Быстрый переход к готовым работам
|
Формирование первых палестинских политических организаций и их идейных воззренийПервая мировая война для населения ближневосточного региона началась со вступлением Османской империи в войну на стороне Германии[1]. Ведение военных действий против армий стран Антанты требовало мобилизации всех ресурсов Империи и подавления возможных очагов внутренней оппозиции. Следствием этого было ужесточение политики правительства. Деятельность арабских партий жестко пресекалась, многие их лидеры (в том числе палестинцы)[2] были казнены или подверглись другим репрессивным мерам. Была проведена масштабная мобилизация боеспособного населения в османскую армию, для ее же нужд у крестьян изымалось зерно и другая сельскохозяйственная продукция[3]. Кроме того, военные действия вызвали поток эмиграции с территории Палестины в более спокойные регионы[4]. В то же время за пределами Палестины происходила кристаллизация нового политического курса национального арабского движения. Существовало две взаимоисключающие точки зрения на будущее арабских провинций: проосманская и антиосманская. Первую представляла весьма немногочисленная группа - аль-иттихадиюн (юнионисты), выступавшая против отделения арабских регионов от Империи. По мнению ее членов это стало бы катастрофой для местного населения[5]. Вторую - отстаивали аль-ватаниюн (националисты), в конечном итоге одержавшие верх, ратовавшие за борьбу против «османского гнета» и скорейшее создание независимого арабского государства[6]. Однако судьба региона в целом и Палестины в частности, решалась не в ходе дискуссий в стане национального движения, ее должны были решить великие державы. Как казалось в начале, симпатии стран Антанты (по крайней мере, Великобритании) были на стороне арабов. Они даже получили «гарантии» от правительства Великобритании о том, что по окончании войны оно всесторонне поддержит создание единого независимого арабского государства. В ответ на эти «гарантии» арабы должны были поддержать союзные войска на ближневосточном театре военных действий . В мае 1916 г. Великобритания и Франция заключили секретное соглашение Сайкс-Пико, о разделе сфер влияния на территории бывших арабских провинций Османской империи[7]. Суть этого соглашения открыто противоречила англо-арабским договоренностям (Хусейн-МакМагон). Однако «Великая арабская революция»[8] находилась в своей активной фазе, независимость арабских регионов уже была провозглашена, а шериф Хусейн был признан «королем арабов»[9]. Таким образом, окончательное решение судьбы «арабской уммы» откладывалось на период послевоенных переговоров. Статус Палестины, как естественной части будущего арабского государства, был очевиден для руководителей арабского национального движения. Но лидеры сионистов отчетливо понимали, что в случае вхождения Палестины в состав гипотетического арабского государства, мечты о «еврейской Палестине» станут не осуществимыми. В свете этого, Хаим Вейцаман, один из лидеров В СО, предпринял ряд дипломатических усилий для привлечения поддержки правительства Великобритании. Результатом этих усилий стало письмо лорда Артура Бальфура, министра иностранных дел Великобритании, барону Ротшильду, оставшееся в истории под названием «Декларация Бальфура» . В виду огромного влияния, которое этот документ оказал на дальнейшее развитие событий в Палестине, необходимо процитировать его полностью. В письме А. Бальфура говорилось: «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине “национального очага” для еврейского народа и приложит все усилия для содействия достижению этой цели ... при этом ясно подразумевается, что не должно производиться никаких действий, которые могли бы нарушить гражданские и религиозные права существующих нееврейских общин в Палестине или же права и политический статус, которыми пользуются евреи в любой другой стране»[10]. Несмотря на то, что этот лаконичный документ носил весьма неконкретный характер, он был однозначно воспринят в сионистской среде, как поддержка Великобританией еврейской колонизации Палестины. А после того, как части британской армии под командованием генерала Сэра Эдмунда Алленби 9 декабря 1917 г. вошли в Иерусалим и овладели всей южной ча- стью Палестины[11], ВСО могло в полной мере рассчитывать на