан французским войскам.

‘                                 7 Аль-Хут Б., там же, -стр.8б

«,

 

 

Вся работа доступна по ссылке

https://mydisser.com/ru/catalog/view/199661.html

Найти готовую работу


ЗАКАЗАТЬ

Обратная связь:


Связаться

Доставка любой диссертации из России и Украины



Ссылки:

Выполнение и продажа диссертаций, бесплатный каталог статей и авторефератов

Счетчики:

Besucherzahler
счетчик посещений

© 2006-2022. Все права защищены.
Выполнение уникальных качественных работ - от эссе и реферата до диссертации. Заказ готовых, сдававшихся ранее работ.