поддержку Британской военной администрации[12]. Приход британских войск был с воодушевлением встречен как сионистами, так и местным арабским населением. В докладе полковника Вильяма Ормсби-Гора отмечалось, что «британские подразделения были встречены как освободители»[13]. Первое впечатление британского чиновника не было ошибочным. И аристократия, и представители образованного среднего класса на оккупированной части Палестины выражали «искреннюю» радость успехам британской «победоносной армии» (алъ-джейш алъ-музаффар), освободившей их от «турецкого гнета» (зулъм алъ-атрак)[14]. Доброжелательное отношение местной аристократии было вызвано желанием «понравиться» британским властям и стремлением сохранить за собой административные посты. В это же время начинала формироваться новая политически активная группа, претендовавшая на лидерство в арабской среде Палестины, и ее отношение к англичанам было не однозначным. Эту ■ группу можно условно обозначить в качестве контрэлиты. Контрэлиту составляла, по большей части, молодежь (средний возраст ее участников был примерно 30 лет) из представителей традиционной аристократии и образованного среднего класса. Во время своего обучения в университетах Стамбула, Дамаска и Бейрута, они принимали активное участие в деятельности арабских политических структур, а затем и непосредственно в событиях «Великой арабской революции»[15]. Участие в бурных событиях за пределами Палестины позволило им получить политический опыт, успешно примененный в дальнейшем[16]. А их амбициозность помноженная на искреннюю приверженность идеалам арабского национализма и радикальный подход к решению региональных политических проблем, диктовала необходимость организовать свою деятельность для эффективного участия в политических процессах на палестинской арене. С этой целью в первой половине 1918 г. в различных городах Палестины начали создаваться политические организации и общества, самыми крупными и влиятельными из них были «Арабский клуб» и «Литературное общество» основанные в Иерусалиме. «Арабский клуб (Ан-Нади алъ-Арабий») в Палестине со штаб- квартирой в Иерусалиме был создан по подобию одноименной пансирийской организации существовавшей в Дамаске[17]. Несмотря на то, что эти организации действовали автономно друг от друга, они имели определенные связи: обменивались посланиями, пытались координировать свою деятельность. Даже сами члены иерусалимского Клуба часто называли себя частью организации в Дамаске. В марте 1920 г. лидеры Клуба убеждали членов других обществ в Иерусалиме в своем праве возглавить национальное движение в Палестине, говоря, что они являются «ячейкой «Арабского клуба» в Дамаске - л организации обладающей значительной силой» . Близкие отношения с Клубом в Дамаске, во многом объяснялись тем, что одним из его лидеров (а в течение некоторого времени и председателем) был шейх Абд аль-Кадир аль- Музаффар[18]. В 1923 г. он стал председателем иерусалимского Клуба. Ведущей силой в Клубе были представители молодого поколения семьи Хусейни. Среди них был и Хадж Амин аль-Хусейни, будущий Великий муфтий и лидер палестинского национального движения, которому в то время был 21 год[19]. Кроме того, в его рядах были члены знатных аристократиче-
ских семей, Будейри и Алами, находившихся в «союзнических» отношениях с Хусейни[20]. Образованный средний класс также был представлен достаточно широко. Наиболее яркими его представителями были Иззат Дарваза и Ариф л аль-Ариф . В общей сложности к марту 1920 г. количество его членов достигло 540 человек. Ячейки Клуба были в Газе, Наблусе, Тулькарме и Гали- 4 лее . «Пансирийская» направленность Клуба, определяла его основную цель - достижение единства с Сирией, рассматривая при этом Палестину в качестве ее южной части. Сирийский вектор был актуален до тех пор, пока существовала возможность создания независимого государства. В одной из петиций Клуба в 1919 г. в адрес военного губернатора Иерусалима Р. Сторза говорилось: «Южная Сирия есть часть единой Сирии ... отделение которой мы не потерпим ни при каких обстоятельствах, и мы готовы пожертвовать собой, защищая ее используя всю нашу силу»[21]. Но после того как Дамаск оказался в руках французских войск[22], внутрипалестинские проблемы были поставлены «во главу угла» деятельности Клуба.
[1] 5 ноября 1914 г. [2] В январе 1916 г. в Иерусалиме были казнены 12 человек, среди них был муфтий Газы Ахмад Ариф аль- Хусейни и его сыновья. В мае 1916 г. была казнена еще одна группа арабов причастных к деятельности национальных политических партий. [3] Нимр И., там же, - стр.132; Stein К. The Land Question in Palestine, 1917-1939, - p. 16-19,24). [4] Kimmerling B., Migdal J. Ibid, - p.28 [5] Один из лидеров этой группы Шакиб Арслан говорил: «Я не думаю, что среди вас есть больший «араб», чем я. Откройте глаза на то, какие опасности угрожают арабской земле. Почитайте иностранные газеты, посмотрите на те договоренности, которые опубликованы ... или вы не видите, что все они направлены на расчленения (арабской) земли и отчуждения ее частей в пользу Англии и Франции» (Дагир А. Музакарати аля хамиш аль-кадыя аль-арабия, Дэр аль-Кахира ли ат-Табаа, 1959. - стр.69). [6] Аль-Хут Б., там же, - стр.45-46 [7] В соответствии с соглашение Сайкс-Пико (от 16 мая 1916) Палестина должна была находиться под международным управлением. Окончательная форма этого управления должна была быть определена после консультаций с Российской Империей, а затем с другими союзниками и представителями шерифа Хусейна (Текст соглашения см.: Abd al-Hadi М. Palestine: Documents, PASSIA, 1997. - p.20-21) [8] «Великая арабская революция» (Ас-Саура аль-Арабия аль-Кубра) началась 10 июня 1916 г. с провозглашения шерифом Хусейном независимости арабских провинций Османской империи. Закончилось оно после вступления армии эмира Фейсала (сына шерифа Хусейна) в Дамаск 3 октября 1918 г. (подробнее об этих событиях см.: (Dawisha A. Arab nationalism in the twentieth century: from triumph to despair, Princeton University Press, 2003. - p.34-40, Provence M. The great Syrian revolt and the rise of Arab nationalism, University of Texas Press, 2005). [9] 2 октября 1916 г. шериф Хусейн был провозглашен «королем арабов», в этот же день ему была принесена присяга (мубаиа). [10] Евреи в современном мире. История евреев в новое и новейшее время: антология документов, Т.2, Мосты культуры, 2006. - стр.52б.Оригинальный текст «Декларации Бальфура» CM.:Dannus I. The Palestinians: а detailed documented eyewitness history of Palestine under British mandate, NY: 1GT Co., 1988. - p.64 [11] Окончательное поражение турецкой армии было нанесено в сражении при Мегиддо 19-20 сентября 1918 г., после этого Палестина перешла под полный контроль британских сил. [12] Начиная с декабря 1917 г. по лето 1920 г. Палестиной управляла Администрация оккупированной вражеской территории, во главе с Сэром Эдмундом Алленби. В соответствии с военным правом она должна была соблюдать «статус кво», избегать введения новых законов и, в ожидание создания постоянного правительства, поддерживать порядок (Huneidi S. A broken trust: Herbert Samuel, Zionism and the Palestinians 1920-1925, I. B.Tauris, 2001. - p.27). [13] Westrate В. The Arab Bureau: British Policy in the Middle East 1916 - 1920, Penn State Press, 1988. - p.41 [14] Аль-Хут Б., там же, - стр.83 [15] В событиях «Великой арабской революции» принимали участие многие палестинцы. Среди наиболее известных были Хадж Амин аль-Хусейни, Иззат Дарваза, Ариф аль-Ариф (Дарваза И. Нашаат аль-Харака аль- Арабия аль-Хадиса. - стр. 21-30; Аль-Хут Б., там же, - стр.75; Tauber Е. The formation of modern Syria and Iraq, Routledge, 1995, - p.l 1-49). [16] Многие представители молодого поколения вернулись в Палестину после оккупации Иерусалима англичанами. [17] Khoury Ph. Urban Notables and Arab Nationalism: The Politics of Damascus 1860-1920, Cambridge University Press, 2003. - p.84 [18] Шейх Абд аль-Кадир аль-Музаффар (1880-1949) родился в Иерусалиме. Активный участник «арабского национального движения». Один из основателей, а в последствии и президент «Арабского клуба» в Дамаске. В период мандата был последовательным противником британского присутствия в регионе (Kabaha М. The Palestinian press as shaper of public opinion 1929-39: writing up a storm, - p.69). [19] Mattar Ph. The Mufti of Jerusalem: Al-Hajj Amin al-Husayni and the Palestinian National Movement, Columbia University Press, 1992-p. 13 [20] Аль-Хут Б., там же, - стр.86 ' 5 Ibid., p.99 [22] 25 июля 1920 г. Дамаск был без боя сдан французским войскам. ‘ 7 Аль-Хут Б., там же, -стр.8б «,
Вся работа доступна по ссылке |
|